ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-260/2013 от 02.10.2013 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Локтионов М.П. №07п-260/2013

РЕШЕНИЕ

02 октября 2013 г. г. Волгоград

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.

при секретаре Барышниковой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ОАО «Волжский Оргсинтез» <.......> на постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 5 сентября 2013 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ОАО «Волжский Оргсинтез»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Волжского городского Волгоградской области от 5 сентября 2013 года юридическое лицо - ОАО «Волжский Оргсинтез» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 170000 рублей.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд представитель ОАО «Волжский Оргсинтез» <.......> просит отменить постановление судьи Волжского городского Волгоградской области от 5 сентября 2013 года, считая его незаконным и производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав представителей ОАО «Волжский Оргсинтез» <.......> поддержавших жалобу, должностное лицо <.......> и представителя Управления Росприроднадзора по Волгоградской области <.......>., прихожу к выводу о необходимости отменить вынесенное постановление.

В силу ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из протокола <.......> от 06.08.2013 г., составленного государственным инспектором РФ по охране природы на территории Волгоградской области <.......> Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области при рассмотрении акта проверки и других материалов проверки в отношении юридического лица - ОАО «Волжский Оргсинтез» установлено, что данная организация осуществляет производственную деятельность по обезвреживанию и размещению (хранению, захоронению) отходов производства и потребления, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), при том, что такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), в отношении обращения с отходами химического происхождения (жидкие отходы), код по ФККО – 5000000000000.

На основании протокола и материалов проверки судья городского суда пришел к выводу о том, что действия ОАО «Волжский Оргсинтез» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

Однако с такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Статьей 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 (ред. от 05.02.2013) "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности" утверждено
Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, которое определяет порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - отходы), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами).

Указанным постановлением утвержден и перечень работ, составляющих деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности: Обезвреживание отходов I класса опасности; Обезвреживание отходов II класса опасности; Обезвреживание отходов III класса опасности; Обезвреживание отходов IV класса опасности; Размещение отходов I класса опасности; Размещение отходов II класса опасности; Размещение отходов III класса опасности; Размещение отходов IV класса опасности.

Согласно Приказа МПР РФ от 02.12.2002 N 786 (ред. от 30.07.2003) "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" в федеральном каталоге действительно указан вид отходов химического происхождения (жидкие отходы), код по ФККО – 5000000000000.

Как следует из материалов дела, 11.09.2009 года ОАО «Волжский Оргсинтез» была получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, срок действия которой до настоящего времени не истек и заканчивается 11 сентября 2014 года.

На момент получения обществом указанной лицензии действовал Федеральный закон от 06.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановление Правительства РФ от 26.08.2006 N 524 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности", согласно которых для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (далее - лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

б) перечень отходов I - IV класса опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности, а также сведений о составе отходов);

в) копия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления;

г) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV класса опасности, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;

д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

е) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.

У суда нет оснований сомневаться в том, что имеющаяся у общества лицензия ОП-39-001630(34), выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 11.09.2009 г. на законных основаниях, в соответствии с вышеперечисленными нормами Закона и эти обстоятельства фактически никем не оспариваются.

Требования Федерального закона от 06.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в силу ст. 23 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" признаны утратившими силу.

На основании ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Наименование вида деятельности, на осуществление которой ОАО «Волжский Оргсинтез» выдана лицензия (деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности) изменено и определяется в настоящее время как "деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности", однако данные виды деятельности по прежнему отражены в лицензии ОП-39-001630(34) от 11.09.2009 года.

В соответствии с Приложением к Положению о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255, определен Перечень работ, составляющих указанный вид лицензируемой деятельности, включающий только обезвреживание и размещение отходов I, II, III, IV классов опасности.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм, исходя из содержания имеющейся в материалах дела лицензии ОП-39-001630(34), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 11.09.2009 г., и имеющегося в качестве приложения к ней перечня отходов I - IV класса опасности, с которыми предполагается осуществлять в том числе деятельность по их обезвреживанию и размещению, ОАО «Волжский Оргсинтез» по-прежнему имеет до истечения срока лицензии право на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности по адресу: <.......>

При этом, в связи с исключением определенных видов деятельности, данная лицензия, согласно нового закона подлежит по окончанию её срока переоформлению.

Перечень отходов I - IV класса опасности, с которыми в ОАО предполагается осуществлять деятельность, в том числе по их обезвреживанию, размещению, является приложением к выданной 11.09.2009 года лицензии и не содержит такого вида работ как обезвреживание и размещение отходов химического происхождения (жидкие отходы), код по ФККО – 5000000000000, наличие которых на предприятии подтверждено лабораторными исследованиями и другими материалами дела, что по смыслу ч.4 ст.22 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" также может являться основанием для её последующего переоформления.

