ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1491/19 от 31.10.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Винецкая Н.Г. Дело № 07р-1491/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 31 октября 2019 года

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области Нижне-Волжского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В.В. на решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 5 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника производственно-технической службы Филиала Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» - «Волжская ГЭС» ФИО1,

установил:

постановлением главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области Нижне-Волжского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В.В. № 15-35/ГТС 2019 от 9 июля 2019 года должностное лицо - начальник производственно-технической службы Филиала Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» - «Волжская ГЭС» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратился в Волжский городской суд Волгоградской области с жалобой, в которой просил постановление должностного лица административного органа отменить, производство по делу прекратить.

Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 5 сентября 2019 года производство по делу в отношении ФИО1 предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ было прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, главный государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области Нижне-Волжского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В.В. просит отменить вынесенное судьей городского суда решение ввиду незаконности, мотивируя свои доводы тем, что выявленные нарушения подтверждаются письменными материалами дела, в связи с чем, ФИО1 был обоснованно привлечён к административной ответственности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, исследовав доводы жалобы, выслушав главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области Нижне-Волжского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В.В., просившую жалобу удовлетворить, ФИО1 и его защитника Каретникову А.Ф., просивших отказать в удовлетворении жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 9.2 КоАП РФ нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере функционирования гидротехнических сооружений (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели; каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов).

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения как путем активных действий, так и в форме бездействия.

С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с проектированием, строительством, приемкой, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, ремонтом, реконструкцией, консервацией либо выводом из эксплуатации гидротехнических сооружений, виновные в несоблюдении норм и правил безопасности при осуществлении этой деятельности.

Правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, осуществляется положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Федеральный закон N 117-ФЗ также устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется, в том числе путем реализации мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязан обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

Согласно п. 1.7.6. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 (далее - Правила), исполнительные технологические схемы (чертежи) и исполнительные схемы первичных электрических соединений должны проверяться на их соответствие фактическим эксплуатационным не реже 1 раза в 3 года с отметкой на них о проверке. В эти же сроки пересматриваются инструкции и перечни необходимых инструкций и исполнительных рабочих схем (чертежей).

Согласно п. 3.1.1. Правил при эксплуатации гидротехнических сооружений должны быть обеспечены надежность и безопасность их работы, а также бесперебойная и экономичная работа технологического оборудования электростанций при соблюдении положения по охране окружающей среды. Особое внимание должно быть уделено обеспечению надежности работы противофильтрационных и дренажных устройств.

Гидротехнические сооружения должны удовлетворять нормативной документации по устойчивости, прочности, долговечности.

Сооружения и конструкции, находящиеся под напором воды, а также их основания и примыкания должны удовлетворять нормативным (проектным) показателям водонепроницаемости и фильтрационной прочности.

Гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены.

Все напорные гидротехнические сооружения, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от их состояния должны периодически подвергаться многофакторному исследованию с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности с привлечением специализированных организаций. По результатам исследований должны быть приняты меры к обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений и их безопасности.

В соответствии с п. 3.1.3 Правил, грунтовые плотины и дамбы должны быть предохранены от размывов и переливов воды через гребень. Крепления откосов, дренажная и ливнеотводящая сети должны поддерживаться в исправном состоянии. Грунтовые сооружения, особенно каналы в насыпях и водопроницаемых грунтах, плотины и дамбы должны предохраняться от повреждений животными.

Бермы и кюветы каналов должны регулярно очищаться от грунта осыпей и выносов, не должно допускаться зарастание откосов и гребня грунтовых сооружений деревьями и кустарниками, если оно не предусмотрено проектом. На подводящих и отводящих каналах в необходимых местах должны быть сооружены лестницы, мостики и ограждения.

В соответствии с п. 3.1.46 Правил, механическое оборудование и металлические части гидротехнических сооружений должны защищаться от коррозии и обрастания дрейсеной.

Как следует из материалов дела, в период с 03 июня 2019 года по 28 июня 2019 года должностными лицами отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области в рамках постоянного государственного надзора была проведена выездная проверка ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС» по месту нахождения филиала, расположенного по адресу: <...>, являющегося собственником и эксплуатирующей гидротехническое сооружение Волжской ГЭС организацией.

