ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-212/19 от 14.02.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Растегин Р.В. Дело №07р-212/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 14 февраля 2019 г.

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении бывшего контрактного управляющего государственного бюджетного образовательного учреждения «<.......>», ФИО1 по её жалобе на постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области В.В.В. от 13 сентября 2018 года №06-06-02-14/104 и решение судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 29 ноября 2018 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области В.В.В. от 13 сентября 2018 года №06-06-02-14/104 бывший контрактный управляющий государственного бюджетного образовательного учреждения «<.......>», ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ и ей было назначено административое наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с постановлением первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области, ФИО1 обратилась в Дзержинский районный суд г.Волгограда с жалобой, в которой просила указанное постановление отменить.

Решением судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 29 ноября 2018 года, постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области В.В.В. №06-06-02-14/77 от 13 сентября 2018 года было оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 без удовлетворения.

В настоящее время ФИО1 обратилась с жалобой в Волгоградский областной суд, в которой просит отменить постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области В.В.В. №06-06-02-14/77 от 13 сентября 2018 год и решение судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 29 ноября 2018 года, производство по делу прекратить в виду малозначительности административного правонарушения, мотивировав это тем, что обстоятельства, изложенные в постановлении административного органа, не позволяют считать, что она уклонялась от возложенных на неё публично-правовых обязанностей. Выявленные нарушения не носят существенного и систематического характера.

Исследовав материалы дела, выслушав ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителя первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области В.В.В.П.П.П., просившего в удовлетворении жалобы отказать, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

Статьей 18 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) предусмотрено, что обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика закупок и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Пунктом 7 статьи 18 Закона № 44-ФЗ установлено, что порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 555 утвержден указанный Порядок, в том числе Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которому обоснование закупок осуществляется заказчиками при формировании и утверждении:

- планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд;

- планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Пунктами 2,3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ определено, что при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 44-ФЗ планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи

13 данного Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: планов закупок; планов-графиков.

Согласно частям 7, 9 статьи 17 Закона № 44-ФЗ план закупок формируется государственным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств. Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Пунктом 5 статьи 17 Закона № 44-ФЗ установлено, что порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Администрации Волгоградской области от 14.09.2015 № 533-п (в ред. Постановления от 10.07.2017 №238-п) утвержден порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Волгоградской области (далее - Порядок формирования № 533-п).

Согласно части 3 Порядка формирования № 533-п планы закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней государственными заказчиками, действующими от имени Волгоградской области, - после доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств.

Частью 4 Порядка формирования № 533-п определено, что планы закупок формируются заказчиками, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, на очередной финансовый год и на плановый период по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» (далее - постановление от 21.11.2013 № 1043).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2015 № 1168 утверждены правила размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила размещения).

Подпунктом «д» пункта 2 вышеназванных Правил размещения предусмотрено, что размещение в единой информационной системе планов закупок, планов-графиков закупок осуществляется государственными заказчиками, действующими от имени субъекта Российской Федерации, или муниципальными заказчиками, действующими от имени муниципального образования.

Согласно пункту 4 вышеназванных Правил размещения № 1168, размещение в единой информационной системе (далее - ЕИС) планов закупок, планов-графиков закупок осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения таких планов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Подпунктом «а» пункта 5 Правил размещения предусмотрено, что размещение в единой информационной системе планов закупок, планов- графиков закупок осуществляется заказчиками в форме машиночитаемого электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом заказчика электронной подписью, вид и порядок использования которой определяется в соответствии со статьей 5 Закона № 44-ФЗ.

При формировании плана закупок обоснованию подлежит каждый объект закупки, включенный в план закупок. В обосновании заказчику необходимо указать цель осуществления закупки, в том числе, наименование конкретного мероприятия государственной программы, конкретные функции и полномочия, предусматривающие осуществление закупки, а также реквизиты акта о нормировании, принятые согласно статье 19 Закона № 44- ФЗ, либо указание на его отсутствие.

Как следует из материалов дела, на основании приказа комитета финансов Волгоградской области от 28.12.2017 г. №448, приказа от 25.07.2018 г. №203 «О проведении контрольного мероприятия», в период с 30 июля 2018 года по 17 августа 2018г. была проведена плановая выездная проверка соблюдения Государственным бюджетным образовательным учреждением «<.......>» законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Волгоградской области.

В ходе проведенной проверки были установлено несоблюдение формы обоснования закупок при формировании и утверждении плана закупок ГБОУ «<.......>» на 2017 финансовый год, выразившиеся в следующем.

Для ГКОУ «<.......> при формировании первоначального плана закупок обоснованием закупок, первоначально включенных в план, является обеспечение деятельности учреждения (цель закупки).

Учреждением утвержден и размещен план закупок на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 годов версия № 27 от 15.12.2017 года

Обоснованием соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации согласно первоначальному плану закупок на 2017 год являются - бесперебойная работа учреждения (закупки до <.......> тыс. рублей и до <.......> тыс. рублей), а также «начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги» (коммунальные услуги).

