судья Никитина Е.А. дело № 07р-1499/2019
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 14 ноября 2019 года
Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела экологического, геологического надзора и охраны недр, надзора за водными и земельными ресурсами, за особо охраняемыми природными территориями, в сфере охоты и разрешительной деятельности старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Д.Е.А. на решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Газпром Трансгаз Волгоград»,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела экологического, геологического надзора и охраны недр, надзора за водными и земельными ресурсами, за особо охраняемыми природными территориями, в сфере охоты и разрешительной деятельности старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Д.Е.А. №79/ДЕ/2019 от 27 июня 2019 года ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» ФИО1 обратился с жалобой в Центральный районный суд г. Воронежа.
Определением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 29 июля 2019 года жалоба генерального директора ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» ФИО1 направлена для рассмотрения по подсудности в Ворошиловский районный суд г. Волгограда.
Решением судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 сентября 2019 года постановление должностного лица от 27 июня 2019 года отменено, производство по данному делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» состава административного правонарушения.
Не согласившись с названным решением, должностное лицо, вынесшее постановление обратилось в Волгоградский областной суд с жалобой, в которой оспаривает законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит его отменить, ссылаясь на наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителей ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» ФИО2 и ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, 29 мая 2019 года должностные лица Управления Росприроднадзора по Воронежской области М.Ю.Ю. и Д.Е.А. на основании приказа №88-пр/в/д от 29 апреля 2019 года руководителя Управления Росприроднадзора по Воронежской области П.В.И. составили акт проверки № 34 в которым посчитали установленным, что юридическое лицо - ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» допустило сокрытие полной и достоверной информации полученной при осуществлении производственного экологического контроля, а именно: при проведении инвентаризации отходов и разработке программ производственного экологического контроля (ППЭК) не учтены образующиеся в результате капитального ремонта и демонтажа, отхода - трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией (код по ФККО46952113514) в программах Писаревского, Калачеевского и Бубновского ЛПУМГ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» должностным лицом к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном названной нормой, в связи с отсутствием в действиях ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих, что в процессе производственной деятельности ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» за проверочный период образовывались отходы трубы стальные газопроводов отработанные 4 класса опасности, сведения о которых не были учтены при проведении инвентаризации отходов и не включены в программу производственного экологического контроля.
Оснований для признания вывода судьи районного суда не соответствующим материалам дела и обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела, не имеется.
Пунктом 2 статьи 67 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 1, 2 и 3 категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Следовательно, хозяйствующие субъекты сначала разрабатывают и утверждают Программу производственного экологического контроля, а затем на основании утвержденной Программы осуществляют производственный экологический контроль, и в результате осуществления контроля, полученная при этом информация документируется, и эта информация впоследствии служит источником для составления отчетных документов о проведенном контроле.
Программа производственного экологического контроля по своей сути представляет собой План работы экологической службы предприятия, который, при необходимости, может быть изменён (откорректирован).
В Приказе Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию Программы производственного экологического контроля» отсутствуют требования к неизменности Программы.
В ходе внеплановой документарной проверки Росприроднадзором по Воронежской области не запрашивались документы с результатами осуществления филиалами Общества производственного экологического контроля в 2018 году и первой половине 2019 года.
Таким образом, как верно указано судьей районного суда, вывод административного органа о допущении сокрытия полной и достоверной информации при осуществлении филиалами Общества производственного экологического контроля является не обоснованным.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении № 69 от 27 июня 2019 года, указано, что в Писаревском, Калачеевском и Бубновском ЛПУМГ не учтены при проведении инвентаризации отходов и не включены в Программу производственного экологического контроля отходы - трубы стальные газопроводов отработанные.
При этом административным органом приводится ссылка на Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), в котором выделена отдельная группа отходов «Трубы стальные нефте-газопроводов отработанные» (46952000000).
Между тем, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в адрес Росприроднадзора по Воронежской области по предварительному запросу были направлены материалы от каждого филиала (приобщены к делу), в которых в частности имеются документы, указывающие на то, что в проверяемый период (2018 год и первая половина 2019 года и в более ранние периоды), указанные отходы не образовывались.
В соответствии с п.6 Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года №74 «Об утверждении требований к содержанию Программы производственного экологического контроля» раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов из размещения» должен содержать сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов.
При этом законодательством РФ и иными нормативными документами не установлен порядок инвентаризации отходов. Установлен лишь порядок инвентаризации объектов размещения отходов (приказ Минприроды России №49 от 25 февраля 2010 года).
