ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1481/19 от 30.10.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Власов Е.Н. Дело № 07р-1481/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 30 октября 2019 года

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области В.В.В. на решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 9 сентября 2019 года, которым изменено постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области В.В.В.№ <...> от 24 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора МКУ ДО «Старополтавская детско-юношеская спортивная школа» Улановского Алексея Ивановича в части размера назначенного наказания,

установил:

постановлением заместителя начальника управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области В.В.В.№ <...> от 24 июля 2019 года Улановский А.И. привлечен к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Улановский А.И. обратился с жалобой в Старополтавский районный суд Волгоградской области, в которой просил применить в отношении него положения о малозначительности.

Решением судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 9 сентября 2019 года постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области В.В.В.№ <...> от 24 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора МКУ ДО «Старополтавская детско-юношеская спортивная школа» Улановского А.И., изменено, с учетом положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер наказания снижен до 7500 рублей.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, заместитель начальника контрольного управления – начальник отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области В.В.В. просит решение суда отменить, дело возвратить в районный суд на новое рассмотрение, поскольку судом необоснованно снижено наказание до 7500 рублей, что противоречит положениям ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области В.В.В.М.М.М., просившего жалобу удовлетворить, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ следует, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.29 - 7.32, ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с ч. 1.4. ст. 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В силу ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации (часть 4.1 ст.30 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ).

Правила подготовки и размещения отчёта, а также его форма утверждены постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 года №238.

Пунктом 4 Правил определено, что отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе в срок, установленный частью 4 статьи 30 Федерального закона. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы отчет размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг (далее - официальный сайт).

Таким образом, в Федеральном законе от 05.04.2013 года № 44-ФЗ и Правилах установлена обязанность заказчика по размещению отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в единой информационной системе, содержащего информацию, предусмотренную частью 4 статьи 30 Федеральном законе от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, то есть указанный отчёт должен быть размещён на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. до 1 апреля текущего года.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в деятельности муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Старополтавская детско-юношеская спортивная школа».

В результате проверки было установлено, что отчет об объеме закупок МКУ ДО «Старополтавская детско-юношеская спортивная школа» у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2018 отчетный год (далее отчет СМП за 2018 год) размещен директором Учреждения Улановским А.И. на официальном сайте 29.03.2019 в установленные законодательством сроки.

Согласно отчету СМП за 2018 год:

- совокупный годовой объем закупок, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну - <.......>. руб.;

- общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну - 0,00 тысяч руб.;

- объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну - 0,00 тысяч руб.;

- совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона - <.......> тыс. руб.;

- объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году - 100,80 тысяч руб.;

- объем закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году - 0,00 тысяч рублей.

Так, в позиции 2 раздела II Отчета закупок у СМП за 2018 год Заказчик указал общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона в размере 0,00 тыс. руб., которая рассчитывается как сумма значений в том числе, с учетом абзаца четвертого позиции 2 раздела II Правил.

По требованиям Правил заполнения отчета, в абзаце четвертом позиции 2 раздела II указывается объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (необходимо указать <.......> тыс. руб.).

При этом, в соответствии с планом графиком на 2018 год и реестром договоров заключенных МКУ ДО «Старополтавская детско-юношеская спортивная школа» в 2018 году все закупки в 2018 году заключены Учреждением в соответствии с частью 1 статьей 93 Закона №44-ФЗ.

Таким образом, проведенной прокуратурой Старополтавского района Волгоградской проверкой установлено, что МКУ ДО «Старополтавская детско-юношеская спортивная школа» опубликован в ЕИС недостоверный отчет СМП, составленный с нарушением требований установленных Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 №238.

Приказом отдела по образованию администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 17.05.2010 № 19 директором МКУ ДО «Старополтавская ДЮСШ» с 18.05.2010 года назначен Улановский Алексей Иванович.

Приказом МКУ ДО «Старополтавская ДЮСШ» от 08.09.2017 года № 52 Улановский А.И. назначен контрактным управляющим образовательного учреждения.

Пунктом 3.1.2 и пунктом 3.1.3 должностной инструкции установлено, что контрактный управляющий обеспечивает осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и размещает отчет СМП.

Приказом МКУ ДО «Старополтавская ДЮСШ» от 29.12.2017 №88 «О назначении лиц, ответственных за простановку электронной подписи», Улановский А.И. назначен ответственным за простановку электронной подписи.

Таким образом, директор МКУ ДО «Старополтавская детско-юношеская спортивная школа» Улановский А.И. является должностным лицом, уполномоченным на размещение информации на официальном сайте и обеспечение исполнения требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии со ст. 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 ст. 2 указанного закона.

Ввиду того, что отчёт об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2018 год директором МКУ ДО «Старополтавская детско-юношеская спортивная школа» Улановским А.И. размещён в ЕИС на официальном сайте в сети «Интернет» в нарушение требований Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 №238, постановлением прокурора Старополтавского района Волгоградской области 12.07.2019 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора МКУ ДО «Старополтавская ДЮСШ» Улановского А.И.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия должностного лица - директора МКУ ДО «Старополтавская ДЮСШ» Улановского А.И. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При вынесении постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № <...> от 24 июля 2019 года заместителем начальника контрольного управления – начальником отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области В.В.В. в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в ходе рассмотрения жалобы на указанное постановление судьёй были сделаны обоснованные выводы о наличии события правонарушения и виновности Улановского А.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств не имеется.

Вместе с тем, вынесенный судьёй районного суда судебный акт нельзя признать законным и обоснованным ввиду следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом, согласно ч. 2.2 ст. 4.1 настоящего Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Санкция ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.

Изменяя постановление должностного лица в части назначенного Улановскому А.И. наказания и снижая размер административного штрафа до 7 500 рублей, судья районного суда проигнорировал требования ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае для должностного лица, привлекаемого к административной ответственности санкцией ч.1.4 статьи 7.30 было предусмотрено единственное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей, снижение размера штрафа, в том числе с учетом ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, являлось недопустимым.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При этом КоАП РФ не предусматривает возможность применения наказания, не предусмотренного ст. 3.2 КоАП РФ. Размер санкции за совершение административного правонарушения устанавливается законодателем и не может быть произвольно снижен административным органом либо судом.

При таком положении, следует признать, что судьёй районного суда по итогам пересмотра постановления административного органа, должностному лицу было назначено окончательное наказание в виде штрафа в размере не предусмотренном законом.

Указанное обстоятельство имеет существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения. В противном случае рассмотрение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Поскольку допущенное судьей Старополтавского районного суда Волгоградской области нарушение является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела, решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 9 сентября 2019 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене и направлению дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 9 сентября 2019 года, которым изменено постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области В.В.В. №06-06-03-31/53-19 от 24 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора МКУ ДО «Старополтавская детско-юношеская спортивная школа» Улановского Алексея Ивановича, отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Волгоградского

областного суда подпись А.Ю. Коробицын

<.......>

<.......>

<.......>