ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-454/2013 от 21.08.2013 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Петрова К.А. Дело № 07р-454/13

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 21 августа 2013 г.

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.,

при секретаре Барышниковой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении управляющего ТСЖ «Сфера» Волкова Ивана Сергеевича по протесту прокурора Ворошиловского района г.Волгограда на решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 23 июля 2013 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области <.......> прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в отношении должностного лица – управляющего ТСЖ «Сфера» Волкова И.С. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решением судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 23.07.2013г. протест заместителя прокурора Ворошиловского района г.Волгограда на указанное постановление был оставлен без удовлетворения, а постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области <.......> от 11.06.2013 г. без изменения.

В протесте в областной суд прокурор Ворошиловского района г.Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить, направив дело на новое рассмотрение.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, участвующего в деле <.......> настаивавшего на удовлетворении протеста, управляющего ТСЖ «Сфера» Волкова И.С. и представителя ТСЖ «Сфера» <.......>., представителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области <.......>. просивших отказать в удовлетворении протеста прокурора, выслушав в качестве специалиста представителя Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области <.......>, не нахожу оснований для удовлетворения протеста прокурора.

В соответствии с ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ворошиловского района г.Волгограда с 11.04.2013 г. по 24.04.2013 г. совместно с инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о ценообразовании в сфере ЖКХ в деятельности ТСЖ «Сфера». В рамках проверочных мероприятий изучена документация по начислению платы за оказание коммунальных услуг жителям многоквартирных жилых домов по адресу: г. <адрес> находящиеся в управлении ТСЖ «Сфера». С 01 августа 2012 года по 31 декабря 2014 года на территории Волгоградской области действует порядок начисления платы за коммунальную услугу - отопление исходя из равномерного начисления платы в течение года, согласно п. 4 постановления Правительства Волгоградской области от 11 сентября 2012 года № <.......> а также при наличии общедомового прибора учета, как разница между показаниями такого прибора учета и суммой объемов индивидуального потребления по приборам учета и нормативу потребления, а в случае отсутствия приборов учета, начисление платы за коммунальный ресурс, приходящийся на общедомовые нужды, производится по нормативам потребления, утвержденным Постановлениями Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (ст. 157 ЖК РФ). Плата за отопление должна рассчитываться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, а также необходимо 1 раз в год производить корректировку размера платы за отопление. Однако, в нарушение указанных требований законодательства ТСЖ «Сфера» данный расчет не применен, следовательно в действиях ТСЖ имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Прокурором Ворошиловского района г.Волгограда по результатам проверки было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении управляющего ТСЖ «Сфера» Волкова И.С. и дело было направлено для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области.

Постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области №<.......> от 11.06.2013 г. производство по делу в отношении управляющего ТСЖ «Сфера» Волкова И.С. было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Рассматривая протест прокурора на вынесенное административным органом постановление о прекращении производства по делу, судья районного суда пришла к выводу, что ТСЖ «Сфера» осуществляет управление указанными многоквартирными домами и предоставляет жильцам указанного дома коммунальные услуги, оплата которых осуществляется на основании получаемых от ТСЖ платежных документов, исходя из фактического объема потребления ресурсов.

Как видно из представленного в судебное заседание областного суда договора теплоснабжения №<.......> от <.......> года, заключенного между ТСЖ «Сфера» (Исполнитель) и <.......>»(Поставщик), поставщик обязуется предоставлять, а исполнитель оплачивать тепловую энергию в течение отопительного периода ежемесячно до 20 числа каждого месяца, следующего за расчетным в размере 100 % стоимости фактического объема потребления коммунального ресурса.

В судебном заседании также обозревался Протокол общего собрания членов ТСЖ «Сфера» от 28.12.2011 года в соответствии с решением которого собственники приняли решение о переходе на оплату тепловой энергии по фактическому расходу в полном объеме за отопительный сезон.

На основании ч.1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу ст. 8 Федерального закона РФ от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", государственному регулированию подлежат тарифы в сфере теплоснабжения.

Часть 3 ст. 7 указанного Закона предусматривает, что органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.

Как следует из разъяснений действующего до настоящего времени Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (ред. от 27.06.2013) "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" -«тарифы» это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;

"ценообразование" - процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;

"срок действия тарифов (цен)" - период времени между изменениями тарифов (цен) регулирующими организациями.

В то же время, в соответствии с п.7 и 8 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (7. регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", настоящим документом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с учетом инвестиционных программ регулируемых организаций, утвержденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о теплоснабжении или об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (далее - инвестиционные программы), а также с учетом долгосрочных тарифов, установленных для теплоснабжающих организаций, долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций и долгосрочных обязательств по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы теплоснабжения. Указанные предельные уровни могут быть установлены на срок более 1 финансового года с календарной разбивкой и (или) разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.