В связи с этим, хозяйствующие субъекты, в частности филиалы ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» вправе самостоятельно принимать решение об инвентаризации образующихся отходов производства и потребления. Основным документом при заполнении раздела «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов из размещения» послужили Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещения Писаревского, Калачеевского и Бубновского ЛПУМГ, в которых описаны все процессы производственной деятельности и определены нормативы образования отходов по каждому процессу, данные отходы соответствуют ФККО, действующему на момент создания проекта.
На основании Приказа № <...> от 6 мая 2016 года ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» Калачеевское ЛПУМГ утвержден Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) сроком действия до 6 мая 2021 года, на основании Приказа № <...> от 27 июня 2016 года ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» Писаревское ЛПУМГ утвержден Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) сроком действия 27 июня 2021 года, на основании Приказа № <...> от 5 сентября 2016 года ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» Бубновское ЛПУМГ утвержден Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) сроком действия до 5 сентября 2021 года.
В соответствии с указанными проектами при капитальном ремонте магистральных газопроводов, резке труб, выбраковке некондиционных труб образуется отход 5 класса опасности «Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков несортированные» (код по ФККО46101001205).
Вышеназванные проекты в соответствии с действующим Порядком были представлены на рассмотрение Росприроднадзору, рассмотрены с его стороны без замечаний, и по ним изданы соответствующие приказы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Указанный в Акте проверки №34 от 29 мая 2019 года отход - трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией (код по ФККО 469 521 13 51 4), относящийся к 4 классу опасности в проверяемых филиалах Общества не образуется.
При таких обстоятельствах, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что факт образования и наличия на территориях проверяемых филиалов Общества отходов - трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией инспектором Росприроднадзора по Воронежской области в ходе проверки не установлен.
Кроме того, согласно сведениям ПНООЛР, образование отходов в виде трубы стальные газопроводов отработанные 4 класса опасности, в процессе хозяйственной и иной деятельности ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» не предусмотрено, и наоборот предусмотрено образование отхода лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (46101001205), 5 класса опасности.
На основании утвержденного Управления Росприроднадзора по Воронежской области ПНООЛР, Обществом 21 августа 2018 года разработана и утверждена Программа производственного экологического контроля (ППЭК), которая воспроизводит (проверяет) сведения ПНООЛР о видах отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с ФККО, в частности, предусмотрено образование отхода лом и отходы, содержащее незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (4 61 010 01 20 5), 5 класса опасности.
Как следует из заключений по актам № 6п отх/2019 от 1 августа 2019 года, №5п отх/2019 от 1 августа 2019 года, составленных МУ <.......> по заказу ООО «Газпром Трансгаз Волгоград», предоставленные отходы классифицированы по 5 классу опасности.
В соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 15 декабря 2014 года № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов 1-4 класса опасности к конкретному классу опасности», класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается на основании сведений, содержащихся в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) и банке данных об отходах (БДО), формируемых федеральной службой по надзору в сфере природопользования согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792.
Банк данных об отходах содержит описание процессов, в результате которых образуются конкретные отходы. В настоящее время в БДО отсутствуют описания процессов, при которых образуются отходы 4 класса опасности, относящиеся к группе отходов «Трубы стальные нефте-газопроводов отработанные».
С учетом изложенного, вынесенное должностным лицом постановление было обоснованно отменено судьей Ворошиловского районного суда г. Волгограда с прекращением производства по делу об административном правонарушении.
При этом имеются основания для изменения решения районного суда в части основания прекращения производства по делу.
Так, прекращая производство по данному делу за отсутствием состава административного правонарушения, судья Ворошиловского районного суда г.Волгограда установил, что вина ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» не доказана, в связи с чем должен был руководствоваться пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 сентября 2019 года подлежит изменению в части основания прекращения производства по делу об административном правонарушении путем указания на прекращение производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Вопреки доводам жалобы, с учетом собранных и исследованных доказательств, с соблюдением требований статей 26.11, 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда правильно оценил установленные по делу обстоятельства, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих, что в процессе производственной деятельности ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» за проверочный период образовались отходы трубы стальные газопроводов отработанные 4 класса опасности, сведения о которых не были учтены при проведении инвентаризации отходов и не включены в программу производственного экологического контроля, и правомерно прекратил производство по делу об административном правонарушении.
Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводов судьи районного суда и по существу сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Несогласие с выводами судьи районного суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела, не свидетельствует о нарушении судом норм материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда
решил:
решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 16 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Газпром Трансгаз Волгоград» изменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В остальной части решение судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 16 сентября 2019 года оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника отдела экологического, геологического надзора и охраны недр, надзора за водными и земельными ресурсами, за особо охраняемыми природными территориями, в сфере охоты и разрешительной деятельности старшего государственного инспектора РФ по Воронежской области Д.Е.А. – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын