ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-509/19 от 18.04.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

судья Олейников А.В. Дело № 07р-509/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 18 апреля 2019 года

Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области – начальника управления бюджетной политики в отраслях экономики и межбюджетных отношений З.Д.Ю. на решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 5 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер»,

у с т а н о в и л:

постановлением исполняющего обязанности первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области З.Д.Ю. от 3 июля 2018 года №06-06-02-14/64 ГБУЗ «ВОКПД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5,0 процентов от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, а именно 18 750 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 5 марта 2019 года постановление должностного лица административного органа от 3 июля 2018 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, заместитель председателя комитета финансов Волгоградской области – начальник управления бюджетной политики в отраслях экономики и межбюджетных отношений З.Д.Ю. оспаривает законность и обоснованность решения судьи районного суда от 5 марта 2019 года, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В обоснование доводов жалобы указал, что в ходе проведения проверки обоснованности осуществлённых расходов за счет средств субсидий на выполнение государственного задания 2017 года установлено, что ГБУЗ «ВОКПД» осуществлена уплата административных штрафов на общую сумму 375000 рублей, Кроме того, в судебном заседании установлено, что дополнительным соглашением от 10 мая 2017 года №8 к соглашению №ГЗ-901-076 от 30 декабря 2016 года Учреждением увеличена субсидия на обеспечение выполнения государственного задания на 325000 рублей, а 23 мая 2017 года на лицевой счет ГБУЗ «ВОКПД» зачислена данная сумма по КОСГУ 290 КВФО 4 по субсидии №ГЗ-901-076. Из этих средств оплачены административные штрафы платежными поручениями от 30 мая 2017 года, 31 мая 2017 года и 5 июля 2017 года. Таким образом, за счет выделенных денежных средств, предназначенных для погашения задолженности по штрафам связанным с исполнением государственного задания за 2017 год (размер которых составляет 105000 рублей) погашена задолженность в размере 270000 рублей по государственному заданию за 2016 год, что не соответствует целям, на которые были выделены денежные средства. Однако судья районного суда не учел указанные обстоятельства и не дал им надлежащей оценки.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав представителей комитета финансов Волгоградской области Ч.Д.В. и П.И.А., поддержавших доводы жалобы, представителя ГБУЗ «ВОКПД» ФИО1, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Как следует из материалов дела, административный орган исходил из того, что комитетом финансов Волгоградской области проведена плановая выездная проверка в отношении ГБУЗ «ВОКПД» по вопросу эффективности использования средств областного бюджета, выделенных в 2017 году, по результатам которой составлен акт от 6 июня 2018 года.

В ходе проверки установлено, что между ГБУЗ «ВОКПД» и комитетом здравоохранения Волгоградской области заключено соглашение от 30 декабря 2016 года №ГЗ-901-076 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг. Предметом Соглашения является определение порядка и условий предоставления субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг ГБУЗ «ВОКПД».

Согласно ч.5 Соглашения, оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, и действует до 31 декабря 2017 года

В рамках исполнения Соглашения комитетом здравоохранения доведен размер субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на 2017 год ГБУЗ «ВОКПД» в сумме 406739 тыс. рублей или 90,8% от утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности. В том числе на уплату налогов, сборов и иных платежей утверждено расходов в сумме 12614,7 тыс. рублей, исполнено расходов в сумме 12376,7 тыс. рублей.

В ходе проведения проверки обоснованности осуществленных расходов за счет средств субсидии на выполнение государственного задания в 2017 году установлено, что ГБУЗ «ВОКПД» осуществлена уплата административных штрафов за нарушения в области пожарной безопасности и в области санитарно-эпидемиологических требований к организации питания по постановлению уполномоченных органов на общую сумму 375000 рублей, что подтверждается платежными поручениями.

При этом, как указано должностным лицом комитета финансов Волгоградской области в оспариваемом постановлении, оплата административных штрафов не является государственным заданием на 2017 год на оказание государственных услуг.

Согласно представленным расчетам суммы финансового обеспечения выполнения государственного задания 2017 года ГБУЗ «ВОКПД» должностное лицо административного органа посчитало установленым, что сумма по уплате административных штрафов, за нарушения, допущенные в 2016 году в размере 300000 рублей, а также за нарушения, допущенные в 2017 году в размере 75000 рублей в расчет нормативных затрат включаться не может и фактически не была включена в расчет суммы финансового обеспечения выполнения государственного задания 2017 года.

ГБУЗ «ВОКПД» на 2017 год затраты на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества не рассчитывались. Таким образом, уплата административных штрафов за нарушения в области пожарной безопасности и в области санитарно-эпидемиологических требований к организации питания, допущенные в 2016 году, в размере 300000 рублей и за нарушения в области пожарной безопасности, допущенные в 2017 году в размере 75000 рублей, в расчет нормативных затрат и объема финансового обеспечения выполнения государственного задания не включается.

