ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-298/2015 от 12.03.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья: Гринченко Е.В. Дело № 07р-298/2015

РЕШЕНИЕ

 г. Волгоград 12 марта 2015 года

 Судья Волгоградского областного суда Маслов О.В.,

 при секретаре Романовой Ю.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <адрес> на решение судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном чч. 1, 3, 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <адрес>,

у с т а н о в и л:

 постановлением Главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору № <...> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

 Решением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 10 февраля 2015 года жалоба <адрес>, поданная в Дзержинский районный суд г.Волгограда на указанное постановление административного органа – оставлена без удовлетворения.

 В жалобе в областной суд представитель <адрес> Мелихов А.В. просит об отмене решения судьи и постановления должностного лица, считая их незаконными.

 Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав представителя административного органа Семенова В.В., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении жалобы заявителя, судья областного суда находит постановление Главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 10 февраля 2015 года подлежащими изменению.

 В соответствии с ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

 В силу ч.3 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

 Согласно ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

 Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

 Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).

 В соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

 В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Главного государственного инспектора г.Волгограда по  пожарному надзору ... № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ... проведена плановая выездная проверка за соблюдением <адрес> обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений, зданиях, территории, расположенных адресу: <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности:

 - не организовано проведение перекатки пожарных рукавов (п.57 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N390 "О противопожарном режиме");

 - не организовано проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц с составлением соответствующих протоколов испытания (п. 24 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390 "О противопожарном режиме");

 - на объект защиты не разработана декларация пожарной безопасности (ст. 6, ст. 64 Федерального закона № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” от 22.07.2008 г.);

 Производственный цех:

 - в производственном здании допущено устройство встроенных помещений из горючих материалов и листового металла (п. 23 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390 "О противопожарном режиме");

 - несущие металлические конструкции (колонны) здания не имеют нормированного предела огнестойкости (табл. 21 п. 2 ст. 58123-ФЗ от 22.07.2008 г. п. 5.18* СНиП 21-01-97*);

 Транспортный бокс для стоянки автомобилей:

 - здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ст. 4 п. 2 ст. 5 п. 3 ст. 54 п. 2 №123-ФЗ от 22.07.2008 г. п. 6.30 СНиП 21-02-99; п. 4.1 таб. 1 НПБ 110-03);

 - здание не оборудовано автоматической системой оповещения людей при пожаре (ст. 4 п. 2 ст. 5 п. 3 ст. 54 п. 2 №123-ФЗ от 22.07.2008 г. раздел 7 таб. 2 п. 17 СП 3.13130.2009. п. 20 таб. 2 НПБ 104-03);

 Административно бытовой корпус:

 - помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (ст. 4 п. 2 ст. 5 п. 3 ст. 54 п. 2 №123-ФЗ от 22.07.2008 г. прил. А таб. А.3 п. 38 СП 5.1313.2009. п. 14 таб. 3 п. 38 НПБ 110-03);

 - помещения не оборудованы автоматической системой оповещения людей при пожаре (ст. 4 п. 2 ст. 5 п. 3 ст. 54 п. 2 №123-ФЗ от 22.07.2008 г. раздел 7 таб. 2 п. 16 СП 3.13130.2009. п. 5.1 таб. 2 п. 15 НПБ 104-03);

 - административно-бытовой корпус не выгорожен противопожарной преградой (противопожарной дверью) от производственного цеха (ст. 5 п. 3, ст. 88 п. 13 табл. 23, 24 №123-ФЗ от 22.07.2008г. п. 7.4 СНиП 21-01-97*);

 - выход на кровлю не выгорожен противопожарной преградой (ст. 5 п. 3, ст. 6 п. 2 ст. 88 п. 13 табл. 23, 24 №123-ФЗ от 22.07.2008г. п. 7.4 СНиП 21-01-97*);

 - не обеспечено наличие поэтажных планов эвакуации людей при пожаре (п. 7 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390 "О противопожарном режиме");