В ходе указанной проверки должностными лицами отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области в ходе визуального осмотра русловой грунтовой плотины №40 28 июня 2019 года в 16 часов 00 минут установлено, что на объекте, находящемся в эксплуатации Филиала ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС», расположенном по адресу: 404130, <...>, не обеспечено выполнение требований п.п. 1.7.6, 3.1.1, 3.1.3, 3.1.46 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России № 229 от 19 июня 2003 года, а именно:

на верховом пирсе плотины № 40 - отсутствуют межплиточные заполнители на стыковочных швах парапетов в районе участков С-1 - С-2, С-3, С-4;

имеются локальные повреждения бетонной облицовки плит откосов с оголением арматуры в районе участков С-2 - С-3;

имеются локальные повреждения бетонной облицовки парапетов в районе участков С-3, С-4, С-4 - С-5;

не удалена арматура на бетонной облицовке парапета (со стороны НБ) в районе участка между С-5 - С-6 после проведения ремонтных работ;

имеется деформированная металлическая конструкция, требующая устранения ее деформации, либо её полного удаления на стыковочном шве парапета в районе участка С-6;

имеется локальный участок разрушения бетонной облицовки на верховой грани парапета в районе участка С-14;

локальные участки разрушения бетонной облицовки парапета в районе участка С-15;

трубопровод системы полива зеленых насаждений в районе участка С-15 находится в нерабочем состоянии, имеются следы коррозии;

в русловой части плотины №40 - на откосе в районе секции С-1 допущено скопление наносов мусора и обломков строительных отходов (ПК 41+50,15);

в районе секций С-4, С-8 вдоль парапетов, со стороны проезжей части имеется поросль травяной растительности; на бетонном откосе между секциями С-5 и С-7 (в районе ПК43),

между секциями С-8 и С-9, С-10 (в районе ПК 44) имеются торчащие куски арматуры, металлические конструкции, оставшиеся после проведения ремонтных работ, не используемые в настоящее время;

на бетонной облицовке парапета (со стороны проезжей части) в районе участков С-11 (ПК 44+50), С-15 (ПК45+50) имеются отслоения бетонного слоя стенки парапета с оголением арматуры;

на бетонной облицовке парапета (со стороны проезжей части) в районе участка С-16 имеется локальное отслоение бетонного слоя стенки парапета с оголением арматуры;

на бетонных откосах участков С-15 (ПК 45+50), С-17 (ПК46) не удалены металлические конструкции, оставшиеся после проведения ремонтных работ и не используемые в настоящее время;

между секциями С-18 — С-20 не удалена металлическая конструкция, заполненная землей и травой, не предусмотренная проектом;

на правобережной части примыкания плотины №40 - на бетонном откосе между С-1 (ПК 46+76) и С-4 не удалены торчащие куски арматуры; на бетонной облицовке парапета (со стороны проезжей части) в районе участка С-3 (ПК 47+30) не удалена металлическая арматура после проведения ремонтных работ; между секциями С-4 - С-6 вдоль парапета, со стороны проезжей части имеется чрезмерная поросль травяной растительности;

между секциями С-4 и С-5 имеется локальное разрушение торцевой части парапета (со стороны проезжей части) в виде сколов и каверн бетона;

в границах секций С-4 и С-5 имеется локальное разрушение торцевой части парапета (со стороны проезжей части) и его верховой грани в виде сколов и каверн бетона;

в границах секции С-7 имеется локальное разрушение торцевой части парапета (со стороны проезжей части);

в границах секций С-8, С-9, С-10, С-11, С-12 имеются локальные разрушения облицовки торцевой части парапета (со стороны проезжей части) и его верховой грани в виде сколов бетона;

в границах секций С-13 - С-14, С-15 - С-16, С-18 имеются отслоения облицовки торцевой части парапета (со стороны проезжей части) и его верховой грани; информационный знак «Запретная Зона. Проход - Проезд запрещен», расположенный на въезде на территорию объекта «Волжская ГЭС» со стороны проезжей части не виден (закрыт зелеными насаждениями);

на рабочем месте начальника смены машинного зала своевременно не пересмотрены схемы №55 (схема включения сосудов МНУ агр. № 3), №77 (схема включения сосудов МНУ агр. № 5);

№78 (схема включения сосудов МНУ агр. № 11);

№79 (схема включения сосудов МНУ агр. № 12);

