ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-464/2015 от 22.04.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Шумакова Т.В. Дело № 07р-464/15

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 22 апреля 2015 г.

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.,

при секретаре Беликовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.14 КоАП РФ, в отношении директора <.......> Оберемко Татьяны Сергеевны по её жалобе на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области К.Т.П.№ <...> от 27 ноября 2014 г. и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л:

27 ноября 2014 г. постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области К.Т.П.№ <...> директор <.......> Оберемко Татьяна Сергеевна была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.14 КоАП РФ, и подвергнута штрафу в размере 10 000 рублей.

Поданная Оберемко Т.С. в Ворошиловский районный суд г. Волгограда жалоба на указанное постановление была оставлена без удовлетворения.

В жалобе в областной суд директор <.......> Оберемко Т.С. оспаривает законность и обоснованность постановления административного органа от 27 ноября 2014 г. и решения судьи Ворошиловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и просит их отменить.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области от 27.11.2014 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ подлежащими изменению.

Согласно ст.19.14 КоАП РФ нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На основании пункта 61 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 продажа изделий, изготовленных из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий) и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и жемчуг), полудрагоценных, поделочных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемых в качестве различных украшений, предметов быта, культа и (или) для декоративных целей, выполнения ритуалов и обрядов, а также изготовленных из драгоценных металлов памятных, юбилейных и других знаков и медалей, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, как произведенных в Российской Федерации, так и ввезенных на ее территорию, подлежащих клеймению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именников изготовителей (для изделий российского производства).

Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней.

Согласно пункту 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе наименование товара; место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара; сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с п. 62 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, информация о предлагаемых к продаже изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах для этих изделий, извлечения из стандартов о порядке клеймения изделий и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Р.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, проведена внеплановая выездная проверка по заявлению потребителя от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> в отношении обособленного учреждения <.......> расположенного по адресу: <адрес>, директором которого является Оберемко Т.С., на предмет соблюдения обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и на потребительском рынке.

В ходе данной проверки было установлено, что ювелирное изделие иностранного производства (производитель <.......>, <.......>, <.......>; импортер: <.......><адрес>) из серебра <.......>), явившаяся предметом проверки по заявлению потребителя, внутренний артикул <.......>, не имеет оттиск государственного пробирного клейма Российской Федерации, что является нарушением п. 61 Правил №55.

Кроме того, при реализации ювелирных изделий в помещении магазина обособленного учреждения <.......>, расположенного по адресу: <адрес>, в наглядной и доступной форме до сведения покупателя не была доведена необходимая и достоверная информация об изготовителе подвески с внутренним артикулом <.......> из серебра <.......> пробы, а именно на товарном ярлыке данного ювелирного изделия отсутствует место нахождения (адрес) производителя, что является нарушением п. 11 и п.62 Правил №55.

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Т.Е.И. в отношении директора <.......> Оберемко Т.С. был составлен протокол № <...> об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.14 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГг. по постановлению заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области К.Т.П.№ <...> директор <.......> Оберемко Т.С. привлечена к административной ответственности по ст. 19.14 Ко АП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Судья Ворошиловского районного суда в ходе пересмотра постановления административного органа оставляя жалобу Оберемко Т.С. без удовлетворения, пришла к выводу о том, что вменяемые Оберемко Т.С. нарушения пункта 61 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, нашли свое подтверждение при рассмотрении дела административным органом и в суде первой инстанции при пересмотре постановления.

Между тем с данным выводом судьи нельзя согласиться на основании следующего.

Принимая как установленное то обстоятельство, что нарушения пункта 11 и пункта 62 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 которые вменялись директору обособленного учреждения ТЦ Ворошиловский ООО «РЕЛИЗПРОМ» Оберемко Т.С. нашли свое подтверждение в ходе пересмотра постановления административного органа судом первой инстанции, полагаю, что вменяемое Оберемко Т.С. нарушение п. 61 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 является необоснованным.

Из правового смысла и содержания п. 61 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, усматривается, что установленные данным пунктом требования к продаже изделий из драгоценных металлов должны рассматриваться во взаимосвязи с законодательством, регулирующим вопросы опробования и клеймения ювелирных изделий из драгоценных металлов.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" Федеральный пробирный надзор осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства.

Федеральный пробирный надзор включает в себя:

1) опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства, а также указанных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи;

2) экспертизу оттисков государственных пробирных клейм;

3) контрольные анализы и техническую экспертизу драгоценных металлов, продукции из них, а также лома и отходов драгоценных металлов;

4) экспертизу и диагностику драгоценных камней.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" все изготовляемые на территории Российской Федерации ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, а также указанные изделия, ввезенные на территорию Российской Федерации для продажи, должны соответствовать пробам, определенным настоящим Постановлением, и быть заклеймены государственным пробирным клеймом.

Клеймению государственным пробирным клеймом подлежат изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и цветных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и культа и / или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также изготовленные из драгоценных металлов памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации, образованной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 106.

Правила клеймения, порядок проведения других связанных с этим работ, знаки государственных пробирных клейм, а также инструкции и методические указания по проведению опробования, отбора проб и анализов утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

При этом, Правительство РФ Постановлением от 30 июня 2004 года №329 «О Министерстве финансов РФ» наделило Министерство финансов полномочиями по организации государственного контроля за федеральным пробирным надзором в соответствии с ФЗ от 26.03.1998 №41-ФЗ «О драгоценных камнях».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998г. №106 «О Российской государственной пробирной палате» и Распоряжением Правительства РФ от 12 января 2005 г. №18-р Российская государственная пробирная палата находится в ведении Министерства финансов РФ.

