ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-532/2018 от 14.06.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

судья Власов Е.Н. Дело № 07р-532/2018

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 14 июня 2018 года

Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы <.......>Штрейденбергера А.В. по его жалобе на решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 19 апреля 2018 года,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области С.В.В. №06-06-03-32/01-18 от 21 февраля 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы <.......> Штрейденбергера А.В. прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, и.о. прокурора Старополтавского района Волгоградской области Надворный О.Ю. подал протест в Старополтавский районный суд Волгоградской области, в котором просил постановление должностного лица административного органа от 21 февраля 2018 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Решением судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 19 апреля 2018 года постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области С.В.В. №06-06-03-32/01-18 от 21 февраля 2018 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Комитет финансов Волгоградской области.

В жалобе, подданной в Волгоградский областной суд, глава <.......> Штрейденбергер А.В. оспаривает законность и обоснованность решения судьи районного суда, просит его отменить, производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений, с учетом мнения представителя комитета финансов Волгоградской области П.И.А., свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При этом согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области в период с 20 декабря 2017 года по 7 февраля 2018 года проведена проверка соблюдения администрацией <.......>, расположенной и осуществляющей свою деятельность по адресу: <адрес>, законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ходе проверки установлено, что между администрацией <.......> и ПАО <.......> заключен договор купли-продажи электрической энергии (государственный контракт) за № 2077027/2017 от 30 ноября 2016 года (далее по тексту - Контракт).

Согласно п.7.1 Контракта устанавливаются следующие сроки платежей за электроэнергию: до 10 числа расчетного периода в размере 30% от фактического объема потребленной электроэнергии, предшествующего расчетного периода; до 25 числа расчетного периода в размере 40 % от фактического объема потребленной электроэнергии, предшествующего расчетного периода; до 18 числа следующего расчетного периода окончательный расчет за истекший расчетный период на основании акта приема-передачи и счета на оплату.

Для оплаты за потребленный объем электроэнергии по первому и второму сроку платежа (до 10 и до 25 числа текущего месяца) гарантирующий поставщик в срок до 7-го и 22-ого числа текущего месяца выдает потребителю (Администрации) счет на оплату (п.7.1.1 Контракта).

Гарантирующий поставщик на основании ведомости оформляет акт приема- передачи за соответствующий расчетный период и вместе со счетом на оплату энергии (мощности) направляет его потребителю (Администрации).

Потребитель (Администрация) в течение 3-х рабочих дней с момента получения акта приема-передачи обязан подписать его и вернуть в адрес гарантирующего поставщика один экземпляр оформленного акта, либо направить мотивированный отказ от его подписания (п.7.2 Контракта).

Как установлено в п. 7.5 Контракта, расчеты за энергию осуществляются потребителем в безналичном порядке, путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный в п.12.2 договора, или иной расчетный по указанию гарантирующего поставщика, а также по соглашению сторон в ином порядке (векселя, наличный расчет и др.).

Днем оплаты считается день зачисления банком денежных средств на расчетный счёт гарантирующего поставщика (п.7.6 Контракта).

Учитывая изложенное, сотрудники прокуратуры Старополтавского района Волгоградской области пришли к выводу, что сведения о результатах отдельного этапа исполнения Контракта размещены главой <.......> (контрактным управляющим Администрации) Штрейденбергером А.В. в единой информационной системе в сфере закупок (далее по тексту - ЕИС) в нарушение установленного п.п. «б» п.3 Положения о подготовке и размещении в Единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1093 (далее по тексту - Положение), ч.9 ст.94 Закона №44-ФЗ, срока (семи рабочих дней).

Так, оплата за оказанные в феврале 2017 года услуги произведена администрацией <.......> 15.03.2017, при этом отчет о результатах исполнения указанного этапа Контракта размещен в ЕИС только 14.04.2017, то есть спустя 21 рабочий день.

Оплата за оказанные в июле 2017 года услуги произведена администрацией <.......> 14 августа 2017 года, при этом отчет о результатах исполнения указанного этапа Контракта размещен в ЕИС только 7 сентября 2017 года, то есть спустя 20 рабочих дней.

Оплата за оказанные в августе 2017 года услуги произведена администрацией <.......> 20 сентября 2017 года, при этом отчет о результатах исполнения указанного этапа Контракта размещен в ЕИС только 16 октября 2017 года, то есть спустя 17 рабочих дней.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главы <.......> области Штрейденбергера А.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Вопреки доводам прокуратуры Старополтавского района Волгоградской области, рассматривая дело об административном правонарушении по существу, начальник контрольного управления комитета финансов Волгоградской области С.В.В. пришел к выводу о том, что у Штрейденбергера А.В. отсутствовала обязанность размещать в ЕИС отчеты об исполнении этапов договора купли-продажи электрической энергии по государственному контракту от 30 ноября 2016 года № 2077027/2017, следовательно, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ отсутствует.

