Судья: Мягкова Е.А. Дело № <...>п-397/2018
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 3 сентября 2018 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фуртаду М.Ж.М.П. на постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 23 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Фуртаду М.Ж.М.П.
у с т а н о в и л:
23 августа 2018 года постановлением судьи Центрального районного суда г.Волгограда Фуртаду М.Ж.М.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <.......>
Фуртаду М.Ж.М.П. не согласился с постановлением судьи районного суда, в связи с чем обратился с жалобой в Волгоградский областной суд, в которой просит данное постановление отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что от выезда из России не уклоняется, учится в Волгоградском государственном техническом университете, не смог продлить срок пребывания в России по причине утраты паспорта.
Проверив материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, выслушав Фуртаду М.Ж.М.П., на жалобе настаивающего, прихожу к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» законно находящийся в РФ иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В порядке п. 1 и п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 23 августа 2018 года № <...>, 23 августа 2018 года в 09 часов 30 минут по адресу: <адрес> помещении ОВМ ОП 4 УМВД России по г. Волгограду, при проверке документов было установлено, что гражданин Республики <.......>, <.......> Фуртаду М.Ж.М.П. 30 сентября 2017 года въехал на территорию РФ через КПП «Домодедово (Авиа)» с целью «учеба» по визе серии № <...> действительной до 24 июля 2018 года, с 05 октября 2017 года зарегистрировался по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес> сроком до 24 июля 2018 года, является студентом <.......> г. Волгограда. Таким образом, с 25 июля 2018 года по настоящее время уклоняется от выезда из РФ, чем нарушил п. 2 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» №115-ФЗ от 25 июля 2002 года.
Судья районного суда, рассматривая материалы дела об административном правонарушении по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Фуртаду М.Ж.М.П., пришёл к выводу о том, что гражданин Республики <.......> Фуртаду М.Ж.М.П. въехал на территорию РФ 30 сентября 2017 года и по окончании срока пребывания – с 25 июля 2018 года уклоняется от выезда из Российской Федерации.
Вместе с тем с выводами судьи первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они являются преждевременными и недостаточно мотивированными.
В порядке ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В силу ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Согласно статье 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950), никому не может быть отказано в праве на образование; государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.
В соответствии с абз. 1 ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.
В силу абз. 2 ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, указанного в абзаце первом настоящего пункта, в случае перевода данного иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе образовательную программу другого уровня, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.
Из абз. 5, 6 ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ, следует, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, завершившего обучение по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, может быть продлен на срок до тридцати календарных дней с даты отчисления данного иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе в целях поступления данного иностранного гражданина для обучения по очной или очно-заочной форме в той же или иной образовательной организации по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию, при этом с ходатайством о продлении срока временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, до тридцати календарных дней вправе обратиться как иностранный гражданин, так и образовательная организация, в которой данный иностранный гражданин обучался по очной или очно-заочной форме, или образовательная организация, в которой данный иностранный гражданин будет продолжать обучение по очной или очно-заочной форме, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Согласно абз. 8, 9 ч. 7 ст. 5 названного Федерального закона образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем или пятом настоящего пункта, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления по форме и в порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Приказом МВД РФ от 24 января 2017 года №26 «Об утверждении порядка образовательной организацией уведомления о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), обучающегося по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и формы указанного уведомления», утверждена форма вышеуказанного уведомления, в соответствии с которой образовательная организация представляет в орган ФМС России в соответствующем субъекте РФ помимо сведений об иностранном гражданине, также и сведения о завершении либо прекращении обучения иностранного гражданина в данной образовательной организации и сведения о заключении договора на обучение с иностранным гражданином с указанием срока его действия.
Таким образом, исходя из анализа указанных правовых норм, срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть продлен до 30 календарных дней с момента завершения обучения иностранным гражданином по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, для поступления данного иностранного гражданина на обучение по очной или очно-заочной форме в ту же образовательную организацию по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, по соответствующему ходатайству, поданному образовательной организацией в орган ФМС.
Из представленных материалов дела видно, чтогражданин Республики <.......> Фуртаду М.Ж.М.П. 30 сентября 2017 года въехал на территорию РФ через КПП «Домодедово (Авиа)» с целью «учеба» по визе серии № <...> действительной до 24 июля 2018 года, с 05октября 2017 года зарегистрировался по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес> сроком до 24 июля 2018 года, является студентом ВогГТУ г. Волгограда.
Из приложенной к жалобе копии выписки из приказа по Волгоградскому государственному техническому университету от 31 июля 2018 года следует, что иностранного студента Фуртаду М.Ж.М.П., обучающегося по бюджету и имеющего академическую задолженность за летнюю экзаменационную сессию 2017-2018 учебного года переведён условно со 2-го на 3-й курс и ему установлен срок ликвидации задолженности до 01 ноября 2018 года.
Принимая решение о назначении Фуртаду М.Ж.М.П. административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории РФ, судья районного суда не принял во внимание отсутствие отягчающих вину обстоятельств и вышеприведенные положения ст. 2 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950), согласно которой никому не может быть отказано в праве на образование.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. №4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. №5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.).
Учитывая изложенные обстоятельства и тот факт, что указанный выше документ, приложенный к жалобе, не являлся предметом проверки при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда, соответственно судом не выяснялся вопрос о возможном продлении Фуртаду М.Ж.М.П. Перейра срока пребывания на территории РФ по ходатайству образовательной организации, в которой обучается Фуртаду М.Ж.М.П., данные о личности Фуртаду М.Ж.М.П. (является студентом очной формы обучения и проживает в студенческом общежитии), при назначении административного наказания в виде административного выдворения в полной мере не проверены, а также то, что срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ составляет 1 год со дня совершения (выявления при длящемся административном правонарушении) административного правонарушения, с целью всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств названного дела для проверки доводов Фуртаду М.Ж.М.П., постановление судьи районного суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Волгограда в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть вышеизложенное и принять по делу законное, мотивированное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 23 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Фуртаду М.Ж.М.П. отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья Волгоградского подпись
областного суда: Циренщиков И.А.
верно:
Судья Волгоградского
областного суда: Циренщиков И.А.