ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-261/2022 от 22.03.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Мягкова Е.А. Дело № 07р-261/2022

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 22 марта 2022 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Якушенко Т.Ю. на постановление начальника Волго - Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Павловой Л.В. №ТУ-22-ДЛ-21-3398/3140-1 от 2 сентября 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 22 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специального должностного лица кредитного потребительского кооператива «Планета финансовых решений» Якушенко Т.Ю.,

у с т а н о в и л:

2 сентября 2021 года постановлением начальника Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Павловой Л.В. № ТУ-22-ДЛ-21-3398/3140-1, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 22 ноября 2021 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено, на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, Якушенко Т.Ю. оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить, поскольку считает, что в рассматриваемом случае, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения. Указывает, что обязанность по хранению Кооперативом файлов УКЭП Указанием Банка России от 17 октября 2018 года №4937-У не установлена. Также полагает, что Порядок составления информации не является нормативным актом, в связи с чем её действия не образует состав вменяемого ей правонарушения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав по видео-конференц-связи представителя Центрального банка Российского банка Г.М.Е., полагавшую постановление и решение оставить без изменения, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.1, ст. 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью не кредитных финансовых организаций (далее - НФО) в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности НФО, направляет НФО обязательные для исполнения предписания, а также применяет к НФО предусмотренные федеральными законами иные меры.

На основании п. 12 ст. 76.1 Закона № 86-ФЗ кредитные потребительские кооперативы являются НФО.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ от 07 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся в том числе кредитные потребительские кооперативы.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 7 и п. 6 ст. 7.5 указанного Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца осуществлять проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее - Проверки) и информировать о результатах таких Проверок уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Порядок представления НФО в Росфинмониторинг сведений, предусмотренных Законом №115-ФЗ, установлен Указанием Банка России от 17 октября 2018 года №4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Указание N 493 7-У).

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона №115-ФЗ документы, содержащие сведения, указанные в ст. 7 Закона №115-ФЗ, и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет.

Согласно п. 2 Указания № 4937-У НФО должна сформировать в соответствии с установленным на основании ст. 76.6 Закона № 86-ФЗ и размещенным на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» порядком составления информации, предусмотренной Законом о ПОД/ФТ, электронный документ в виде формализованного электронного сообщения, включающего в том числе сведения о результатах Проверки в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 7 и п. 6 ст. 7.5 Закона №115-ФЗ.

Пунктом 3 Указания № 4937-У предусмотрено, что ФЭС должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) НФО и направлено НФО в уполномоченный орган путем использования личного кабинета НФО.

В соответствии с п. 3 Порядка «Структура наименования, структуры и форматы электронных сообщений» ФЭС, направляемые НФО (филиалом НФО), подписываются УКЭП руководителя НФО (руководителя филиала НФО) или сотрудника НФО (сотрудника филиала НФО), уполномоченного направлять сведения в уполномоченный орган.

УКЭП для каждого ФЭС формируется в виде отдельного файла, наименование которого соответствует наименованию ФЭС и имеет расширение «sign» (далее - файл УКЭП).

В соответствии с п. 4 Порядка «Структура наименования, форматы и структура квитанции, содержащей подтверждение уполномоченного органа о принятии или непринятии ФЭС» квитанция о принятии (непринятии) ФЭС подписывается УКЭП уполномоченного органа. УКЭП для каждой квитанции о принятии (непринятии) ФЭС формируется в виде отдельного файла, наименование которого соответствует наименованию квитанции о принятии (непринятии) ФЭС и имеет расширение "sign" (файл УКЭП).

