ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1468/18 от 22.11.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Макарова Е.В. Дело № 07р-1468/2018

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 22 ноября 2018 г.

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дьяконовой Татьяны Юрьевны на постановление заместителя председателя Волгоградской областной административной комиссии И.И.И.№ <...> от 01.06.2018 года и решение судьи Клетского районного суда Волгоградской области от 18 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.9 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности», в отношении консультанта по защите прав потребителей администрации Клетского муниципального района Волгоградской области, члена территориальной административной комиссии Клетского муниципального района Волгоградской области Дьяконовой Татьяны Юрьевны,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя председателя Волгоградской областной административной комиссии И.И.И.№ <...> от 01.06.2018 года, оставленным без изменения решением судьи Клетского районного суда Волгоградской области от 18 сентября 2018 года, консультант по защите прав потребителей администрации Клетского муниципального района Волгоградской области, член территориальной административной комиссии Клетского муниципального района Волгоградской области Дьяконова Татьяна Юрьевна, была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.9 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности", и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, Дьяконова Т.Ю. просит отменить вынесенные в отношении нее постановление и судебное решение, производство по делу прекратить по одному из оснований, предусмотренных ст. 2.9, 24.5, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, мотивируя это тем, что постановление № 01-18/24 от 01.06.2018 года вынесено с существенными нарушениями норм КоАП РФ, а также норм трудового законодательства. Вина Дьяконовой Т.Ю. не доказана, а именно не были установлены полномочия по составлению административных протоколов, предусмотренных ст. 8.3 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности. Указывает, что из вынесенного постановления не ясно, в качестве какого должностного лица Дьяконова Т.Ю. привлечена к административной ответственности - консультанта по защите прав потребителей администрации Клетского муниципального района Волгоградской области или члена территориальной административной комиссии Клетского муниципального района Волгоградской области. Утверждает, что законных оснований для проведения контрольных мероприятий по выявлению, пресечению и документированию административных правонарушений у нее не имелось. Считает, что ей необоснованно назначено наказание в виде административного штрафа, в то время как с учетом всех обстоятелств дела могло быть назначено предупреждение.

Проверив в полном объёме материалы дела, выслушав начальника отдела по обеспечению деятельности Волгоградской областной административной комиссии М.М.М., прихожу к следующему.

Согласно ст.13.9 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» неисполнение уполномоченными в соответствии с Кодексом Волгоградской области об административной ответственности должностными лицами обязанности по составлению протокола об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 5 апреля 2018 года Дьяконова Т.Ю. совместно с консультантом отдела сельского хозяйства и продовольствия администрации Клетского муниципального района О.О.О. осуществляла контрольные мероприятия по выявлению, пресечению и документированию административных правонарушений в сфере торговли. Примерно в 10 час. 15 мин. на <адрес> у магазина ИП Л.Л.Л. в <адрес> был установлен факт осуществления гражданкой Т.Т.Т. торговли вне специально отведенного для этого места, то есть совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.3 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности».

Дьяконовой Т.Ю. на месте выявления административного правонарушения протокол об административном правонарушении составлен не был, а Т.Т.Т. устно была приглашена для составления протокола об административном правонарушении в служебный кабинет Дьяконовой Т.Ю. в администрации Клетского муниципального района. О.О.О. осуществлена фотосъемка места совершения административного правонарушения.

В связи с чем, 6 апреля 2018 года ответственным секретарем территориальной административной комиссии Клетского муниципального района А.А.А. было подготовлено уведомление и бланк протокола об административном правонарушении, которые вручены Дьяконовой Т.Ю. для последующего вручения Т.Т.Т. и составления протокола об административном правонарушении. Для осуществления доставления Т.Т.Т. был приглашен участковый уполномоченный ОМВД России по Клетскому району В.В.В., который 6 апреля 2018 года совместно с Дьяконовой Т.Ю. прибыли на место выявления административного правонарушения.

Т.Т.Т. не отказывалась от факта совершения административного правонарушения, и добровольно в этот же день согласилась прибыть в кабинет к Дьяконовой Т.Ю. для составления протокола об административном правонарушении.

6 апреля 2018 г. Т.Т.Т. в назначенное время явилась для составления протокола об административном правонарушении. Однако Дьяконова Т.Ю. отказалась от составления протокола, о чем заявила ответственному секретарю территориальной административной комиссии Клетского муниципального района А.А.А. Свой отказ ничем не мотивировала.

В связи с отказом Дьяконовой Т.Ю. от составления протокола в указанный день протокол в отношении Т.Т.Т. был составлен ответственным секретарем территориальной административной комиссии Клетского муниципального района А.А.А.

19 апреля 2018 года Т.Т.Т. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.3 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения. Постановление вступило в законную силу, не обжаловалось.

01 июня 2018 г. в отношении Дьяконовой Т.Ю. Волгоградской областной административной комиссией вынесено постановление о привлечении ее к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 13.9 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности».

В соответствии со статьей 2.4 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.3 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» относится к компетенции территориальных административных комиссий.

