Судья: Пальчинская И.В. Дело № 07п-503/2016
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 10 ноября 2016 года
Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации <.......>С.Е.А. на постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 6 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации <.......>,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 6 сентября 2016 года администрация <.......> была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <.......> рублей
В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, представитель администрации <.......>С.Е.А. оспаривает законность и обоснованность постановления судьи районного суда, просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей администрации <.......>С.Е.А. и Х.О.Г., поддержавших доводы жалобы, представителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Д.В.Г., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения судьи, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти обстоятельства судья, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливает на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, при проведении административного расследования в отношении администрации <.......> в связи с поступившим обращением гражданина, ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 00 минут до 11 часов 20 минут должностным лицом Управления Роспотребнадзора проведён осмотр территории жилой застройки <адрес>, а именно: <адрес>.
В ходе осмотра установлено несанкционированное размещение бытовых, крупногабаритных отходов:
- во рве, проходящем вдоль линии передач в районе указанных улиц, протяжённостью около 500 м;
- вдоль посадок, расположенных между жилыми домами по <адрес> и железной дорогой.
Место санкционированного сбора мусора (контейнерная площадка, контейнеры) от индивидуальной жилой застройки отсутствуют.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ <.......>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ факт наличия следов жизнедеятельности грызунов (крыс) подтвердился. На пересечении <адрес> в траншее обнаружены норы и накопы крыс.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований п.п. 1.1, 1.2, 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п. 3.2 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 6 сентября 2016 года администрация <.......> была привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с таким постановлением судьи районного суда согласиться нельзя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу части 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведённых выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с п. 2.3.29 Решения Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 N 40/1252 (ред. от 25.05.2016) "Об утверждении Положений об администрациях районов Волгограда" (вместе с Положениями "Об администрации Тракторозаводского района Волгограда", "Об администрации Краснооктябрьского района Волгограда", "Об администрации Дзержинского района Волгограда", "Об администрации Центрального района Волгограда", "Об администрации Ворошиловского района Волгограда", "Об администрации Советского района Волгограда", "Об администрации Кировского района Волгограда", "Об администрации Красноармейского района Волгограда") администрация осуществляет организацию мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
Между тем, в соответствии с пп. 2.3.20 – 2.3.22 указанного Положения, администрация района в соответствии с планами проведения работ по благоустройству производит благоустройство и уборку территорий района, за исключением земельных участков, принадлежащих физическим лицам и хозяйствующим субъектам на праве собственности или ином вещном праве, а также организует уборку прилегающих территорий и несёт ответственность за качество и своевременность выполненной работы в пределах полномочий, установленных решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 г. N 34/1091 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Волгоград", определяет границы уборки прилегающих территорий между физическими лицами и хозяйствующими субъектами с составлением схематических карт в порядке, установленном Правилами благоустройства территории городского округа Волгоград, утверждёнными решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015г. N 34/1091 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Волгоград", а так же осуществляет работы по благоустройству и содержанию территорий района, не закреплённых за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, на неиспользуемых и не осваиваемых длительное время территориях, а также на территориях после сноса строений.
В данном деле, судом не дано надлежащей оценки тому обстоятельству, что административным органом не представлено материалов, указывающих на точное место расположения обнаруженных бытовых, крупногабаритных отходов, так как схема или фототаблица к материалам не приложена.
Между тем, административный орган исходил из того, что в ходе осмотра установлено несанкционированное размещение бытовых, крупногабаритных отходов во рве, проходящем вдоль линии передач в районе указанных улиц, протяжённостью около 500 м., вдоль посадок, расположенных между жилыми домами по <адрес> и железной дорогой, что не позволяет определить закреплены либо нет, указанные земельные участки за физическими лицами или хозяйствующими субъектами (электросети, РЖД, ИП и т.д.) как следствие не свидетельствует об наличие у администрации района обязанности проведения работ по благоустройству и уборке данной территорий района.
Кроме того, в вину Администрации <.......> вменяется отсутствие места санкционированного сбора мусора (контейнерная площадка, контейнеры) от индивидуальной жилой застройки.
Действительно в силу п. 2.3.28. указанного Положения об администрациях районов Волгограда, администрация обеспечивает выбор мест размещения контейнерных площадок, площадок временного накопления крупногабаритных отходов, однако в соответствии с п. 5.1.15 Решения Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 N 48/1163 (ред. от 22.07.2016) "О Правилах обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда", в сложившейся застройке при отсутствии возможности размещения контейнерной площадки, площадки КГО с учётом требований санитарных норм и правил места размещения площадок на территориях общего пользования определяются комиссионно. При этом комиссия в составе представителей администрации района Волгограда, департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, департамента земельных ресурсов администрации Волгограда, комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда по заявлению собственника отходов, управляющей организации или структурного подразделения администрации Волгограда в порядке, определённом постановлением администрации Волгограда, путём обследования соответствующих территорий определяет места размещения контейнерной площадки, площадки КГО с составлением акта выбора места размещения. Акты выбора места размещения контейнерных площадок, площадок КГО утверждаются главой администрации соответствующего района Волгограда.
