ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-324/19 от 06.03.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Рогозина В.А. Дело №07р-324/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 06 марта 2019 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя отдела финансового мониторинга и валютного контроля АО «АКБ «КОР» ФИО1 по её жалобе на постановление заместителя управляющего Отделением по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Волгоград) Ф.А.А.№ <...> от 16 ноября 2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 14 января 2019 года,

у с т а н о в и л:

16 ноября 2018 года постановлением заместителя управляющего Отделением по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Волгоград) Ф.А.А.№ <...>, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г.Волгограда от 14 января 2019 года, руководитель отдела финансового мониторинга и валютного контроля АО «АКБ «КОР» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, ФИО1 оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов и просит их отменить, производство по делу прекратить. Считает, что с её стороны нарушений законодательства не было. Указывает, что не имея полных данных о документе, удостоверяющем личность представителя, невозможно провести идентификацию и документально её зафиксировать, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ; в договоре поставки отсутствовали сведения о паспортных данных М.С.В.; не располагала и не обязана была располагать видом документа, удостоверяющим личность представителя, который не является клиентом Банка. Электронное сообщение было своевременно направлено, корректно заполнено и принято Росфинмониторингом, что подтверждается извещением в виде электронного сообщения уполномоченного органа о принятии ОЭС.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав ФИО1, её защитника Резван П.А. на жалобе настаивающих, представителя Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка РФ П.О.А. полагавшего постановление и решение суда оставить без изменения, нахожу постановление административного органа и решение судьи законными и обоснованными, а жалобу, подлежащей отклонению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и её должностные лица.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В силу ст. 2 Закона №115-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115- ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счёт другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ сделка скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных, камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает её.

Указанные сведения представляются в уполномоченный орган в виде электронного сообщения (ОЭС) в соответствии с порядком представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ, установленным Положением о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утверждённых Банком России 29 августа 2008 года №321-П. Перечень и структура показателей, включаемых кредитной организацией в ОЭС, приведены в приложении 4 Положения № 321-П.

В соответствии с пунктом 162 приложения к Положению Банка России №321- П в поле «SD2» указывается для физического лица - серия документа, удостоверяющего личность. В случае отсутствия в документе серии поле заполняется значением "0" (символ ноль).

В поле «VD21» указывается для физического лица - наименование органа, выдавшего документ, удостоверяющего личность физического лица, и код подразделения (если имеется) (п.165 Положения).

В поле «VD22» указывается для физического лица - наименование органа, выдавшего документ, удостоверяющего личность физического лица и код подразделения (если имеется) (п. 166 Положения).

В поле «VD23» указывается для физического лица - дата выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица. Формат поля даты - ДДММГГГТ, где ДД - день месяца, ММ - месяц, ГГГГ - год.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, в ходе проверки документов, представленных АКБ «КОР» по запросам Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России на предмет соблюдения Банком требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выявлены следующие нарушения:

Так, клиентом АО «АКБ «КОР» - <.......> 09 июня 2018 года посредством системы «iBank 2» представлена в Банк копия договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, заключённого между <.......> («Поставщик»), в лице Генерального директора О.Т.Е., и <.......> («Покупатель»), в лице Генерального директоре М.С.В., копия счета на оплату № <...> от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <.......>. В договоре поставки № <...> от ДД.ММ.ГГГГ приведена информация о предмете договора: «Поставщик обязуется поставить и передать в собственность Покупателю, а Покупатель обязуется принять и оплатить на условиях настоящего договора драгоценные золотосодержащие гранулы...».

Сделка подлежала обязательному контролю, так как являлась сделкой купли- продажи драгоценных металлов на сумму, превышающую 600 000 рублей.

По указанной сделке Банком был сформирован и направлен в уполномоченный орган ОЭС, содержащий запись № <...> от 13 июня 2018 года о сделке купли-продажи драгоценных металлов, подлежащей обязательному контролю.

В нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ в уполномоченный орган Банком в составе записи № <...> от ДД.ММ.ГГГГ ОЭС представлены недостоверные сведения о реквизитах документа, удостоверяющее: личность физического лица, генерального директора <.......>М.С.В. - представителя <.......> не являющегося клиентом Банка:

- в полях «SD2», «VD21», «VD22» указан символ «0», в поле «VD23» указано значение «01012099», при наличии в Банке сведений о серии, номере и дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, генерального директора <.......>М.С.В. - представителя <.......> наименовании органа, выдавшего документ, удостоверяющий его личность.