В силу п. 3.3.6 Приказа Минфина РФ от 11.01.2009 N 1н "Об утверждении Инструкции по осуществлению пробирного надзора" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2009 N 13331) на изделия иностранного производства, которые не подлежат клеймению или не могут быть заклеймены госинспекцией по техническим причинам, допускается выдача справки по форме N 10а (Приложение N 16). Справка выдается сдатчику изделий под роспись на оборотной стороне экземпляра квитанции.

Таким образом, действующее законодательство регулирующие вопросы опробования и клеймения ювелирных изделий из драгоценных металлов, допускает после проверки ювелирных изделий поступивших из-за границы на территорию Российской Федерации в органах пробирного надзора непроставление обязательных пробирных клейм на ювелирных изделиях по техническим причинам.

Следовательно, при применении п. 61 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 административному органу необходимо было учитывать возможность продажи отдельных видов ювелирных изделий, на которые не было проставлено клеймо по техническим причинам, поскольку указанные ювелирные изделия подлежат реализации наряду с ювелирными изделиями, прошедшими процедуру клеймения.

Более того, как следует из материалов административного дела в ходе осуществления проверки по исполнению требований п. 61 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 по запросу Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области к проводимой проверке были привлечены специалисты ведущие контролеры Саратовской государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ».

Согласно имеющейся в материалах административного дела справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-72) составленной специалистами Саратовской ГИПН: Г.П.А. и Е.О.В., в действиях <.......> при реализации ювелирных изделий нарушений п. 61 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 выявлено не было.

Данный вывод специалистами Саратовской ГИПН был сделан на основании п. 3.3.6 Приказа Минфина РФ от 11.01.2009 N 1н "Об утверждении Инструкции по осуществлению пробирного надзора" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2009 N 13331) согласно которому на изделия иностранного производства, которые не подлежат клеймению или не могут быть заклеймены госинспекцией по техническим причинам, допускается выдача справки по форме N 10а (Приложение N 16).

Несмотря на то, что нормы п.61 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 и законодательство о порядке клеймения изделий из драгоценных металлов состоящее из Постановления Правительства РФ от 18.06.1999 N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" и Приказа Минфина РФ от 11.01.2009 N 1н "Об утверждении Инструкции по осуществлению пробирного надзора" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2009 N 13331), фактически вступают в противоречие между собой в части возможности реализации ювелирных изделий без пробирного клеймения, в данном случае следует признать, что законодательством РФ все же допускается отсутствие клеймения на ювелирных изделиях в соответствии с п.3.3.6 Приказа Минфина РФ от 11.01.2009 №1н «Об утверждении Инструкции по осуществлению пробирного надзора» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2009 №13331).

Из материалов дела усматривается, что изначально директором обособленного учреждения <.......> Оберемко Т.С. как при рассмотрении дела административным органом, так и в суде первой инстанции в ходе пересмотра постановления обращалось внимание на то, что на основании справок № <...> от ДД.ММ.ГГГГ выданных по форме №10а ювелирные и другие бытовые изделия из серебра, предъявленные обществом в Государственную инспекцию пробирного надзора по <адрес> и <адрес> не могли быть заклеймены пробирным клеймом РФ по техническим причинам.

Принимая во внимание, что законодательством РФ допускается отсутствие клеймения на ювелирных изделиях в соответствии с п. 3.3.6 Приказа Минфина РФ от 11.01.2009 N 1н "Об утверждении Инструкции по осуществлению пробирного надзора" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2009 N 13331) и учитывая, что в материалах дела содержатся справки №195, №196, №197, №198, №199 от 10 апреля 2014 года выданные Государственной инспекцией пробирного надзора по <адрес> и <адрес> по форме № <...>, на основании которых ювелирные изделия не могли были быть заклеймены пробирным клеймом РФ по техническим причинам, прихожу к выводу, что Оберемко Т.С. были предприняты все зависящие от нее меры чтобы выполнить требования, прописанные в п. 61 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55.

Таким образом, с учетом требований п.4 ст.1.5 КоАП РФ, указания в постановлении заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области К.Т.П. от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении директором обособленного учреждения <.......> Оберемко Т.С. п. 61 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 подлежат исключению.

В тоже время, нарушение Оберемко Т.С. п.п. 11 и 62 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, нашли свое подтверждение в ходе пересмотра постановления административного органа от 27 ноября 2014 года и решения судьи районного суда от 10 марта 2015 года и выводы сделанные административным органом и судом в этой части не вызывают сомнений.

Наказание Оберемко Т.С. назначено в пределах санкции соответствующей статьи КоАП РФ в минимальном размере 10000 рублей.

Согласно ч.2.2 ст.4.5 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Следовательно, несмотря на то, что нарушение п. 61 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 в действиях Оберемко Т.С. подлежит исключению, назначенное административное наказание подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области К.Т.П.№ <...> от 27 ноября 2014 года изменить, исключив из мотивировочной части постановления выводы о нарушении директором <.......> Оберемко Татьяны Сергеевны п. 61 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55.

Резолютивную часть решения судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.4 КоАП РФ, в отношении директора обособленного учреждения <.......> Оберемко Татьяны Сергеевны изменить, указав на необходимость исключения из мотивировочной части постановления заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области К.Т.П.№ <...> от 27 ноября 2014 года выводов о нарушении директором <.......> Оберемко Татьяны Сергеевны п. 61 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55.

В остальной части постановление административного органа от 27 ноября 2014 года № <...> и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу директора <.......> Оберемко Татьяны Сергеевны без удовлетворения.

Судья Волгоградского

областного суда: подпись Коробицын А.Ю.

Верно:

Судья Волгоградского

областного суда: Коробицын А.Ю.