В соответствии с указанным Решением, организацию сбора и вывоза ТКО от жителей индивидуальных жилых домов осуществляют администрации районов Волгограда. Ответственность за сбор и удаление отходов из индивидуальных жилых домов возлагается на собственника индивидуального жилого дома и именно собственники индивидуальных жилых домов обеспечивают своевременный вывоз ТКО, КГО и ЖБО, образуемых ими в процессе хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности, в соответствии с требованиями раздела 8 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда.
При этом, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путём составления документа (договора, квитанции, талона и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте её нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также должны указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Форма документа устанавливается исполнителем.
Сбор ТКО от жителей индивидуальных жилых домов производится двумя способами: бестарным - путем сбора отходов непосредственно в автомобиль-мусоровоз и тарным - в контейнеры (бункеры). Способ сбора определяется договором.
При бестарном способе сбора ТКО накопление ТКО осуществляется жителями индивидуальных жилых домов в границах отведенных земельных участков и самостоятельно перегружается ими из своей тары в мусоровоз, прибывающий к месту сбора отходов в соответствии с графиком, установленным организацией, осуществляющей вывоз отходов.
Контейнерные площадки коллективного пользования на территориях общего пользования могут устраиваться в случае организации жителями индивидуальных жилых домов тарного сбора отходов с территории индивидуальных жилых домов. При этом обустройство контейнерных площадок коллективного пользования может осуществляться за счёт средств собственников индивидуальных жилых домов, организаций, осуществляющих транспортировку отходов, иных внебюджетных и бюджетных источников, в соответствии с требованиями, определёнными подпунктами 5.1.4 - 5.1.20 пункта 5.1 раздела 5 указанных Правил.
Установка и содержание объектов накопления отходов индивидуального пользования домовладельца осуществляются за счёт собственных средств домовладельца. Месторасположение мусоросборника, выгреба для индивидуального пользования определяется самим домовладельцем, расстояние от объекта накопления отходов до дома может быть сокращено до 8 - 10 м.
Из материалов дела усматривается, что с 2013 года вывоз твёрдых бытовых отходов и крупногабаритных отходов с территории индивидуальной застройки посёлка <адрес> централизованно осуществляется силами ООО <.......>, бестарным способом, в рамках заключённого договора между обществом и жителями индивидуальных жилых домов.
Данное обстоятельство не получило надлежащей правовой оценки ни со стороны административного органа ни судьи районного суда.
Судья районного суда также не дал должной оценки тому обстоятельству, что в соответствии с п. 3.2. СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" организацию и проведение дератизационных мероприятий обеспечивают:
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
- юридические лица;
- граждане, в том числе индивидуальные предприниматели.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны обеспечивать организацию и проведение:
- дератизации в весенний и осенний периоды в лесопарковой зоне, на территории природных очагов, благоустройство территории населённого пункта;
- дератизационных обработок жилых зданий, помещений, сооружений, балансодержателями которых они являются, и прилегающей к ним территории.
В соответствии с Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
К органам местного самоуправления относятся следующие органы:
1) представительный орган муниципального образования;
2) местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;
3) контрольный орган муниципального образования;
4) иные органы местного самоуправления (например, избирательная комиссия муниципального образования).
При этом муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Учитывая изложенное заслуживает внимания позиция представителя администрации <.......> относительно того, что на администрации районов Волгограда не возложена обязанность по обеспечению организации и проведения дератизации, так как к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как и к органам местного самоуправления они не относятся.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.
Вместе с тем, обстоятельства, послужившие основанием привлечения администрации <.......> к административной ответственности в судебном заседании должным образом, не исследовались, в постановлении судьи не приведены, доводам не дана надлежащая мотивированная оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства лишают возможности суд второй инстанции оценить данные обстоятельства с иными доказательствами по делу, и, как следствие, проверить законность и обоснованность принятого решения.
Поскольку постановление судьи вынесено без всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств по делу, с нарушением требований ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ, а также с учётом положения п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ, постановление судьи подлежит отмене, материалы дела об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по которому не истёк, - направлению в Советский районный суд г. Волгограда на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление Советского районного суда г. Волгограда от 6 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации <.......>, - отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын