ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-219/2014 от 17.03.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья: Винецкая Н.Г. Дело № 07р-219/14

РЕШЕНИЕ

 г. Волгоград 17 марта 2014 г.

 Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А.,

 при секретаре Беликовой А.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов от 13 ноября 2013 года и решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Техномаркет В» ФИО1,

у с т а н о в и л  :

 13 ноября 2013 года государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов директор ООО «Техномаркет В» ФИО1 подвергнут административному наказанию по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере <.......> рублей.

 Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2014 года жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.

 В жалобе в областной суд ФИО1 оспаривает законность и обоснованность постановления административного органа, решения судьи районного суда по делу, и просит указанные акты отменить.

 Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, защитника Мелихова А.В., поддержавших жалобу, не нахожу оснований для удовлетворения данной жалобы.

 В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами для должностных лиц влечёт ответственность в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

 Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

 В силу ст.11 данного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

 Положениями ст.14 закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.

 Согласно ст.15 указанного закона лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несёт соответствующее должностное лицо организации.

 В порядке ст.18 «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

 Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

 Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

 В соответствии со ст.19 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов. Порядок учёта в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учёта в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учёта. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчётность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учёта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учёта в течение срока, определённого федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

 Требования ч.1 ст.34 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» предусматривают, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое и косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

 Обязанность по соблюдению требований в области охраны окружающей среды возложена на юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов – частями 1,2 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п.1 п.1 ст.11 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».

 Согласно ч.3 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

 На основании п.3, п.4 и п.5 Порядка предоставления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности), утверждённого приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 года №30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности)», субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчётность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчётный период составляет один календарный год. Отчётность представляется до 15 января года, следующего за отчётным периодом.

 В силу ч.1 ст.19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.

 Порядок учёта в области обращения с отходами, утверждённый приказом Минприроды РФ от 1 сентября 2011 года №721 в п.1 устанавливает требования к введению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходах.

 В соответствии со ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

 Согласно ст.26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

 В порядке ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

 Как следует из материалов дела, ООО «Техномаркет В» осуществляет оптовую и розничную торговлю бытовыми электротоварами, радио и телеаппаратурой (код ОКВЭД 51.43) в арендуемом по договору аренды №4-13 от 31 декабря 2012 года у ООО «Волжский торговый центр» нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Торговая площадь составляет 1650 кв.м., вспомогательная площадь 647,4 кв.м. (кабинеты, подсобные помещения, санитарные узлы, коридоры), для использования под розничную торговлю сложнобытовой техникой. Штатная численность сотрудников ООО «Техномаркет В» составляет 72 человека.

 30 сентября 2013 года в 10-00 час. в ООО «Техномаркет В» комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в части обращения с отходами, в ходе которой в деятельности юридического лица ООО «Техномаркет В» выявлены многочисленные нарушения законодательства, а именно: на предприятии отсутствует назначенное лицо, допущенное к обращению с отходами I-IV класса опасности прошедшее профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности; отчётность об образовании, использовании, обезвреживании о размещении отходов в уведомительном порядке за 2012 год в управление Росприроднадзора по Волгоградской области ООО «Техномаркет В» предоставлена с нарушением установленного срока 22 января 2013 года, при установленном сроке до 15 января 2013 года; учёт в области обращения с отходами ООО «Техномаркет В» не ведётся; отсутствуют обобщённые данные учёта в области обращения с отходами за 4 квартал 2012 года, 1 и 2 кварталы и июль, август 2013 года; отсутствует согласованный с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией) порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

 Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: приказом о проведении проверки юридического лица (л.д.16-17); актом проверки от 30 сентября 2013 года (л.д.20-22); предписанием от 30 сентября 2013 года (л.д.23); протоколом об административном правонарушении (л.д. 24-26), которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Таким образом, действия директора ООО «Техномаркет В» ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств и обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.

 Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

 Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

 жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

 Постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов от 13 ноября 2013 года и решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Техномаркет В» ФИО1, - оставить без изменения.

 Судья Волгоградского подпись

 областного суда: Циренщиков И.А.

 верно:

 Судья Волгоградского

 областного суда: Циренщиков И.А.