Согласно п. 5 Порядка «Хранение НФО (филиалом НФО) электронных документов» НФО (филиалом НФО) обеспечивается хранение в электронном виде:

- ФЭС и УКЭП для каждого ФЭС (файлы УКЭП), сформированные в форматах и структуре, предусмотренных пунктом 3 Порядка, и направленные НФО (филиалом НФО) в уполномоченный орган в соответствии с требованиями Закона о ПОД/ФТ;

- квитанции о принятии (непринятии) ФЭС и УКЭП для каждой такой квитанции, сформированные в форматах и структуре, предусмотренных пунктом 4 Порядка, и направленные уполномоченным органом в НФО (филиал НФО).

Указанные документы хранятся НФО (филиалом НФО) в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС.

Как следует из материалов административного дела, КПК «Планета финансовых решений» была проведена Проверка, сведения о результатах которой были направлены в Росфинмониторинг в составе ФЭС от 28 августа 2019 года с номером записи 2019 5258065749 526201001 00000004 (далее – ФЭС от 28 августа 2019 года).

ФЭС от 28 августа 2019 года было подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП), о чем свидетельствует факт успешного получения данного ФЭС Росфинмониторингом, что подтверждается соответствующей квитанцией о принятии ФЭС от 28 августа 2019 года №SNF03484 04 5258065749 526201001 20190828 001.xml.

В соответствии с требованиями законодательства Кооператив обязан был обеспечить по месту своего нахождения хранение ФЭС от 28 августа 2019 года с файлом УКЭП в течение пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о принятии ФЭС от 28 августа 2019 года, то есть до 28 августа 2024 года включительно.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что указанная обязанность Кооперативом не исполнена, хранение файла УКЭП для ФЭС от 28 августа 2019 года не обеспечено.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со ст. 3 Закона №15-ФЗ организация внутреннего контроля включает в себя, в том числе, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля. В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля относится к обязанности Кооператива.

Приказом Кооператива № б/н от 06 апреля 2018 года функции специального должностного лица, ответственного за соблюдение требований Закона №115-ФЗ, возложены на Якушенко Т.Ю.

Согласно п.п. 3.6, 3.12 должностной инструкции специального должностного лица Кооператива, ответственного за соблюдение требований Закона №115-ФЗ, утвержденной приказом директора Кооператива от 06 апреля 2018 года, специальное должностное лицо организует представление в Росфинмониторинг сведений в соответствии с Законом №115-ФЗ и иными нормативными актами в сфере ПОД/ФТ; обеспечивает соответствующий режим защиты и хранения фиксируемой информации.

Таким образом, Якушенко Т.Ю., вопреки доводам жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, после передачи ФЭС от 28 августа 2019 года в Росфинмониторинг была обязана обеспечить хранение файла УКЭП в течение предусмотренного законодательством срока.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении №ТУ-22-ДЛ-21-3398/1020-1 от 21 июля 2021 года (т. 1 л.д. 78-86); приказом №3 от 04 июля 2019 года «Об утверждении правил внутреннего контроля КПК «Планета финансовых решений» (т. 2 л.д. 97); должностная инструкция специального должностного лица (т. 2 л.д. 98-100) и другими материалами дела которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия специального должностного лица КПК «Планета финансовых решений» Якушенко Т.Ю. по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ квалифицированы правильно с учетом всех обстоятельство по делу.

Вместе с тем, судья районного суда обоснованно согласился с выводами должностного лица административного органа о наличии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным ввиду отсутствия негативных последствий, затрудняющих осуществление уполномоченным органом своих функций в области ПОД/ФТ, а также существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, как и иная оценка им обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении должностным лицом и судьей районного суда норм права.

Каких-либо иных доводов, содержащих правовые аргументы, ставящие под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, не имеется.

При таких обстоятельствах оснований к отмене постановления должностного лица административного органа и судебного решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление начальника Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Павловой Л.В. №ТУ-22-ДЛ-21-3398/3140-1 от 2 сентября 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 22 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специального должностного лица кредитного потребительского кооператива «Планета финансовых решений» Якушенко Т.Ю. оставить без изменения, а жалобу Якушенко Т.Ю. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского

областного суда подпись И.А. Циренщиков