Судья: Никитина Е.А. Дело № 07р-47/2016 (07р-1430/2015)
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 14 января 2016 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра образования и науки Волгоградской области ФИО1 по жалобе его защитника Д.А.И. на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области от 05 июня 2015 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 03 ноября 2015 года,
ус т а н о в и л:
05 июня 2015 года постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области заместитель министра образования и науки Волгоградской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 03 ноября 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
09 декабря 2015 года определением Ворошиловского районного суда г. Волгограда исправлена допущенная описка в резолютивной части вышеуказанного решения суда.
В жалобе в Волгоградский областной суд защитник ФИО1 – Д.А.И. оспаривает законность и обоснованность постановления административного органа и решения суда, просит их отменить, производство прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Исследовав материалы дела в полном объёме, проверив доводы жалобы, выслушав представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области К.Л.Л., полагавшего решение суда оставить без изменения, ФИО1, его защитника Д.А.И., поддержавших жалобу, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении № <.......> от 27 апреля 2015 года, в соответствии с Планом контрольных работы ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области на 2015 год, в структурном подразделении администрации г. Волгограда – Комитете (в проверяемом периоде министерство образования и науки Волгоградской области), расположенном по адресу: <адрес>, проведена проверка использования субсидии из федерального бюджета, предоставленной бюджетам субъектов РФ на реализацию государственной программы «Доступная среда» в части проведения мероприятий по формированию а субъектах РФ сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей – инвалидов, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №297 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы», за период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2014 года. Результаты проверки изложены в акте Росфиннадзора от 02 апреля 2015 года.
Проверкой установлено следующее. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №297 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Подпрограмма 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы «Доступная среда» содержит перечень основных мероприятий (приложение №3 государственной программы «Доступная среда»).
Пункт 16 перечня основных мероприятий государственной программы «Доступная среда» содержит мероприятие 1.16 «Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образование детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом».
Согласно разделу 2 государственной программы «Доступная среда» для обеспечения единообразного унифицированного подхода к реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» приказом Минтруда России от 06 декабря 2012 года №2575 утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других малообеспеченных групп населения.
Субъекты РФ (муниципальные образования) на условиях софинансирования участвуют в реализации следующих мероприятий: по линии Министерства образования и науки РФ «Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом.
В соответствии со ст. 129 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферы из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий Бюджетам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.130 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В порядке ст. 132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трёх лет.
Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года №1225 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 года и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства РФ» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по формированию в субъектах РФ сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2014 года №1348-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по формированию в субъекте РФ сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, согласно которому бюджету Волгоградской области предоставляется из бюджета Российской Федерации на указанные цели <.......> рублей.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Минобрнауки России письмом от 22 июля 2014 года №<.......> в адрес руководителей органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования направил перечень документов, которые необходимо приложить к соглашению.
Письмом от 01 сентября 2014 года №<.......> министерство образования и науки Волгоградской области направило в Минобрнауки России документы для заключения соглашения, в том числе заявку.
В ходе проверки выявлено, что Министерством образования и науки Волгоградской области в Минобрнауки России не представлены выписка из Закона о бюджете Волгоградской области, устанавливающая расходное обязательство Волгоградской области по финансированию проведения мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов и пояснительная записка к выписке из закона о бюджете Волгоградской области на 2014 год.
Губернатором Волгоградской области направлено письмо от 01 сентября 2014 года №<.......> в адрес Минобрнауки России, которым Правительство Волгоградской области гарантирует обеспечение софинансирование в объёме <.......> рублей из средств, областного бюджета в целях реализации в Волгоградской области мероприятий государственной программы «Доступная среда».
22 октября 2014 года между Минобрнауки России и Правительством Волгоградской области заключено Соглашение №<.......> о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на проведение мероприятий по формированию в субъекте РФ сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. 29 декабря 2014 года заключено дополнительное соглашение №<.......> к Соглашению от 22 октября 2014 года №<.......>.
Ответственным исполнителем областной целевой программы №805-п является Министерство труда и социальной защиты населения Волгоградской области, одним из соисполнителей Министерство образования и науки Волгоградской области.
Проверкой соблюдения условий предоставления в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Волгоградской области, предусмотренных п. 4 Правил и п. 1.2 Соглашения от 22 октября 2014 года №<.......> установлено следующее.
Министерством образования и науки Волгоградской области, как соисполнителем и главным распорядителем средств областного бюджета, не соблюдены положения областной целевой программы №805-п, а именно: своевременно не проинформирован ответственный исполнитель о необходимости внесения изменения в областную целевую программу №805-п в части включения мероприятий по формированию в Волгоградской области сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
Кроме этого, областная целевая программа №805-п не предусматривает значение показателя результативности указанного мероприятия.
Законом Волгоградской области об областном бюджете на 2014 год не предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства Волгоградской области в сумме <.......> рублей, на финансирование которого предоставлена субсидия.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 27 октября 2008 года №111-п утверждено Положение о порядке и сроках составления проекта областного бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Волгоградской области на очередной финансовый год и плановый период.
В силу п. 2.2 Порядка от 27 октября 2008 года №111-п главные распорядители средств областного бюджета при составлении проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период готовят проекты государственных программ Волгоградской области отдельно по действующим и принимаемым обязательствам, а также предложения по подготовке и реализации бюджетных инвестиций из областного бюджета и предложения по изменению бюджетных ассигнований на реализацию утверждённых государственных программ Волгоградской области.
