ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-392/19 от 21.03.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Кудрявцева А.Г. Дело № 07р-392/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 21 марта 2019 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ОАО «Волгоградский речной порт» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта А.Э.А.№ <...> от 19 июля 2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 3 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Волгоградский речной порт»,

у с т а н о в и л:

19 июля 2018 года постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта А.Э.А. №539/538/07-03/18, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда, юридическое лицо – ОАО «Волгоградский речной порт» (далее ОАО «ВРП») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, представитель ОАО «Волгоградский речной порт» ФИО1 оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить. Ссылается на то, что судом не приняты во внимание доводы представителя Общества об отсутствии события вменяемого правонарушения, поскольку отсутствует объект транспортной инфраструктуры, в отношении которого Обществом должны быть приняты меры. Указывает, что на основании сообщения Федерального агентства морского и речного транспорта от 08.11.2017 года №УТБ-3180 объект транспортной инфраструктуры исключен из Реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в связи с чем отсутствуют надлежащие основания для возникновения ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.

Кроме того, представителем ОАО «Волгоградский речной порт» ФИО1 заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 3 декабря 2018 года.

Анализ представленных в дело документов позволяет сделать вывод о том, что ОАО «Волгоградский речной порт» процессуальный срок на подачу жалобы на решение судьи районного суда не пропущен, поэтому у суда не имеется оснований для отказа заявителю к доступу к осуществлению его прав на разбирательство дела в областном суде.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника ОАО «Волгоградский речной порт» ФИО1 на жалобе настаивающую, судья областного суда приходит к следующему.

Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено названным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (Статья 1 Закона о транспортной безопасности).

Транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры (технологический комплекс, включающий в себя тоннели, эстакады, мосты) и (или) транспортных средств или использующие их на законном основании (Пункты 9,10 статьи 1 Закона о транспортной безопасности).

В порядке части 3 статьи 12 указанного закона субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года № 678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее по тексту - Требования).

В соответствии с пунктом 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны:

подпункт 3 - для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства образовать (сформировать) и (или) привлечь в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта -транспортной инфраструктуры (далее - план объекта транспортной инфраструктуры) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи но реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (далее - группы быстрого реагирования) в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной части, для которых в соответствии настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных;

подпункт 6 - на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта план объекта транспортной инфраструктуры течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;

подпункт 9 - утвердить в течение одного месяца с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры следующие организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану объекта транспортной инфраструктуры: - порядок передачи уполномоченным представителям подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел выявленных лиц, совершивших или подготавливающих совершение актов незаконного вмешательства, за которые установлена административная или уголовная ответственность, а также идентифицированного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при отсутствии законных оснований на их хранение и ношение; - порядок согласования выдачи постоянных пропусков с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел и уведомления уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков;

подпункт 12 - обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности». К работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей о защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры необходимо допускать только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», а лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности морских терминалов, обслуживающих транспортные средства, совершающие международные рейсы, - в том числе с учетом прохождения подготовки, предусмотренной Международным кодексом по охране судов и портовых средств, если такая подготовка не осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности;

подпункт 39 - обнаруживать на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее части предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, не допускать их перевозки, а также перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть, за исключением случаев, предусмотренных настоящим документом и правилами проведения досмотра.

В силу пункта 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны:

подпункт 2 - назначить лицо командного состава транспортного средства, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. При нахождении транспортного средства в пунктах отстоя без экипажа необходимо назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких транспортных средств;

подпункт 5 - обеспечить проведение оценки уязвимости транспортного средства и представление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 3 месяцев с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, в результате проведенной УГАН НОТБ ОФО Ространснадзора плановой выездной проверки ОАО «ВРП» выявлены нарушения подпунктов 3, 6, 9, 12, 39 пункта 5, подпунктов 2,5 пункта 6 Требований, а именно:

- ОАО «ВПР» для защиты объекта транспортной инфраструктуры (далее- ОТИ) СП «Волжский порт» от актов незаконного вмешательства (далее -АНВ) не образовало (не сформировало) и/или не привлекло подразделение транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения АНВ в зоне транспортной безопасности ОТИ;

