ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-241/2015 от 25.02.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья: Никитина Е.А. Дело № 07р-241/15

РЕШЕНИЕ

 г. Волгоград 25 февраля 2015 г.

 Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.,

 при секретаре Беликовой А.С.

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частями 1,3 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» по жалобе представителя ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» З.Е.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по г.Волгограду УНД Главного управления МЧС России по Волгоградской области № <...> от 23 декабря 2014 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л:

 23 декабря 2014 года постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по г.Волгограду УНД Главного управления МЧС России по Волгоградской области М.Ю.Н. № <...> ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1,3 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 150 000 рублей.

 Поданная представителем ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» в Ворошиловский районный суд г. Волгограда жалоба на указанное постановление была оставлена без удовлетворения.

 В жалобе в областной суд представитель ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» З.Е.А. оспаривает законность и обоснованность постановления заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по г.Волгограду УНД Главного управления МЧС России по Волгоградской области № <...> от 23 декабря 2014 года и решения судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, просит их отменить, либо снизить размер штрафных санкций в связи с тяжелым финансовым положением ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района».

 Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу постановление административного органа от 23 декабря 2014 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ подлежащими изменению.

 В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

 В силу ч.3 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

 В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

 Правила противопожарного режима утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме» (далее - Правила). Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности. В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации, в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности.

 Как следует из материалов дела в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжений № <...>, № <...> от ДД.ММ.ГГГГг. № <...>, № <...>, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ были проведены плановые выездные проверки в зданиях, помещениях жилых домов ООО «УК Ворошиловского района», расположенных по адресу: <адрес> за соблюдением ООО «УК Ворошиловского района» законодательства в области пожарной безопасности в Российской Федерации при эксплуатации вышеуказанных жилых домов.

 В ходе проверок были выявлены нарушения требований НПБ 110-03 Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. Регистрационный N 4836, Постановления Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 года «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (далее ППP РФ), а так же стандартов, норм и правил пожарной безопасности, а именно: жилой дом по адресу: <адрес> - помещения общего пользования не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (нарушение п.6.2 таблицы 1 НПБ 110-01 Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2003г. Регистрационный №4836); руководителем организации не обеспечена исправность источников внутреннего противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ 25.04.2012 года № 390).

 С первого по четырнадцатый этажи пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями. Отсутствуют пожарные шкафы из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении (п. 57 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ 25.04.2012 года № 390).

 Жилой дом по адресу: <адрес>, - помещения общего пользования не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации - нарушение (п. 6.2 таблицы 1 НПБ 110-03 Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. Регистрационный N4836); руководителем организации не обеспечена исправность источников внутреннего противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ 25.04.2012 года № 390). С первого по четырнадцатый этажи пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями. Отсутствуют пожарные шкафы из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении (п. 57 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ 25.04.2012 года № 390).

 Жилой дом повышенной этажности по адресу: <адрес>, помещения общего пользования не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации - нарушение (п. 6.2 таблицы 1 НПБ 110-03 Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. Регистрационный N 4836); руководителем организации не обеспечена исправность источников внутреннего противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ 25.04.2012 года № 390); с первого по четырнадцатый этажи пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями. Отсутствуют пожарные шкафы из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении (п. 57 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ 25.04.2012 года № 390). Жилой дом повышенной этажности по адресу: <адрес>, помещения общего пользования не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации - нарушение (п. 6.2 таблицы 1 НПБ 110-03 Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. Регистрационный N 4836); руководителем организации не обеспечена исправность источников внутреннего противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ 25.04.2012 года № 390). С первого по четырнадцатый этажи пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями. Отсутствуют пожарные шкафы из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении (п. 57 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ 25.04.2012 года № 390).

 По итогам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по г.Волгограду УНД Главного управления МЧС России по Волгоградской области М.Ю.Н. № <...> ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1,3 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 150 000 рублей.

 Данные нарушения нашли свое подтверждение в ходе пересмотра постановления заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по г.Волгограду УНД Главного управления МЧС России по Волгоградской области М.Ю.Н. в суде первой инстанции и подтверждаются собранными по делу доказательствами: актами проверки и протоколами об ад­министративном правонарушении.

 Проанализировав обстоятельства административного правонарушения, прихожу к выводу, что заместителем главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по г.Волгограду УНД Главного управления МЧС России по Волгоградской области М.Ю.Н. и судьей районного суда правомерно было установлено наличие в действиях ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 и ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ.

 Объективной стороной указанного правонарушения является нарушение юридическими лицами и должностными лицами правил пожарной безопасности.

 Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления должностного лица и решения районного судьи незаконными и необоснованными, не установлено.

 Доводы представителя ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» З.Е.А. о малозначительности административного правонарушения в действиях ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района», а также о том, что общество не было извещено надлежащим образом о времени и месте составления протоколов и вынесения постановления о назначении наказания обществу, уже были предметом исследования в суде первой инстанции, где получили надлежащую оценку и не нуждаются в переоценке суда вышестоящей инстанции.

 Между тем, к поданной в областной суд жалобе представителем ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» З.Е.А. были приобщены сведения об открытых счетах ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» в <.......>, <.......> и <.......> а также справки по указанным расчетным счетам, из которых следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на всех расчетных счетах общества, не имеется остатка денежных средств, что в свою очередь свидетельствует о тяжелом финансовом положении юридического лица.

 Принимая во внимание доводы жалоб о необходимости учета данных обстоятельств при назначении наказания, полагаю назначенный административным органом ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» штраф в размере 150000 рублей чрезмерно высоким.

 В силу положений частей 2, 3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающее административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

 Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 2, 3 постановления от 25.02.2014 г. №4-П, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

 Поскольку административный штраф, как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, следовательно, устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть1), 2, 17 (часть3), 18 и 55 (часть3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.

 Как разъяснил в указанном Постановлении Конституционный суд Российской Федерации впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

 Принимая во внимание, что на момент привлечения к административной ответственности ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района», внесенные в ст.4.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями Конституционного Суда РФ соответствующие изменения не вступили в силу, с учетом отсутствия отягчающих обстоятельств, негативных последствий и нарушений действиями ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» прав третьих лиц (обратного материалами дела не установлено), а также тяжелого материального положения юридического лица, суд считает возможным изменить обжалуемое постановление заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по г.Волгограду УНД Главного управления МЧС России по Волгоградской области № <...> от 23 декабря 2014 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, снизив размер назначенного ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» административного штрафа, и окончательно назначив указанному юридическому лицу в качестве административного наказания штраф в размере 100 000 рублей с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

 Постановление заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по г.Волгограду УНД Главного управления МЧС России по Волгоградской области № <...> от 23 декабря 2014 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» изменить в части назначенного наказания ему административного штрафа в сумме 150000 рублей, снизив его размер ниже низшего предела и окончательно назначить ООО «Управляющая Компания Ворошиловского района» наказание в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.

 Судья Волгоградского подпись

 областного суда: Коробицын А.Ю.

 верно:

 Судья Волгоградского

 областного суда: Коробицын А.Ю.