ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-253/19 от 20.02.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Тюрин А.В. Дело № 07р-253/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 20 февраля 2019 года

Судья Волгоградского областного суда Язынина С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лопанцевой Наталии Борисовны на постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области от 29 ноября 2018 года, решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 14 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (далее ГБУ ВО ««Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма») Лопанцевой Наталии Борисовны,

установил:

постановлением первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области от 29 ноября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 14 января 2019 года, директор ГБУ ВО ««Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Лопанцева Н.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В поданной в Волгоградский областной суд жалобе, Лопанцева Н.Б. просит отменить акты, вынесенные в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить, приводя доводы о неверной квалификации ее действий и об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку нарушений порядка формирования государственного задания не установлено, а установлен факт нарушения сроков размещения информации на сайте.

В судебное заседание, Лопанцева Н.Б. надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы не явилась, об отложении судебного заседания не просила.

В судебное заседание явился представитель должностного лица, вынесшего постановление, ФИО, который возражал против удовлетворения жалобы.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Основанием для привлечения директора ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Лопанцевой Н.Б. к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых актах выводы о нарушении порядка формирования государственного задания, выразившегося в несвоевременном размещении государственного задания для ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области № 1454 от 15 августа 2017 года, на сайте по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Вместе с тем с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (все нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Лопанцевой Н.Б. к административной ответственности) установлено, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон «О некоммерческих организациях») государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 7 вышеназванной статьи).

Постановлением администрации Волгоградской области от 30 декабря 2015 года № 818-п утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Волгоградской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее Положение).

В силу пункта 4 Положения государственное задание формируется в процессе составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям средств областного бюджета лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее именуется - субсидия) в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений - органами исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Положения в случае внесения изменений в показатели государственного задания формируется новое государственное задание (с учетом внесенных изменений) в соответствии с положениями настоящего раздела.

В силу требований пункта 7 Положения государственное задание и отчет о выполнении государственного задания, формируемый согласно приложению 2 к настоящему Положению, за исключением содержащихся в них сведений, составляющих государственную тайну, размещаются в установленном порядке на сайте по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также могут быть размещены на портале Губернатора и Администрации Волгоградской области.

Таким образом, обязанность по формированию государственного задания для бюджетного учреждения, в силу закона возложена на соответствующий орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

В соответствии с пунктом 1.3., 1.9., 1.10., 3.4.10. Устава ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» является некоммерческой организацией с организационно-правовой формой – учреждение, типом – бюджетное. Функции и полномочия учредителя ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» от имени Волгоградской области осуществляет комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, который формирует и утверждает государственное задание для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности.

При таких обстоятельствах директор ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Лопанцева Н.Б. не является лицом, на которого законом возложена обязанность по формированию государственного задания для бюджетного учреждения, и поэтому не является субъектом административной ответственности по статье 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Более того, в рассматриваемом случае нарушение пункта 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного Приказом Минфина России от 21 июля 2011 года № 86н, вмененное директору ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Лопанцевой Н.Б., нарушением установленного порядка формирования государственного задания не является и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, подпунктом 9 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность документов, в том числе, государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ).

Согласно пункту 3.5 вышеназванной статьи данного Федерального закона сведения, определенные пунктом 3.3 настоящей статьи, размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой государственным (муниципальным) учреждением.

Предоставление информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещение на официальном сайте в сети Интернет и ведение указанного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Приказом Минфина России от 21 июля 2011 года № 86н в соответствии с пунктом 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» утвержден Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта (далее Порядок).

Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что в случае принятия новых документов и (или) внесения изменений в документы, информация из которых была ранее размещена на официальном сайте, учреждение, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем принятия документов или внесения изменений в документы, предоставляет через официальный сайт уточненную структурированную информацию об учреждении с приложением соответствующих электронных копий документов.

Между тем, в рассматриваемом случае приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области № 2015 от 30 декабря 2016 года первоначально утверждено государственное задание № 1 ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

После внесения изменений в вышеназванное государственное задание в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 5 Положения было сформировано новое государственное задание для ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, которое было утверждено приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области № 1454 от 15 августа 2017 года.

При этом в силу пункта 15.1 Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления), осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, обеспечивают размещение на официальном сайте информации о своих подведомственных учреждениях, которым доводятся государственные (муниципальные) задания и предоставляются субсидии на иные цели. Для обособленных структурных подразделений данную информацию указывает учреждение.

В данном случае учредителем ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» является комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, который является органом исполнительной власти Волгоградской области, формирует государственное задание для данного учреждения и соответственно обеспечивает размещение на официальном сайте информацию о подведомственном ему учреждении.

Кроме того, дополнительно следует отметить, что Федеральным законом от 07 июня 2017 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (начало действия закона с 1 января 2018 года) пункт 3.5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» изложена в новой редакции, исходя из которой документы, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области от 29 ноября 2018 года, решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 14 января 2019 года, вынесенные в отношении директора далее ГБУ ВО ««Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Лопанцевой Н.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

жалобу Лопанцевой Наталии Борисовны удовлетворить.

Постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области от 29 ноября 2018 года, решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 14 января 2019 года, вынесенные в отношении директора государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Лопанцевой Наталии Борисовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступило в законную силу 20 февраля 2019 года и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Волгоградского

областного суда С.Г. Язынина