 Административное здание заводоуправления:

 - не обеспечена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения (п. 21 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390 "О противопожарном режиме");

 - при выходе с лестничной клетки на чердак не установлена противопожарная дверь 2-го типа (ст. 5 п. 3, ст. 6 п. 2 ст. 88 п. 13 табл. 23, 24 №123-ФЗ от 22.07.2008г. п. 7.4 СНиП 21-01-97*);

 - разработанные планы эвакуации не соответствуют установленным требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009, а именно: не соответствуют формат и цветографические изображения знаков безопасности (п. 7 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390 "О противопожарном режиме");

 - на объекте защиты не обеспечена исправность источников внутреннего противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п.55 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 «О противопожарном режиме»);

 Производственный цех:

 - во встроенных помещениях эксплуатация электрических светильников осуществляется со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 «О противопожарном режиме»);

 Административно-бытовой корпус:

 - в помещениях раздевалок эксплуатация электрических светильников осуществляется со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 «О противопожарном режиме»);

 - стальные сети внутреннего противопожарного водопровода имеют врезки из пластиковых труб (ст.62, ст.86 №123-ФЗ от 22.07.2008 г., п.10.1 СНиП 2.04.01-85; п.4.1.10. СП 10.13130.2009);

 - на третьем этаже здания, в помещении, предназначенном для отдыха, установлена и эксплуатируется электроплитка, не имеющая устройств тепловой защиты (п.42 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 «О противопожарном режиме»);

 Административно-бытовой корпус:

 - для отделки путей эвакуации напольного покрытия второго этажа применены горючие материалы (линолеум) (п.3 ст.5, п.2 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 г.; п.33 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 «О противопожарном режиме»; п.6.25* СНиП 21-01-97*).

 Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ДД.ММ.ГГГГ <адрес> к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Обстоятельства совершения <адрес> административных правонарушений, предусмотренных чч. 1, 3, 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются: представлением № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ <...>), протоколами по делу об административном правонарушении № <...> (л.д.№ <...>), письмом-уведомлением (л.д.№ <...>), распоряжением о проведении плановой, выездной проверки № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ <...>), актом проверки № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ <...>), предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ <...>), приказом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ <...>), договором субаренды имущества № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ <...>), актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ <...>), дополнительным соглашением к договору субаренды имущества № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ <...>), решением о назначении директора <адрес> (л.д.№ <...>), план мероприятий по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д.№ <...>), приказом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д№ <...>), договором на комплекс работ в области пожарной безопасности № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ <...>), договором на испытание пожарных лестниц № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ <...>).

 Таким образом, изложенные выше нарушения правил пожарной безопасности, за исключением нарушений, выразившиеся в том, что несущие металлические конструкции (колонны) здания производственного цеха не имеют нормированного предела огнестойкости (табл. 21 п. 2 ст. 58123-ФЗ от 22.07.2008 г. п. 5.18* СНиП 21-01-97*); административно-бытовой корпус не выгорожен противопожарной преградой (противопожарной дверью) от производственного цеха (ст. 5 п. 3, ст. 88 п. 13 табл. 23, 24 №123-ФЗ от 22.07.2008г. п. 7.4 СНиП 21-01-97*); выход в административно-бытовом корпусе на кровлю не выгорожен противопожарной преградой (ст. 5 п. 3, ст. 6 п. 2 ст. 88 п. 13 табл. 23, 24 №123-ФЗ от 22.07.2008г. п. 7.4 СНиП 21-01-97*); в административном здание заводоуправления, при выходе с лестничной клетки на чердак не установлена противопожарная дверь 2-го типа (ст. 5 п. 3, ст. 6 п. 2 ст. 88 п. 13 табл. 23, 24 №123-ФЗ от 22.07.2008г. п. 7.4 СНиП 21-01-97*), образуют объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных чч.1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Вместе с тем, постановление Главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 10 февраля 2015 года подлежат изменению по следующим основаниям.