Следовательно, средства субсидии, выделенные на финансовое обеспечение выполнения государственного задания 2017 года в сумме 375000 рублей направлены на оплату административных штрафов по обязательствам 2016 года в размере 300000 рублей, а по обязательствам 2017 года в сумме 75000 рублей за нарушения в области пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований к организации питания в нарушение Соглашения.

По данному факту 20 июня 2018 года заместителем начальника отдела финансового контроля местных бюджетов контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Ч.Д.В. составлен протокол № 49 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ «ВОКПД».

Признавая ГБУЗ «ВОКПД» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, исполняющим обязанности первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области З.Д.Ю. в постановлении по делу об административном правонарушении от 3 июля 2018 года №06-06-02-14/64 указано о допущенном ГБУЗ «ВОКПД» нарушении ст.ст. 6, 69.1, 69.2, БК РФ; п.п. 2, 4, 5, 8 12, 15 и 16 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Волгоградской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 30 декабря 2015 года №818-п.

Между тем, признать приведённые выводы административного органа законными и обоснованными не представляется возможным.

Отменяя постановление административного органа и прекращая производство по делу, судья районного суда обоснованно исходил из того, что оплата административных штрафов в общем размере 375000 рублей произведена ГБУЗ «ВОКПД» за счет средств, предоставленных учреждению комитетом здравоохранения Волгоградской области в рамках соглашения от 30 декабря 2016 года №ГЗ- 901-076 на данные цели, в связи с чем учреждением не допущено нецелевого использования бюджетных средств.

Свои выводы суд первой инстанции в достаточной степени аргументировал тем, что положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Волгоградской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением администрации Волгоградской области №818-п от 30 декабря 2015 года, предусмотрены затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги и затраты на общехозяйственные нужды, связанные с оказанием государственной услуги. При этом в затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги включаются и иные затраты (подпункт «г» пункта 15), непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, а в затраты на общехозяйственные нужды включаются затраты на прочие общехозяйственные нужды (подпункт «з» пункта 16).

Судьей районного суда верно отмечено, что в Соглашении от 30 декабря 2016 года №ГЗ-901-076 не указаны конкретные виды расходов, на которые возможно расходование средств государственной субсидии, и не установлен запрет на использование субсидии на оплату административных штрафов.

Кроме того, 12 апреля 2017 года ГБУЗ «ВОКПД» обратилось в комитет здравоохранения Волгоградской области с письмом №1488 об увеличении финансирования Учреждения по субсидии 1101.901.290 КОСГУ 290 КВФО 4 на сумму 450000 рублей, в том числе ходатайствуя о выделении дополнительных средств именно на оплату административных штрафов.

Дополнительным соглашением от 10 мая 2017 года №8 к соглашению №ГЗ-901-076 от 30 декабря 2016 года ГБУЗ «ВОКПД» увеличена субсидия на обеспечение выполнения государственного задания на 325 000 рублей, а 23 мая 2017 года на лицевой счет учреждения зачислена данная сумма по КОСГУ 290 КВФО 4 по субсидии №ГЗ-901- 076.

Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств произведено частичное финансирование обязательных платежей по письму от 12 апреля 2017 года №1488.

Указание в документах кода 901 и КВФО 4 свидетельствует о том, что средства относятся к субсидии на обеспечение выполнения государственного задания.

Из этих средств и оплачены административные штрафы платежными поручениями от 30 мая 2017 года, 31 мая 2017 года и 5 июля 2017 года

Учитывая изложенное, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что на основании обращения ГБУЗ «ВОКПД» комитетом здравоохранения Волгоградской области увеличено финансирование подведомственного учреждения в рамках соглашения от 30 декабря 2016 года №ГЗ-901-076 в целях оплаты административных штрафов, и поступившие денежные средства направлены на исполнение вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, судья Центрального районного суда г. Волгограда пришёл к обоснованному выводу о том, что в действиях ГБУЗ «ВОКПД» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и правомерно прекратил производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что руководителем государственного учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Доводы жалобы о том, что за счет выделенных денежных средств, предназначенных для погашения задолженности по штрафам связанным с исполнением государственного задания за 2017 год (размер которых составляет 105000 рублей) погашена задолженность в размере 270000 рублей по государственному заданию за 2016 год, что по мнению автора жалобы, не соответствует целям, на которые были выделены денежные средства, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на иное, ошибочное толкование норм материального, процессуального права и переоценку обстоятельств, установленных судьёй в полном соответствии с правилами ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения судьи.

Несогласие с оценкой доказательств и с толкованием судьей районного суда норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствуют о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Иных значимых доводов, дающих основания сомневаться в законности судебного решения, жалоба не содержит.

Поскольку нарушений судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда

решил:

решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 5 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер» оставить без изменения, а жалобу заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области – начальника управления бюджетной политики в отраслях экономики и межбюджетных отношений З.Д.Ю. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын