ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1433/19 от 08.10.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Тарасова И.А. Дело №07р-1433/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 8 октября 2019 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора Специализированного государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Даниловское лесничество» ФИО1 по его жалобе на постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А.№ <...> от 13 июня 2019 года и решение судьи Даниловского районного суда Волгоградской области от 20 августа 2019 года,

у с т а н о в и л:

13 июня 2019 года постановлением заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А.№ <...>, оставленным без изменения решением судьи Даниловского районного суда Волгоградской области от 20 августа 2019 года, исполняющий обязанности директора специализированного государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Даниловское лесничество» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, ФИО1 оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, в связи с недоказанностью обстоятельств, а также существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. Указывает, что сроки размещения отчета были им нарушены по объективным причинам, им были предприняты все необходимые меры к исполнению данной обязанности, однако по независящим от него причинам сроки были нарушены. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что до 09 апреля 2019 года, когда ему был выдан квалифицированный сертификат ключа, он не обладал полномочиями для размещения Отчета по закупкам, поскольку должностное лицо, ответственное за размещение указанных отчетов, находилась на больничном по листку нетрудоспособности в период с 19 февраля 2019 г. по 19 марта 2019 г. и с 19 марта 2019 г. по 25 марта 2019 г. Полагает, что указанные обстоятельства не позволяют считать, что он уклонился от исполнения возложенных на него обязанностей директора, им предприняты меры по размещению отчета, отчет размещен на пятый день после получения сертификата его подписи. Также полагает, что имеются основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя должностного лица, административного органа К.А.В. полагавшего постановление и решение суда оставить без изменения, прихожу к следующему.

Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, что влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг.

На основании ч. 4.1 ст. 30 вышеуказанного закона порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года №238 предусмотрено, что отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе в срок, установленный частью 4 статьи 30 Федерального закона.

Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам года заказчик обязан составить отчёт об объёме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

Как следует из материалов административного дела и верно установлено судом, прокуратурой Даниловского района Волгоградской области 29 апреля 2019 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по результатам которой в деятельности СГБУ ВО «Даниловское лесничество» выявлены нарушения срока размещения на официальном сайте www.zakupki.ru в Единой информационной системе в сфере закупок отчёта об объёме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2018 год.

В связи с чем прокуратурой возбуждено производство об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Должностным лицом комитета финансов Волгоградской области установлено, что предельный срок размещения заказчиком в единой информационной системе информации об объеме закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций за отчетный год до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

Однако, по данным официального сайта www.zakupki.gov.ru: заказчик - СГБУ ВО «Даниловское лесничество» разместил отчет за 2018 год 15 апреля 2019 года, то есть на 14 дней позже установленного законом срока.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, причём совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно - распорядительных или административно -хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица.

Из материалов дела следует, что приказом СГБУ ВО «Даниловское лесничество» №1-ЗК от 26 сентября 2018 года назначен контрактный управляющий - юрисконсульт СГБУ ВО «Даниловское лесничество» Т.А.С. и внесены соответствующие изменения в должностную инструкцию.

В соответствии с должностной инструкцией контрактного управляющего СГБУ ВО «Даниловское лесничество» Т.А.С. являлась должностным лицом, в обязанности которой входило составление и размещение в единой системе отчета СМП за 2018 год, предусмотренного законодательством о контрактной системе в сфере закупок.

На основании ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.

В порядке п. 1.2 и п. 1.3 Порядка регистрации заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), утвержденного приказом Казначейства России от 25 марта 2014 года № 4н, регистрация на официальном сайте организаций и обеспечение их уполномоченных лиц сертификатами ключей проверки ЭП, осуществляются органами Федерального казначейства.

Пунктом 3.3 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что организация представляет подтверждающие документы в орган Федерального казначейства на бумажном носителе либо в электронном виде, подписанные электронной подписью руководителя организации (или иного уполномоченного лица).

Таким образом, учитывая, что документы на получение сертификата ключа проверки ЭП подаются в органы Федерального казначейства от имени организации, у контрактного управляющего отсутствовала возможность самостоятельно получить электронную подпись, предназначенную для размещения информации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

В соответствии с приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области № 3690 от 17 декабря 2018 года исполняющим обязанности директора СГБУ ВО «Даниловское лесничество» назначен ФИО1

Приказом СГБУ ВО «Даниловское лесничество» №4-п/1 от 17 января 2019 года «О назначении лиц, ответственных за простановку электронной подписи», ФИО1 наделен правом электронной подписи, ему выдан сертификат открытого электронного ключа электронной подписи, сроком действия с 09 апреля 2019 года по 09 июля 2020 года, с полномочиями пользователя общероссийского официального сайта - администратор организации, уполномоченный специалист, специалист с правом подписи контракта, специалист с правом направления проекта контракта участнику размещения заказов.

В соответствии с п. 3.12. Устава СГБУ ВО «Даниловское лесничество» руководитель учреждения действует на основании законов и иных нормативных актов Российской Федерации и Волгоградской области, настоящего Устава, трудового договора и является подотчетным в своей деятельности Учредителю.

Пунктом 3.25. Устава СГБУ ВО «Даниловское лесничество» предусмотрено, что руководитель учреждения несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

На основании п. 3.9 и п. 3.13 Устава единоличным исполнительным органом учреждения является директор, который действует без доверенности, использует имущество, заключает договоры и т.д., следовательно, является должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственной организации.

Таким образом, при отсутствии у лица, ответственного за размещение информации и документов в единой информационной системе контрактного управляющего Т.А.С. электронной подписи, необходимой для исполнения требований Закона №44-ФЗ, вопреки доводам автора жалобы, ответственность за их нарушения несет директор СГБУ ВО «Даниловское лесничество».

При таких обстоятельствах административный орган и судья районного суда сделали обоснованный вывод о правомерности привлечения исполняющего обязанности директора специализированного государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Даниловское лесничество» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Действия ФИО1 квалифицированы правильно, в соответствии с установленными по делу доказательствами и требованиями КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения, вопреки утверждению заявителя, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы ФИО1 в жалобе о том, что им были предприняты все меры к исполнению обязанности по размещению отчета по закупкам, однако срок размещения был нарушен по независящим от него причинам, в том числе то, что квалифицированный сертификат ключа был получен им 09 апреля 2019 года, являются несостоятельными, поскольку ФИО1 обладал достаточным временем для того, чтобы оформить электронную подпись для контрактного управляющего или лица, его заменяющего, надлежащим образом организовать работу учреждения по исполнению Закона № 44-ФЗ, что им сделано не было.

Довод жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения являлся предметом проверки судьи районного суда и правомерно признан необоснованным по мотивам, приведенным в судебном решении.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Отсутствие вредных последствий административного правонарушения не является основанием отнесения правонарушения к малозначительным, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает необходимости наступления каких-либо последствий.

Кроме того, характер совершенного правонарушения, в том числе степень и признание вины, роль правонарушителя, привлечение к ответственности впервые, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Таким образом, при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом и судьей районного суда определены правильно.

Иных доводов, дающих основания для отмены постановления должностного лица административного органа и вынесенного судьёй решения жалоба ФИО1 не содержит.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

При рассмотрении дела существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, допущено не было, дело было рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы должностного лица и судьи надлежащим образом мотивированы в постановлении и решении, и основаны на имеющихся в деле доказательствах.

При таких обстоятельствах, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления административного органа и судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А.№ <...> от 13 июня 2019 года и решение судьи Даниловского районного суда Волгоградской области от 20 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении исполняющего обязанности директора специализированного государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Даниловское лесничество» ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского подпись

областного суда Циренщиков И.А.