 В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

 В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.

 Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведённой нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

 Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введённые в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.

 Системный анализ приведённых выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введённых в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объёмно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.

 Как следует из материалов дела, здание производственного цеха и административно-бытовой корпус введены в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.№ <...>), административном здание заводоуправления в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.№ <...>), то есть до введения в действие СНиП 21-01-97*.

 Учитывая, что материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о том, что данные объекты подвергались реконструкции или капитальному ремонту, указания на нарушения, выразившиеся в том, что несущие металлические конструкции (колонны) здания производственного цеха не имеют нормированного предела огнестойкости (табл. 21 п. 2 ст. 58123-ФЗ от 22.07.2008 г. п. 5.18* СНиП 21-01-97*); административно-бытовой корпус не выгорожен противопожарной преградой (противопожарной дверью) от производственного цеха (ст. 5 п. 3, ст. 88 п. 13 табл. 23, 24 №123-ФЗ от 22.07.2008г. п. 7.4 СНиП 21-01-97*); выход в административно-бытовом корпусе на кровлю не выгорожен противопожарной преградой (ст. 5 п. 3, ст. 6 п. 2 ст. 88 п. 13 табл. 23, 24 №123-ФЗ от 22.07.2008г. п. 7.4 СНиП 21-01-97*); в административном здание заводоуправления, при выходе с лестничной клетки на чердак не установлена противопожарная дверь 2-го типа (ст. 5 п. 3, ст. 6 п. 2 ст. 88 п. 13 табл. 23, 24 №123-ФЗ от 22.07.2008г. п. 7.4 СНиП 21-01-97*) подлежит исключению из постановления Главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и решения судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 10 февраля 2015 года.

 Учитывая, что при производстве по делу об административном правонарушении установлены иные нарушения, изложенные выше, образующие объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных чч. 1, 3, 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменений для квалификации действий <адрес> и смягчения наказания - не имеется.

 Административное наказание назначено <адрес> на основании положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 4 статьи 20.4 названного Кодекса.

 Доводы жалобы в остальной части о недоказанности факта совершения <адрес> административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были предметом проверки судьёй районного суда, и обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно приведённым в обжалуемом решении. Оснований не согласиться с указанными выводами, у судьи областного суда не имеется, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах, установленных при всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела судьёй районного суда.

 Постановление о привлечении <адрес> к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

 Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи, не установлено.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда

р е ш и л:

 жалобу <адрес> удовлетворить частично.

 Постановление Главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ изменить путём исключения из них указания на нарушения, выразившиеся в том, что несущие металлические конструкции (колонны) здания производственного цеха не имеют нормированного предела огнестойкости (табл. 21 п. 2 ст. 58123-ФЗ от 22.07.2008 г. п. 5.18* СНиП 21-01-97*); административно-бытовой корпус не выгорожен противопожарной преградой (противопожарной дверью) от производственного цеха (ст. 5 п. 3, ст. 88 п. 13 табл. 23, 24 №123-ФЗ от 22.07.2008г. п. 7.4 СНиП 21-01-97*); выход в административно-бытовом корпусе на кровлю не выгорожен противопожарной преградой (ст. 5 п. 3, ст. 6 п. 2 ст. 88 п. 13 табл. 23, 24 №123-ФЗ от 22.07.2008г. п. 7.4 СНиП 21-01-97*); в административном здание заводоуправления, при выходе с лестничной клетки на чердак не установлена противопожарная дверь 2-го типа (ст. 5 п. 3, ст. 6 п. 2 ст. 88 п. 13 табл. 23, 24 №123-ФЗ от 22.07.2008г. п. 7.4 СНиП 21-01-97*).

 В остальной части состоявшиеся по делу решения оставить без изменения.

 Судья Волгоградского

 областного суда   О.В. Маслов