- ОАО «ВРП» на основании утвержденных результатов оценки уязвимости ОТИ СП «Волжский порт» не представлен в Федеральное агентство морского и речного транспорта план ОТИ СП «Волжский порт» в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ;

- ОАО «ВРП» не согласованы с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ СП «Волжский порт», а именно: порядок передачи уполномоченным представителям подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел выявленных лиц, совершивших или подготавливающих совершение актов незаконного вмешательства, за которые установлена административная или уголовная ответственность, а также идентифицированного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при отсутствии законных оснований на их хранение и ношение; порядок согласования выдачи постоянных пропусков с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел и уведомления уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков;

- ОАО «ВРП» не обеспечило аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности (лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ОАО «ВРП» - И.А.В., лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ СП «Волжский порт» - П.В.Н.) в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона РФ от 09.02.2007 №16-ФЗ «О Транспортной безопасности»;

- ОАО «ВРП» не обнаруживаются на контрольно-пропускных пунктах (далее - КПП) и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности ОТИ и (или) ее части предметы, которые запрещены или ограничены для перемещения, допускается их перемещение в зону транспортной безопасности ОТИ, а именно: 22.05.2018 в 12 часов 40 минут учебный объект, имея при себе тест-предмет ( имитатор самодельных взрывных устройств) - учебно-имитационную гранату УРГ с имитационным запалом, замаскированный под ручную кладь, проследовал через КПП без осуществления в отношении него досмотровых мероприятий сотрудником <.......>В.О.В. в зону транспортной безопасности ОТИ СП «Волжский порт», где разместил тест-предмет на ходовой тележке портального погрузочного крана;

- ОАО «ВРП» в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств (далее ТС) не назначено лицо командного состава ТС №РНС-0003559, №РНС-0003585, №РНС-0003591, №РНС-0003603; №РНС- 0008137 Реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ответственное за обеспечение транспортерной безопасности ТС;

- ОАО «ВРП» не обеспечило проведение оценки уязвимости ТС №РНС- 0003559, №РНС-0003585, №РНС-0003591, №РНС-0003603; №РНС-0008137 Реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, и представление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 3 месяцев с даты размещения на официальном сайте Федеральное агентство морского и речного транспорта сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.

Таким образом, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к выводу о том, что действия ОАО «Волгоградский речной порт» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объёме.

Следует обратить внимание на то, что при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица административного органа судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем, вынося постановление № <...> от 19 июля 2018 года главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в резолютивной части не указал лицо, которое признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ и которому назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Изложенное свидетельствует о том, что фактически не разрешён вопрос о назначении административного наказания.

Таким образом, должностным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении не предусмотренное нормами КоАП РФ и противоречащее правовой определённости.

Допущенное должностным лицом нарушение требований КоАП РФ является существенным и не позволяет признать вынесенное им постановление законным, подобное разрешение дела не отвечает установленным статьёй 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Указанному обстоятельству не дано никакой оценки и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на данное постановление.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено решение об отмене решения судьи, принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случае существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При этом, дело может быть направлено на новое рассмотрение лишь в том случае, если не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях может истечь и на дату вынесения решения судьей вышестоящего суда по жалобе на решение судьи районного суда.

Исходя из смысла указанных норм вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может. Следовательно, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы на решение судьи районного суда, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела. В рассматриваемом случае дело не может быть направлено на новое рассмотрение при наличии указанных оснований, а подлежит прекращению за истечением сроков давности, поскольку срок давности привлечения ОАО «Волгоградский речной порт» к административной ответственности истёк.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

жалобу представителя ОАО «Волгоградский речной порт» ФИО1 удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта А.Э.А.№ <...> от 19 июля 2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 3 декабря 2018 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Волгоградский речной порт» прекратить, на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья Волгоградского подпись

областного суда И.А. Циренщиков

Копия верна:

Судья Волгоградского

областного суда И.А. Циренщиков