ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-265/2017 от 20.06.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Самохин В.В. Дело № 07п-265/17

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 20 июня 2017 г.

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении МБУ ДО «<.......> детская школа искусств», по жалобе директора МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» Е.С.Н. на постановление судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 10 мая 2017 года,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 10 мая 2017 года МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

С постановлением судьи районного суда директор МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» Е.С.Н. не согласилась и обратилась с жалобой в Волгоградский областной суд, в которой просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Проверив в полном объёме материалы дела, доводы жалобы, выслушав директора МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» Е.С.Н. и защитника МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» Д.И.А., прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с примечанием к ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ комитетом образования и науки <адрес> вынесен приказ № <...> «О проведении плановой выездной проверки муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «<.......> детская школа искусств» Еланского муниципального района Волгоградской области.

Как следует из акта проверки МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» Еланского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения, в том числе, в нарушение требований ст. 46 Федеральною закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Приказа министерства здравоохранения и социальною развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761 и «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей, специалистов и служащих», отсутствует необходимый уровень квалификации у работников образовательной организации: Ч.Л.Н.H., студент 2 курса государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «<адрес> педагогический колледж» в должности преподавателя изобразительного искусства, и не имеющая высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю, либо дополнительного профессионального образования по направлению «Образование и педагогика»; Е.С.Н., не имеющая высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, в должности директора.

В МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» Еланского муниципального района Волгоградской области работают Е.С.Н. в должности директора и Ч.Л.Н. в должности преподавателя, что следует из приказа о приеме на работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ, тарификации на ДД.ММ.ГГГГ, приказов МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» Еланского муниципального района Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, заявления Ч.Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ

Отсутствие высшего образования у Ч.Л.Н. подтверждены дипломом № <...>от ДД.ММ.ГГГГ и справкой от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой последняя является студентом 2 курса ГБПОУ «<.......> педагогический колледж» по специальности - преподавание в начальных классах.

Е.С.Н. имеет диплом с отличием, выданный ДД.ММ.ГГГГ Государственным образовательным бюджетным учреждением культуры высшего профессионального образования «<.......> государственный институт искусств и культуры» по квалификации технолог социально-культурной деятельности, преподаватель по специальности «Социально-культурная деятельность», что явствует из самого диплома о высшем образовании.

Согласно графику повышения квалификации на 2016-2017 г. у Е.С.Н. запланировано прохождение курсов (переподготовка) на апрель 2017 г.

В соответствии со справкой № <...> от ДД.ММ.ГГГГЕ.С.Н. проходит обучение в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный центр «Карьера» по программе профессиональной подготовки «Менеджмент в сфере культуры и искусства», 510 часов, зачислена ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с разделом II «Должности руководителей». Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Согласно разделу III «Должности педагогических работников» Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", Преподаватель. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В результате контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности в МБУ ДО <.......> детская школа искусств» Еланского муниципального района Волгоградской области выявлены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, а именно отсутствует необходимый уровень квалификации у работников образовательной организации Ч.Л.Н., работающей в должности преподавателя изобразительного искусства не имеющей высшего профессионального образования и Е.С.Н., работающей в должности директора, не имеющей высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.

Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства. То есть только нарушения, влекущие за собой возникновение указанной угрозы, могут быть квалифицированы в положении о лицензировании как грубые.

Судьёй районного суда установлен факт наличия в деятельности МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» Еланского муниципального района Волгоградской области грубых нарушений, что в силу ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ влечет возникновение административной ответственности.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Изучение представленных материалов свидетельствует о том, что при рассмотрении дела судья районного суда полно, всесторонне, в их совокупности исследовал все собранные доказательства, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и сделал правильный вывод о том, что в МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» усматриваются признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В связи с изложенным Учреждение правомерно привлечено к административной ответственности, его действия квалифицированы правильно.

То обстоятельство, что директор учреждения Е.С.Н. заканчивает в 2017 году переподготовку по специальности «менеджмент», а Ч.Л.Н. до реорганизации муниципальных образовательных учреждений первоначально принималась на работу в МБОУ ДОД «<.......> ДШИ», которая в дальнейшем вошла в состав МБУ ДО «<.......> детская школа искусств», не влияет на квалификацию действий юридического лица по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, поскольку выявленные нарушения лицензионных требований являются длящимися и продолжались по крайней мере с 2015 года.

На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснением, данным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем совершенное МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку обстоятельства его совершения свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в игнорировании МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» требований российского законодательства об образовании.

С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью административного правонарушения не имеется

Вместе с тем, суд принимает во внимание доводы жалобы о том, что МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» является бюджетной организацией, не имеет дополнительных источников финансирования, в связи с чем, судья полагает возможным, применить положения ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.

Так, в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Исходя из положений ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, полагаю возможным применить по настоящему делу положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» административного наказания в виде штрафа со 150000 руб. до 75000 руб.

Иных нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по делу, являющихся основаниями для отмены или изменения постановления по делу, не усматривается.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 10 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» изменить в части назначенного административного наказания, снизив размер назначенного МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» административного наказания в виде административного штрафа со 150000 рублей до 75 000 рублей.

В остальной части постановление судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 10 мая 2017 года оставить без изменения, а жалобу директора МБУ ДО «<.......> детская школа искусств» Е.С.Н. без удовлетворения.

Судья Волгоградского

областного суда подпись Коробицын А.Ю.

<.......>

<.......>

<.......>