Министерство образования и науки Волгоградской области, как главный распорядитель средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию областной целевой программы №805-п, не инициировало подготовку проекта правового акта о внесении изменений в областную целевую программу №805-п в части включения мероприятий по формированию в Волгоградской области сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов и значения показателя результативности указанного мероприятия, а также объёма принимаемых в 2014 году обязательств на реализацию указанного мероприятия за счёт средств бюджета Волгоградской области в сумме <.......> рублей.
В связи с чем, нарушены условия предоставления межбюджетных трансферов (в виде субсидии из федерального бюджета), предусмотренные п.п. «а», «в», «г» п.4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по формированию в субъектах РФ сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года №1225 и п. 1.2 Соглашения от 22 октября 2014 года №<.......>.
Средства субсидии из федерального бюджета в сумме <.......> рублей использовались Министерством образования и науки Волгоградской области в 2014 году при невыполнении обязательств, предусмотренных п.1.2 заключённого Соглашения от 22 октября 2014 года №<.......>.
Таким образом, по мнению должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, заместитель министра образования и науки Волгоградской области ФИО1 - уполномоченного органа администрации Волгоградской области, осуществляющего реализацию мероприятий, определённых Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по формированию в субъектах РФ сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года №1225 и соглашением от 22 октября 2014 №<.......>, и являющегося получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты в виде субсидии, нарушил условия их предоставления. Ответственность за данное нарушение предусмотрена по ст. 15.15.3 КоАП РФ.
03 ноября 2015 года, разрешая данное дело, судья Ворошиловского районного суда г. Волгограда исходил из того, что в 2014 году заместителем министра образования и науки Волгоградской области являлся ФИО1, ответственный за обеспечение соблюдения получателями субвенций, межбюджетных субсидий, условий, установленных при их предоставлении, выполнение Министерством полномочий главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, обеспечение исполнения полномочий Министерства по разработке, координации и сопровождению областных и ведомственных целевых программ в области образования в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, должностной компетенции, подготовку проектов правовых актов Волгоградской области в пределах компетенции курируемых отделов, не были приняты действенные меры, то есть его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Между тем, судьёй районного суда не учтено следующее.
Согласно ст. 15.15.3 КоАП РФ, совершение которой вменяется ФИО1, нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Возражая против предъявленного ему правонарушения ФИО1 в части отсутствия в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта РФ, на софинансирование которого осуществляется предоставление субсидии, поскольку Законом Волгоградской области об областном бюджете на 2014 год не предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства Волгоградской области в сумме <.......> рублей, на финансирование которого предоставлена субсидия, предоставил письма от 26 сентября 2014 года №<.......>, от 14 ноября 2014 года №<.......>, от 26 ноября 2014 года №<.......> (т.1 л.д. 148-154) за его подписью направленные министру финансов Волгоградской области, с просьбой внести изменения в Закон Волгоградской области от 20 декабря 2013 года №182-ОД «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и предусмотреть бюджетные ассигнования в 2014 году по софинансированию для реализации мероприятий Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы в сумме <.......> рублей, которые свидетельствуют о добросовестном исполнении обязанностей Министерством образования и науки Волгоградской области по соблюдению условия межбюджетного трансферта.
Что касается выводов о том, что Министерство как главный распорядитель средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию областной целевой программы №805-п, не инициировало подготовку проекта правового акта о внесении изменений в областную целевую программу №805-п в части включения мероприятий по формированию в Волгоградской области сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов и значения показателя результативности указанного мероприятия, а также объёма принимаемых в 2014 году обязательств на реализацию указанного мероприятия за счёт средств бюджета Волгоградской области в сумме <.......> рублей.
В материалах дела имеются структура министерства образования и науки Волгоградской области (т.1 л.д. 246, 247), положение о секторе инклюзивного образования министерства образования и науки Волгоградской области от 08 июля 2014 года (т.1 л.д. 233-236), должностной регламент заместителя министра образования и науки Волгоградской области от 08 июля 2014 года (т.1 л.д. 221-232), из анализа указанных документов и раздела III должностного регламента следует, что другой заместитель министра образования и науки Волгоградской области К.Л.А. ведёт вопросы обеспечения соблюдения получателями субвенций, межбюджетных субсидий условий, установленных при их предоставлении, также обеспечивает реализацию возложенных на курируемые структурные подразделения функции: по реализации федеральных целевых программ в пределах своей компетенции, в том числе заключение с Министерством образования и науки РФ соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета областному бюджету на организацию дистанционного образования детей-инвалидов; по организации разработки, реализации и анализа выполнения программ, концепций и планов по развитию специального (коррекционного) образования детей; по подготовке проектов нормативных правовых актов Волгоградской области в пределах компетенции курируемых отделов.
Изложенные выше обстоятельства вызывают неустранимые сомнения в виновности ФИО1, как лица, привлекаемого к административной ответственности.
В порядке ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценивая по правилам ст. 26.11 КоАП РФ имеющие в деле доказательства по своему внутреннему убеждению в их совокупности, прихожу к выводу о недоказанности виновности ФИО1 в совершении вменяемого ему правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении заместителя председателя комитета образования и науки Волгоградской области ФИО1 нельзя признать законным, а потому подлежит отмене.
Производство по делу в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Жалобу защитника Д.А.И. – удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области от 05 июня 2015 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 03 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении заместителя председателя Комитета образования и науки Волгоградской области ФИО1 отменить.
Производство по делу в отношении заместителя председателя Комитета образования и науки Волгоградской области ФИО1 прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Волгоградского подпись
областного суда Циренщиков И.А.
<.......>
<.......>
<.......>