Анализ вышеприведенных норм указывает на то, что вопросами ценообразования и установления тарифов в области теплоснабжения на территории Волгоградской области уполномочен заниматься единственный орган-Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.

Согласно ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с ч.6.2 ст.155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Как следует из п.15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, на которое ссылается в своем протесте прокурор, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, прихожу к выводу, что по смыслу приведенных норм, при заключении договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку тепловой энергии, на ТСЖ действующим законодательством не возлагается обязанность по установлению тарифов, либо по определению цены поставляемой коммунальной услуги в виде отопления многоквартирных домов. ТСЖ лишь производит расчет оплаты стоимости предоставленной каждому собственнику коммунальной услуги, на основании ранее установленного уполномоченным органом, регулирующим вопросы ценообразования в данной сфере тарифа и показаний приборов учета, для последующих расчетов с поставщиком тепловой энергии. Следовательно, в данном случае вопросы любого ценообразования в сфере теплоснабжения лежат вне компетенции ТСЖ.

На основании п.п. б п.21 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:

для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с указанным Приложением при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

, (7)

где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1;

размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

, (8)

где:

- размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).

Действительно, в ходе проверки деятельности ТСЖ «Сфера» прокурором было выявлено, что расчет размера платы за потребляемую электроэнергию в ТСЖ производится не по Правилам, установленным Постановлением Правительства РФ №307, поскольку при расчете не учитывается среднемесячный объем потребления электроэнергии за предыдущий год, однако с выводами прокурора, о том, что в данном случае ТСЖ допущены нарушения порядка ценообразования согласиться нельзя.

Как пояснил в судебном заседании областного суда привлеченный к участию в деле в качестве специалиста представитель Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области <.......> в случае если ТСЖ получает тепловую энергию от поставщика по присоединенным инженерным сетям, то вопросы ценообразования не входят в её компетенцию. В данном случае ТСЖ в интересах потребителей (собственников жилья) на основании договора с <.......> получает тепловую энергию и расплачивается за неё с поставщиком, собирая платежи с потребителей, исходя из тарифов, установленных Постановлением Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 21.12.2012 года №34\6. Как видно из имеющихся в материалах дела платежных квитанций, которые составляются в ТСЖ для собственников помещений, указанные тарифы соблюдаются и какого либо их занижения не усматривается.

Утверждать о том, что ТСЖ занимается вопросами ценообразования, можно было бы лишь в случае, если бы в домах находящихся в ведении ТСЖ были установлены внутренние инженерные сети (котельные, бойлерные и т.д.), самостоятельно производящие тепловую энергию и поставляющие её каждому собственнику помещения в многоквартирном доме, имеющему свои приборы учета. Однако в данном случае теплоснабжение поступает от муниципального предприятия.

Возможно, ТСЖ и его управляющим нарушены требования порядка расчета платежей за данную коммунальную услугу, установленного Правительством РФ, однако это не свидетельствует о нарушении самого порядка ценообразования в сфере теплоснабжения. Административная ответственность за нарушение размера оплаты коммунальных услуг и в частности за её занижение Законом не установлена. Следовательно, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в действиях руководителя ТСЖ нет. Кроме того, если посмотреть общий итог по оплате услуги теплоснабжения за шесть месяцев 2013 года в ТСЖ, он соответствует установленному объему потребления за прошедший год.

У суда нет оснований не доверять пояснениям представителя органа, непосредственно осуществляющего полномочия по ценообразованию и установлению тарифов в области теплоснабжения на территории Волгоградской области и несущего соответствующую ответственность за нарушение порядка регулирования цен и тарифов на потребляемую тепловую энергию.

Как следует из разъяснений п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Таким образом, на основании пояснений специалиста, во взаимосвязи с имеющимися в деле письменными доказательствами, представленными руководителем ТСЖ и исходя из обстоятельств дела, следует признать, что прокурору Ворошиловского района не удалось доказать, что выявленные им нарушения при проверке деятельности руководителя ТСЖ «Сфера» Волкова И.С., о несоблюдении им порядка расчета платы за теплоснабжение установленного Правительством РФ образуют состав административного правонарушения, предусмотренного именно ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, а следовательно нет оснований для признания постановления о прекращении производства по данному делу, вынесенного административным органом необоснованным, как и для отмены решения районного суда.

При таких обстоятельствах, не нахожу оснований для удовлетворения протеста и отмены судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 23.07.2013 года об оставлении без изменения Постановления руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области <.......> от 11.06.2013 года, в соответствии с которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в отношении должностного лица – управляющего ТСЖ «Сфера» Волкова И.С. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения - оставить без изменения, а протест прокурора на указанное судебное решение без удовлетворения.

Судья Волгоградского

областного суда Коробицын А.Ю.