ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1447/20 от 24.12.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Молоканов Д.А. Дело № 07р-1447/2020

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 24 декабря 2020 г.

Судья Волгоградского областного суда Сукачев Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Волгоградской области П.С.Е. на решение судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 2 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера ФКУ «Следственный изолятор № 5» УФСИН России по Волгоградской области Гавриковой Эльвиры Ризаевны,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Волгоградской области П.С.Е.№ <...> от 28 сентября 2020 г., главный бухгалтер ФКУ «Следственный изолятор № 5» УФСИН России по Волгоградской области Гаврикова Э.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 2 ноября 2020 г. указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление П.С.Е., просит отменить решение судьи районного суда, приводя доводы о том, что оснований для освобождения Гавриковой Э.Р. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имелось.

Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте слушания дела своевременно и надлежащим образом не явились, ходатайств об отложении не представили. Обстоятельств, препятствующих возможности рассмотрения дела по жалобе, не установлено.

Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 15.15.6 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Гавриковой Э.Р. к административной ответственности) непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В соответствии с ч. 1 ст. 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1, 2, 3, 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительную записку. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В соответствии с п-п. 5, 6 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета), формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

В соответствии с абз. 8 п. 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам Федерального казначейства, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, Рабочего плана счетов, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование.

В соответствии с абз. 4 п. 18 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетной системы РФ от 28 декабря 2010 г. № 191н, в разделе «Обязательства» Баланса главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503130), отражаются остатки кредиторской задолженности получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора доходов бюджетов по счетам бюджетного учета по строке 410 – кредитный остаток по счетам 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 030402000 «Расчеты с депонентами», 030403000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

Согласно п. 152 Инструкции от 28 декабря 2010 г. № 191н Пояснительная записка (ф.0503160) включает Раздел 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности», состоящий, в том числе из сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169).

В соответствии с телеграммой УФСИН России по Волгоградской области от 25 января 2019 г. № <...> срок представления Учреждением годовой бюджетной отчетности определен 29 января 2019 г.

В соответствии с п. 8 Положения о бухгалтерии ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области, утвержденного приказом начальника Учреждения от 22 февраля 2013 г. № 62, одной из основных задач бухгалтерии является формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а так же для ее пользования поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками.

В соответствии с п. 13 Положения о бухгалтерии одной из функций бухгалтерии являться осуществление предварительного и постоянного контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций.

В соответствии с п. 13 Положения о бухгалтерии, бухгалтерию Учреждения возглавляет главный бухгалтер, который назначается на должность и освобождается от должности начальником УФСИН России по Волгоградской области.

Как следует из представленных материалов дела, 28 сентября 2020 г. старшим контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы Управления Федерального казначейства по Волгоградской области в отношении должностного лица – главного бухгалтера федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» составлен административный протокол по ст. 15.15.6 КоАП РФ, в связи с тем, что на основании приказа УФК по Волгоградской области от 28 сентября 2019 г. № 525-ОД «О назначении плановой ревизии федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 5 УФСИН по Волгоградской области» в период с 02 октября по 8 ноября 2019 г. проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности в федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области», за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.

В ходе ревизии было установлено, что между ПАО «Волгоградэнергосбыт» и ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области заключен договор энергоснабжения (государственные контракты) от 30 ноября 2017 г. № <...>, зарегистрированный 28 февраля 2018 г. на продажу электрической энергии Учреждению в точках поставки, определенных Приложением 3 к Договору, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии (мощность) и оказание услуги на условиях, предусмотренных договором.

В соответствии с п. 1.2 Договора ориентировочная цена договора на 2018 год в момент его заключения составляет 1984,978 тысяч рублей с НДС.

Оплата обязательств Учреждения по Договору ориентировочная цена договора на 2018 год в момент его заключения составляет 1984,978 тысяч рублей с НДС.

Оплата обязательств Учреждения по Договору согласно Сведениям № <...> от 14 марта 2018 г. осуществляется за счет средств федерального бюджета в приделах доведенных лимитов бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации № <...>.

Соглашением от 6 февраля 2018 г. внесены изменения в пункт 1.2 Договора, в соответствии с которыми ориентировочная цена Договора составляет 2983296, 30 рублей с НДС.

Учреждению в 2018 году согласно актам приема-передачи по Договору постановлена электроэнергия на общую сумму 2980352,32 рублей.