Наименованиями конкретных мероприятий и реквизиты акта о нормировании являются приказы комитета образования и науки Волгоградской области от 29.02.2016 № 199 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций комитета образования и науки Волгоградской области и подведомственных ему государственных казенных учреждений Волгоградской области» и № 200 «Об утверждении Требований (Перечня) к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемых комитетом образования и науки Волгоградской области и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями Волгоградской области, в отношении которых устанавливаются потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики, в том числе предельные цены товаров, работ, услуг».

При изменении плана закупок обоснованием внесенных изменений в план закупок (в том числе включение новых дополнительных закупок) согласно формам обоснования закупок является: возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые первоначально было невозможно; иные случаи, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) в порядке формирования, утверждения и ведения планов закупок, а также приведение планов закупок в соответствие с законами субъектов Российской Федерации о внесении изменений в законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), законами субъектов Российской Федерации о внесении изменений в законы о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и муниципальными правовыми актами о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

Согласно представленной окончательной форме обоснования вышеназванных закупок на 2017 год к плану закупок данным обоснованием являются: Государственная программа «Развитие образования на 2014-2020 годы» (по закупкам продуктов питания), выполнение функций государственных казенных учреждений образования РФ (закупка коммунальных услуг), а также «начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого. с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги» (коммунальные услуги).

При этом, в нарушении постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении Порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» в форме обоснования закупок на 2017 год по закупкам с идентификационным кодом закупки № <...> (поставка тепловой энергии и горячей воды), № <...> (поставка электроэнергии), № <...> (поставка тепловой энергии и горячей воды), № <...> (поставка электроэнергии), № <...> (оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения):

- отсутствуют сведения по наименованию государственной программы или программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы (в том числе целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования) в случае, если закупка планируется в рамках указанной программы (графа 4);

- отсутствует полное наименование, дата принятия и номер утвержденных в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ нормативных правовых (правовых) актов, устанавливающих требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта и (или) соответствующих объектов закупки (графа 7);

- в обосновании соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации указан порядок расчета НМЦК - «начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги» (графа 6).

Таким образом, ГБОУ «<.......>» в 2017 году не соблюдены требования к форме обоснования закупок - в окончательной версии плана закупок с формой обоснования закупок (версия 27), утвержденной и размещенной в ЕИС 15.12.2017 года по 5-ти вышеназванным закупкам отсутствует соответствующая информация.

Приказом директора Учреждения от 01.06.2017 № 207 контрактным управляющим назначен специалист в сфере закупок ФИО1

31.05.2017 года директором Учреждения утверждена должностная инструкция специалиста в сфере закупок № 14-08-2017, с которой ФИО1 ознакомлена 01.06.2017 года.

Согласно разделу 2 должностной инструкции № 14-08-2017 основным направлением деятельности специалиста в сфере закупок являются в том числе: планирование закупок, т.е. разработка плана закупок и плана-графика закупок, а также внесение изменений в план закупок и план-график закупок.

Приказом ГКОУ «<.......>» от 15.12.2017 № 442 «Об утверждении плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГКОУ «<.......>» на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 года» ответственным за составление плана закупок назначен специалист в сфере закупок ФИО1

В ходе рассмотрения жалобы, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу, что ФИО1 является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения и вина ФИО1 подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 30.08.2018г.; актом плановой выездной проверки ГБОУ «<.......>» от 20.08.2018г.; приказом от 15.12.2017 г. об утверждении плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГКОУ «<.......>» на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 годов; копией плана закупок; должностной инструкцией специалиста в сфере закупок; приказом о назначении ФИО1 контрактным управляющим.

Выводы, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении и решении суда первой инстанции о наличии в совершенном ФИО1 деянии состава административного правонарушения, сделаны на основании собранных по данному делу доказательств, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из материалов дела не усматривается.

Что касается ссылки ФИО1 на малозначительность совершенного правонарушения, то суд вышестоящей инстанции не может принять её во внимание.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из содержания п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность правонарушения может применятся в исключительных случаях и имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в области регулирования в сфере закупок, создает предпосылки для дезорганизации функционирования контрактной системы и препятствует достижению целей и задач государства, тем самым наносит вред общественным отношениям.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в ненадлежащем пренебрежительном отношении ФИО1 к исполнению своих обязанностей.

Допущенное правонарушение существенным образом посягает на установленный нормативными правовыми актами единый порядок регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд и не способствует предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Таким образом, оснований для признания совершенного ФИО1 деяния малозначительным и освобождения её от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления административного органа и судебного решения, жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области В.В.В. от 13 сентября 2018 года №06-06-02-14/104 и решения судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 29 ноября 2018 года, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л

постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области В.В.В. от 13 сентября 2018 года № <...> и решение судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 29 ноября 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ в отношении бывшего контрактного управляющего государственного бюджетного образовательного учреждения «<.......>», ФИО1, - оставить без изменения, а её жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Волгоградского

областного суда: подпись Коробицын А.Ю.

<.......>

<.......>

<.......>