Территориальная административная комиссия Клетского муниципального района Волгоградской области создана постановлением Волгоградской областной административной комиссий от 26 февраля 2009 г. № 3-55/09-34. Указанным постановлением утверждено положение и состав комиссии. Территориальная административная комиссия осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом на территории Клетского муниципального района Волгоградской области.

Согласно части 2 статьи 2.9 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующих органов. Корреспондирующая норма содержится в статье 12 Закона Волгоградской области от 02.12.2008 № 1789-ОД "Об административных комиссиях", согласно которой протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, рассмотрение которых отнесено к компетенции территориальных административных комиссий, могут составляться уполномоченными на это членами комиссии. Перечень членов территориальной административной комиссии, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждается решением соответствующей комиссии.

Постановлением Волгоградской областной административной комиссии от 4 февраля 2014 г. № 3-7/14-34 утвержден новый состав территориальной административной комиссии Клетского муниципального района, в который включена Дьяконова Татьяна Юрьевна, которая в соответствии с распоряжением администрации Клетского муниципального района Волгоградской области от 02.04.2010 № 56-л замещает муниципальную должность консультанта по защите прав потребителей администрации Клетского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии с постановлением территориальной административной комиссии Клетского муниципального района от 15 февраля 2018 г. № 3 Дьяконова Т.Ю. уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, по статье 8.3 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности».

Также, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.3 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности», в соответствии с пунктом 18 части 4 статьи 2.9 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» составляются должностными лицами органов местного самоуправления, специально уполномоченными составлять протоколы.

Согласно части 6 статьи 2.9 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных в пределах их компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается исполнительно-распорядительным органом муниципального образования согласно Реестру должностей муниципальной службы в Волгоградской области.

Реализуя указанные положения постановлением администрации Клетского муниципального района от 6 февраля 2015 г. № 61 утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которому консультант по защите прав потребителя администрации Клетского муниципального района Дьяконова Т.Ю. уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 8.3 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности».

Таким образом, Дьяконова Т.Ю., являясь членом территориальной административной комиссии Клетского муниципального района и консультантом по защите прав администрации Клетского муниципального района, уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 8.3 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности», совершаемых на территории Клетского муниципального района Волгоградской области.

01 июня 2018 г. в отношении Дьяконовой Т.Ю. Волгоградской областной административной комиссией вынесено постановление о привлечении ее к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 13.9 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения настоящего дела судьей Клетского районного суда Волгоградской области в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ были исследованы представленные по делу доказательства, а именно: докладная записка ответственного секретаря территориальной Административной комиссии Клетского муниципального района А.А.А. от 16.04.2018 г., постановление администрации Клетского муниципального района от 06.02.2015 № 61 об утверждении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях с изменениями, протокол об административном правонарушении от 06.04.2018 № 2 в отношении Т.Т.Т. по ч.1 ст. 8.3 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности, постановление по делу об административном правонарушении в отношении Т.Т.Т. от 19.04.2018 г., распоряжение № 56-л от 02.04.2010 о переводе Дьяконовой Т.Ю. на другую работу, должностная инструкция консультанта по защите прав потребителей администрации Клетского муниципального района, утвержденной постановлением главы Клетского муниципального района от 01.04.2011 № 182 «а», объяснение Т.Т.Т., объяснение А.А.А., объяснение П.П.П., объяснение В.В.В., объяснение Р.Р.Р., объяснением О.О.О., постановление Волгоградской областной административной комиссии от 26.02.2009 г. № 3-55/09-34 о территориальной административной комиссии Клетского муниципального района Волгоградской области, Положение о территориальной административной комиссии Клетского муниципального района Волгоградской области, постановление Волгоградской областной административной комиссии от 04.02.2014 № 3-7/14-34 об утверждении состава территориальной административной комиссии Клетского муниципального района Волгоградской области и внесении изменений а постановление от 26.02.2009 № 3-55/09-34, протокол об административном правонарушении № 2 от 14.05.2018 г. в отношении Дьяконовой Т.Ю. – указанные доказательства судом обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для разрешения дела, в результате чего судьей был сделан обоснованный вывод о наличии события правонарушения и виновности Дьяконовой Т.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.9 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности».

Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств не имеется.

Доводы жалобы Дьяконовой Т.Ю. о том, что у нее отсутствовали полномочия по составлению административных протоколов, предусмотренных ст. 8.3 Закона Волгоградской области «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности», являются необоснованными ввиду следующего.

Согласно п. 1.3 должностной инструкции консультанта по защите прав потребителей администрации Клетского муниципального района, утвержденных постановлением главы Клетского муниципального района от 01.04.2011г. № 182 «а», консультант по защите прав потребителей подчиняется непосредственно первому заместителю главы района, то есть он является непосредственным руководителем, который отвечает за дисциплину и осуществляет распорядительные функции по отношению к своим подчиненным, отвечает за выполнение определенных функций и поставленных задач.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных законами субъектов РФ.

Реализуя указанные полномочия п. 18 ч. 4 ст. 2.9 Кодекса полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.3 Кодекса наделены должностные лица органов местного самоуправления. При этом в силу ч.6 ст.2.9 Кодекса перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных в пределах их компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях устанавливаются исполнительно-распорядительным органом муниципального образования согласно реестру должностей муниципальной службы в Волгоградской области.