№80 (схема включения сосудов МНУ агр. №13);

№81 (схема включения сосудов МНУ агр. №17);

№82 (схема включения сосудов МНУ агр. №20);

№83 (схема включения сосудов МНУ агр. №21);

№84 (схема включения сосудов МНУ агр. №8);

№86 (схема включения сосудов МНУ агр. №4);

№87 (схема включения сосудов МНУ агр. №19);

№93 (схема включения сосудов МНУ агр. №10);

№94 (схема включения сосудов МНУ агр. №14);

№96 (схема включения сосудов МНУ агр. №18);

№97 (схема включения сосудов МНУ агр. №23);

часть выявленных нарушений устранена в ходе проведения проверки, что зафиксировано в акте проверки №12/ГТС от 28 июня 2019 года и подтверждено фотоснимками, произведенными сотрудниками Ростехнадзора и представленными заявителем.

По данному факту главным государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области Нижне-Волжского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В.В. в отношении должностного лица - начальника производственно-технической службы Филиала Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» - «Волжская ГЭС» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении от 8июля 2019 года №15-35/ГТС 2019, в связи с ненадлежащим исполнением руководителем производственно-технической службы Филиала Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» - «Волжская ГЭС» ФИО1 своих должностных обязанностей, предусмотренных п.п. 1.4, 4.2.2, 4.2.3, 4.3.3, 4.6.16, 6.1, 6.3, 7.2.1.2, 7.2.1.4 Положения о Производственно-технической службе Филиала ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС», руководителем которой он является.

Впоследствии 9 июля 2019 года главным государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области Нижне-Волжского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника производственно-технической службы Филиала Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» - «Волжская ГЭС» ФИО1.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, судья городского суда обоснованно исходила из того, что ФИО1 является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку обязанность по мониторингу и диагностике, по проведению регулярных осмотров оборудования, здания и ГТС, выявлению повреждений или аварийного состояния зданий, ГТС в Филиале ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС» возложена на структурное подразделение - Службу мониторинга оборудования и технических сооружений, что следует из Положения о Службе мониторинга оборудования технических сооружений Филиала ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС». Перечисленные в акте проверки №12/ГТС от 28 июня 2019 года нарушения, послужившие основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, ранее не фиксировались административным органом и работниками Филиала ПАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС», не были отражены в журналах визуальных наблюдений и актах осмотров; часть выявленных нарушений была устранена в ходе проверки, по устранению остальных нарушений были приняты необходимые меры после завершения проверки; по ранее выявляемым сотрудниками Филиала нарушениям на плотине № 40 также своевременно принимались необходимые меры по их устранению, путем включения в план-график ремонта и ремонту, срок которого нормами права не установлен, что следует из объяснений в ходе судебного разбирательства ФИО1 и главного государственного инспектора В.В.В.

Кроме того, нарушение п. 1.7.6 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации также необоснованно вменено ФИО1, поскольку как было установлено судьей городского суда, ответственным за ведение реестра схем является техник производственно-технической службы - начальник смены машинного зала А.А.А

С указанными выводами судьи городского суда не имеется оснований не согласиться, поскольку они основаны на имеющейся в деле письменной документации, в том числе на требованиях Положения о Службе мониторинга оборудования и гидротехнических сооружений Филиала ПАО «РусГидро» - Волжская ГЭС, которое является Приложением 4 к Приказу Филиала ПАО «РусГидро» - Волжская ГЭС.

При таких данных у судьи городского суда были все основания признать, что привлечение должностного лица к административной ответственности не соответствует действующему административному законодательству и нарушает его права и законные интересы.

Аналогичные, приведенным в настоящей жалобе доводы главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области Нижне-Волжского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В.В. по существу сводятся к переоценке, установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые уже были предметом исследования предыдущей судебной инстанции, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного решения.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Фактически доводы должностного лица, указанные в жалобе, не ставят под сомнение законность и обоснованность выводов суда первой инстанции и не содержат ссылок на какие - либо новые обстоятельства, не получившие правовую оценку, данную судьёй городского суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 5 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника производственно-технической службы Филиала Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» - «Волжская ГЭС» ФИО1, оставить без изменения, а жалобу главного государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области Нижне-Волжского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.В.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Волгоградского

областного суда подпись Коробицын А.Ю.

<.......>

<.......>

<.......>