При таких обстоятельствах прихожу к убеждению, что при наличии у ОАО «Волжский Оргсинтез» законно выданной, продолжающей действовать лицензии по обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, в число которых входят и отходы химического происхождения (жидкие отходы), код по ФККО – 5000000000000, не требуется получения специальной лицензии на их размещение и обезвреживание, поскольку действующее законодательство каких - либо специальных требований на получение отдельной лицензии на каждый вид таких работ не содержит, а утративший силу закон, на основании которого была выдана продолжающая действовать лицензия содержал лишь требования на разрешение определенного вида деятельности.

При этом, с учетом диспозиции ч.1 статьи 19.20 КоАП РФ административная ответственность наступает при отсутствии разрешения именно на осуществление определенного вида деятельности, установленного федеральным законом и Положением о лицензировании такого рода деятельности, но не вида работ осуществляемого при ведении такой деятельности, который в период действия лицензии может изменяться, исключаться, либо дополняться в перечень в качестве нового вида работ.ый вид таких работ не содержит.

Кроме того, установленная в соответствии с новым законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности форма лицензии (примечание к Приложению Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии") может иметь приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью (о чем делается соответствующая запись) и содержащие информацию о лицензиате, предусмотренную статьей 15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", т.е. лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Следовательно, достаточно объемный по содержанию перечень работ и отходов, может являться приложением к лицензии.

Поскольку юридически значимым обстоятельством при рассмотрении состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ является отсутствие специального разрешения (лицензии) на определенный вид деятельности, полагаю, что оснований для утверждения о том, что у ОАО «Волжский Оргсинтез» отсутствует разрешение (лицензия) по обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, в число которых входят и отходы химического происхождения (жидкие отходы), код по ФККО – 5000000000000 не имеется. Не переоформление лицензии также не может быть поставлено в вину обществу, поскольку на основании федерального закона оно возможно только по окончании срока действия лицензии.

По существу противоправный характер действий ОАО «Волжский Оргсинтез» может заключаться лишь в не включении данного вида работ в перечень, являющийся приложением к лицензии, либо непринятии мер к переоформлению лицензии на данном этапе деятельности в соответствии с законом, однако данные действия не образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

При этом, как следует из разъяснений содержащихся в письме органа, должностным лицом которого составлялся протокол об административном правонарушении- Росприроднадзора от 19 декабря 2011 г. N <.......>О вступлении в силу Федерального закона от 04.045.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:«Согласно части 4 статьи 22 Закона предоставленные до дня вступления в силу Закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

В отношении лицензий, выданных Ростехнадзором, необходимо иметь в виду следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 полномочия по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности переданы Росприроднадзору.

Буквальная реализация нормы части 3 статьи 18 Закона невозможна, так Ростехнадзор не уполномочен осуществлять лицензирование в обозначенной сфере деятельности.

Лицензии, выданные Ростехнадзором или его территориальными органами, начиная с 3 ноября 2011 года подлежат переоформлению в установленном порядке территориальными органами Росприроднадзора.

Таким образом, документы, необходимые для переоформления лицензии на указанные виды деятельности, должны представляться в Росприроднадзор (соответствующий территориальный орган Росприроднадзора), даже если лицензия выдавалась Ростехнадзором (его территориальными органами).

При этом лицензии, выданные Ростехнадзором и Росприроднадзором до 3 ноября 2011 года, в которых места осуществления лицензируемого вида деятельности указаны в виде города, региона Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации в целом, при обращении лицензиата с заявлением о переоформлении лицензии необходимо рассматривать как переоформление в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности.

Необходимо отметить, что переоформление в случае изменения перечня отходов Законом не предусмотрено».

Таким образом, исходя из смысла данного разъяснения, наличие при осуществлении производственной деятельности у ОАО «Волжский Оргсинтез» иного вида отходов, включение которого повлечет изменение перечня данных отходов, также не является основанием для переоформления лицензии.

Что касается возражений должностных лиц ОАО «Волжский Оргсинтез» относительно отнесения данного вида отходов к определенному классу опасности и отказа включить его в перечень отходов и работ, ввиду несогласия с проведенными лабораторными исследованиями, то данные действия также не влекут административную ответственность и указанный спор может быть разрешен сторонами в гражданско-правовом порядке.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление судьи районного суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях ОАО «Волжский Оргсинтез» состава административного правонарушения.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 5 сентября 2013 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ОАО «Волжский Оргсинтез» отменить, а дальнейшее производство по делу в отношении ОАО «Волжский Оргсинтез» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ОАО «Волжский Оргсинтез» состава административного правонарушения.

Судья Волгоградского

областного суда А.Ю.Коробицын