06.02.2015 года администрацией Клетского муниципального района принято постановление от № 61 «Об утверждении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в новой редакции», согласно которому консультант по защите прав потребителей администрации Клетского муниципального района наделен полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.3 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности".

Таким образом, Дьяконова Т.Ю., являясь муниципальным служащим (консультантом по защите прав потребителей администрации Клетского муниципального района) в установленным федеральным и областным законодательством наделена полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе и статьей 8.3 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности".

Более того, как следует из пояснений начальника отдела по обеспечению деятельности Волгоградской областной административной комиссии М.М.М., данных в областном суде 22 ноября 2018 года, Дьяконова Т.Ю. исполняла обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях, так в 2015 году ею составлен 1 протокол, в 2016 году 1 протокол, в 2017 году 2 протокола и в 2018 году 1 протокол.

Доводы жалобы о том, что из вынесенного постановления неясно, в качестве какого должностного лица Дьяконова Т.Ю. привлечена к административной ответственности - консультанта по защите прав потребителей администрации Клетского муниципального района Волгоградской области или члена территориальной административной комиссии Клетского муниципального района Волгоградской области, также явялются несостоятельными.

Так, в соответствии со статьей 2.4 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.3 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности". относится к компетенции территориальных административных комиссий.

Территориальная административная комиссия Клетского муниципального района Волгоградской области создана в соответствии с постановлением Волгоградской областной административной комиссий от 26 февраля 2009 г. № 3-55/09-34. Указанным постановлением утверждено положение и состав комиссии. В соответствии со ст.1 Закона Волгоградской области от 02.12.2008 № 1789-ОД «Об административных комиссиях» территориальная административная комиссия Клетского муниципального района Волгоградской области осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом на территории Клетского муниципального района Волгоградской области.

Согласно части 2 статьи 2.9 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующих органов. Корреспондирующая норма содержится в статье 12 Закона Волгоградской области от 02.12.2008 № 1789-ОД "Об административных комиссиях", согласно которой протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, рассмотрение которых отнесено к компетенции территориальных административных комиссий, могут составляться уполномоченными на это членами комиссии. Перечень членов территориальной административной комиссии, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждается решением соответствующей комиссии.

В силу п. 4 ст. 5 Закона Волгоградской области от 02.12.2008 № 1789-ОД «Об административных комиссиях» в состав территориальных административных комиссий по согласованию включаются, в том числе и должностные лица органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Закона Волгоградской области от 02.12.2008 № 1789-ОД «Об административных комиссиях», постановлением Волгоградской областной административной комиссии от 4 февраля 2014 г. № 3-7/14-34 утвержден новый состав территориальной административной комиссии Клетского муниципального района, где включена Дьяконова Татьяна Юрьевна, которая в соответствии с распоряжением администрации Клетского муниципального района Волгоградской области от 02.04.2010 № 56-л замещает муниципальную должность консультанта по защите прав потребителей администрации Клетского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии с постановлением территориальной административной комиссии Клетского муниципального района от 15 февраля 2018 г. № 3 Дьяконова Т.Ю. уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе и статьей 8.3 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности".

Таким образом, Дьяконова Т.Ю., являясь членом территориальной административной комиссии Клетского муниципального района, равно как и консультантом по защите прав администрации Клетского муниципального района, уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 8.3 Кодекса, совершаемых на территории Клетского муниципального района Волгоградской области.

В целом, аналогичные доводы Дьяконовой Т.Ю., изложенные в жалобе, в том числе и о том, что законных оснований для проведения контрольных мероприятий по выявлению, пресечению и документированию административных правонарушений у нее не имелось, уже были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном решении, не опровергают наличия в действиях Дьяконовой Т.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.9 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности", и не ставят под сомнение законность и обоснованность, состоявшихся по делу постановления и судебного решения.

Доводы жалобы Дьяконовой Т.Ю. об изменении назначенного ей наказания на предупреждение являются несостоятельными ввиду следующего.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 № 349-О указал, что нормы статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствуют судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 указанной статьи).

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Правила статьи 4.1 КоАП РФ при назначении Дьяконовой Т.Ю., административного наказания в виде административного штрафа не нарушены. Наказание назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи ст. 13.9 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности", отвечает целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 КоАП РФ, и соразмерно содеянному. Оснований к его изменению не имеется.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления и судебного решения жалоба Дьяконовой Т.Ю. не содержит.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном нарушении, которые могли бы повлечь отмену принятых по делу постановления и судебного решения, не допущено.

При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление заместителя председателя Волгоградской областной административной комиссии И.И.И. № 01-18/24 от 01.06.2018 года и решение судьи Клетского районного суда Волгоградской области от 18 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.9 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности», в отношении консультанта по защите прав потребителей администрации Клетского муниципального района Волгоградской области, члена территориальной административной комиссии Клетского муниципального района Волгоградской области Дьяконовой Татьяны Юрьевны, - оставить без изменения, а жалобу Дьяконовой Т.Ю., - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Волгоградского

областного суда подпись Коробицын А.Ю.

<.......>

<.......>

<.......>