По данным бюджетного учета (оборотно-сальдовой ведомости по счету 302.23 за 2018 год) в 2018 году по Договору на расходы Учреждения по кредиту счета 302.23 «Расчеты по коммунальным услугам» отнесены расходы за электроэнергию на общую сумму 257754,01 рублей (КБК № <...>), что меньше фактически указанных услуг по актам приема-передачи на сумму 407598,31 рублей (2980352,32-2572754,01).

Согласно акту сверки взаимных расчетов между ПАО «Волгоградэнергосбыт» и ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области кредиторская задолженность составляет 407598 рублей 31 копейка.

По состоянию на 31 декабря 2018 г. по Договору образовалась кредиторская задолженность перед ПАО «Волгоградэнергосбыт» в сумме 407598 рублей 31 копейка (2980352,32-2572754,01), однако по данным бюджетного учета ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области кредиторская задолженность не числится.

В соответствии с приказом УФСИН Росс по Волгоградской области от 6 декабря 2018 г. № <...> «О назначении, приеме на работу, закреплении наставников, считать приступившей к исполнению служебных обязанностей, предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, об установлении надбавки, возложении временного исполнения обязанностей, откомандировании, предоставлении отпуска, увольнении сотрудников УФСИН России по Волгоградской области» с 11 декабря 2018 г. на должность главного бухгалтера бухгалтерии Учреждения назначена Гаврикова Э.Р.

Согласно п. 16 Должностной инструкции главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области лейтенанта внутренней службы Гавриковой Э.Р. утвержденной начальником ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области 9 января 2019 г., главный бухгалтер бухгалтерии ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области обязан обеспечивать составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

Согласно п. 21 Должностной инструкции главный бухгалтер бухгалтерии ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области обязан организовывать учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременно отражать на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением, учет издержек и обращение, исполнение смет расходов, реализации продукции, выполненных работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности учреждения, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

Согласно п. 54 Должностной инструкции главный бухгалтер бухгалтерии ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области несет персональную ответственность за несвоевременное и некачественное составление и выполнение документов, поручение и распоряжений УФСИН России по Волгоградской области.

Баланс (ф.0503130), а также Сведения (ф.0503169) на 1 января 2019 г. по КБК № <...> по графе 9 счета 302.23 сформированы главным бухгалтером бухгалтерии ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Волгоградской области, что подтверждается её подписью в опии отчетной формы, находящейся в материалах дела.

Таким образом, в действиях главного бухгалтера ФКУ «Следственный изолятор № 5» УФСИН России по Волгоградской области Гавриковой Э.Р. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Выводы должностного лица и судьи районного суда о совершении главным бухгалтером ФКУ «Следственный изолятор № 5» УФСИН России по Волгоградской области Гавриковой Э.Р. указанного административного правонарушения, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В то же время, судья районного суда, рассмотрев жалобу, поданную Гавриковой Э.Р. в порядке ст. 30.1 - 30.2 КоАП РФ, решением от 2 ноября 2020 г. постановление должностного лица отменил, производство по делу прекратил на основании ст. 2.9 названного Кодекса, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Принимая данное решение, судья районного суда, оценив фактические конкретные обстоятельства настоящего дела, сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям не имеется, наличия вреда или тяжких последствий в результате его совершения не установлено.

Доказательства, положенные судьей в основу своего вывода, сомнений в их достоверности не вызывают.

В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного Гавриковой Э.Р. правонарушения, судья Ленинского районного суда Волгоградской области признал совершенное Гавриковой Э.Р. правонарушение малозначительным, поскольку оно не повлекло серьезных негативных последствий и не причинило ущерба общественным интересам.

Принимая во внимание отсутствие каких бы то ни было вредных последствий в результате совершенного Гавриковой Э.Р. правонарушения, учитывая, что совершенными им действиями не причинено экономического ущерба интересам государства и общества, они не повлекли нарушения прав и законных интересов граждан либо юридических лиц, не создают существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а лишь формально содержат признаки состава административного правонарушения, судья первой инстанции пришел к правильному выводу о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Исходя из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов и принимая во внимание то обстоятельство, что в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении и его рассмотрением, достигнута предупредительная цель административного наказания, установленная ст. 3.1 КоАП РФ, оснований для отмены принятого по делу судебного решения не усматривается.

Доводы жалобы начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Волгоградской области П.С.Е. о неправильности выводов судьи не опровергают и не содержат оснований, влекущих отмену или изменение судебного решения.

При таких обстоятельствах, не усматриваю оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

решение судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 2 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера ФКУ «Следственный изолятор № 5» УФСИН России по Волгоградской области Гавриковой Эльвиры Ризаевны, оставить без изменения, жалобу начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Волгоградской области П.С.Е. оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Волгоградского областного суда Д.Ю. Сукачев