При направлении в уполномоченный орган Банком в составе записи № <...> от 13 июня 2018 года ОЭС в распоряжении Банка имелся договор поставки от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, в разделе 10 которого «Адреса, реквизиты и подписи сторон» приведены сведения о Покупателе, включая паспортные данные генерального директора <.......>М.С.В.

Соответственно, в состав сообщения, направленного в уполномоченный орган, следовало включить все те сведения о контрагенте клиента Банка и его представителе, которыми Банк располагал в результате совершения операции.

Несоответствие фактических данных, содержащихся в ОЭС, свидетельствуют о предоставлении в уполномоченный орган недостоверных данных.

По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (отделение Волгоград) главным экспертом юридического отдела Т.М.С. в отношении руководителя отдела финансового мониторинга и валютного контроля АО «АКБ «КОР» ФИО1 31 октября 2018 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, причем совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица.

Из материалов дела следует, что приказом АКБ «КОР» от 03 мая 2018 года №27лс ФИО1 назначена на должность руководителя отдела финансового мониторинга и валютного контроля Акционерного общества «Акционерный коммерческий банк «КОР».

Должностной инструкцией руководителя отдела финансового мониторинга и валютного контроля (ОФМиВК), утверждённой Председателем Правления АО «АКБ «КОР» А.Ф.А. 29 декабря 2015 года, на ФИО1 возложены обязанности по организации разработки и представления «Правил внутреннего контроля АО «АКБ «КОР» в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по организации работы и принятию решений по выявленным операциям, подлежащим обязательному контролю и необычным сделкам, по организации работы и осуществлению контроля по своевременному представлению ОЭС в уполномоченный орган, а также организовывать работу по сбору сведений, необходимых для идентификации клиентов, их представителей и пр., организовывать своевременное, полное и качественное формирование отчетной информации, передаваемой в контролирующие органы.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В порядке пункта 4.1.9 Правил внутреннего контроля Банка в целях ПОД/ФТ, утвержденных Председателем Правления АО «АКБ «КОР» А.А.Ф. 08 июня 2018 года, руководитель отдела финансового мониторинга и валютного контроля АО «АКБ «КОР» является специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД\ФТ (ответственным сотрудником); на ответственного сотрудника возложены функции по контролю за представлением ОЭС и иных сведений в Уполномоченный орган (пункт 4.2.4 Правил).

При таких обстоятельствах, административный орган и судья районного суда сделали обоснованный вывод о том, что ФИО1, как руководитель ОФМиВК АО «АКБ «КОР» является ответственным должностным лицом за организацию работы по выявленным операциям, подлежащим обязательному контролю, а также осуществляющим контроль за представлением в уполномоченный орган полных и достоверных сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с установленными требованиями Федерального закона №115-ФЗ.

Действия ФИО1 квалифицированы правильно, в соответствии с установленными по делу доказательствами и требованиями КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы ФИО1 об отсутствии с её стороны нарушений законодательства, поскольку не имея полных данных о документе, удостоверяющем личность представителя, невозможно провести идентификацию и документально её зафиксировать, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, при этом в договоре поставки отсутствовали сведения о паспортных данных М.С.В., поэтому она не располагала и не обязана была располагать видом документа, удостоверяющим личность представителя, который не является клиентом Банка, по своей сути является несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, уже были предметом исследования судом первой инстанции, не согласиться с районным судом нет оснований.

Иных доводов, ставящих под сомнение законность состоявшихся по делу актов, в жалобе не приведено.

При рассмотрении дела существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, допущено не было, дело было рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы должностного лица и судьи надлежащим образом мотивированы в постановлении и решении, и основаны на имеющихся в деле доказательствах.

При таких обстоятельствах, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления административного органа и судебного решения.

Ссылки ФИО1 в поданной жалобе на нормы ГПК РФ являются ошибочными, поскольку указанные нормы регулируют порядок обжалования действий должностных лиц в рамках гражданско-правовых отношений и не имеют никакого отношения к порядку рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленному специальными нормами КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда

р е ш и л:

постановление заместителя управляющего Отделением по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Волгоград) Ф.А.А.№ <...> от 16 ноября 2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 14 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя отдела финансового мониторинга и валютного контроля АО «АКБ «КОР» ФИО1, - оставить без изменения, а её жалобу, - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья Волгоградского подпись

областного суда Циренщиков И.А.

Верно:

Судья Волгоградского

областного суда Циренщиков И.А.