Свои выводы начальник контрольного управления комитета финансов Волгоградской области аргументировал тем, что отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта составляется и подлежит размещению на официальном сайте только в том случае, если такие этапы прямо предусмотрены контрактом. Этапы исполнения в контракте от 30 ноября 2016 года № 2077027/2017 не предусмотрены. Дополнительных соглашений к контракту администрацией <.......> не представлено, на официальном сайте не размещено. Обязательства по оплате за потребляемый объем электроэнергии исполнены администрацией <.......> 26 января 2018 года, при этом отчёт о его исполнении размещён в ЕИС 31 января 2018 года, то есть в установленный законом срок.

Отменяя постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области С.В.В. №06-06-03-32/01-18 от 21 февраля 2018 года, судья районного суда указал, что нарушение сроков размещения информации об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в Единой информационной системе в сфере закупок содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Приходя к данному выводу, судья районного суда счёл верной позицию прокуратуры Старополтавского района Волгоградской области, основанную на разъяснениях, изложенных в письмах Минэкономразвития РФ и Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. Однако данные органы не наделены полномочия по разъяснению законодательных актов Российской Федерации, вследствие чего разъяснения названных органов по вопросам размещения отчетов по результатам исполнения контрактов (этапов контрактов) не могут быть признаны состоятельными и компетентными.

Согласно ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчёте, размещаемом в единой информационной системе, форма и порядок подготовки которого утверждаются Правительством РФ (ч. 11 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение этапов работ только в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ), при этом, по этапам работ по договору подряда, приёмка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приёмка этапов, только если такие этапы предусмотрены договором.

Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчёта об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093. По смыслу положений пп. "а" и пп. "б" п. 3 Положения, отчёт об исполнении контракта размещается в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приёмке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, то есть по факту исполнения контракта полностью, либо исполнения конкретного этапа, предусмотренного контрактом.

В соответствии с п. "м" пп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утверждённых приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, согласно которому в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение контракта и его оплата, в столбце 12 плана-графика указываются сроки исполнения отдельных этапов, если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответственно, указывается периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода).

В дальнейшем при формировании и направлении в Федеральное казначейство в соответствии со ст. 103 Закона № 44-ФЗ информации о заключенном контракте в карточке контракта должны быть указаны сведения о том, что контракт предусматривает этапы исполнения.

Судья районного суда, принимая решение, не учёл, что в случае, если специфика отношений по объективным причинам не позволяет выделить этапы поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), подписание промежуточных актов приёмки служит только для проведения расчётов. Такие акты не должны рассматриваться как документы о приёмке этапов исполнения контракта. Условие же контракта о ежемесячной оплате не свидетельствует о том, что контракт исполняется поэтапно. График оплаты (ежедневно, еженедельно и т.п.) относится к порядку оплаты (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) и не равнозначен этапности исполнения контракта. Сам по себе факт ежедневной или иной оплаты контракта не свидетельствует о необходимости составления отчета и размещения его в ЕИС. Таким образом, у заказчика не возникает необходимость отражать сведения об исполнении этапов контракта на оказание услуг длящегося характера в соответствующем отчёте.

Несмотря на то, что доводы должностного лица административного органа изложенные в постановлении №06-06-03-32/01-18 от 21 февраля 2018 года заслуживали внимания, были мотивированы и подтверждены представленными доказательствами, судья районного суда не дал должной оценки установленным обстоятельствам.

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования статей 26.2, 26.11 о непосредственности исследования доказательств названного Кодекса соблюдены не были.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При новом разбирательстве дела судье необходимо устранить допущенные нарушения, и с соблюдением всех требований законодательства всесторонне, полно, объективно, с учётом принципа осуществления судопроизводства на основе состязательности сторон исследовать представленные доказательства, дать им объективную оценку, в том числе договору купли-продажи электрической энергии № 2077027/2017 от 30.11.2016 года на предмет этапности исполнения, оценив план-график закупок товаров, работ, услуг на 2017 год по закупке электроэнергии и реестр контрактов; обратив внимание, что спорный контракт является контрактом по энергоснабжению, имеющему свою специфику; проверить доводы изложенные в постановлении административного органа и в возражениях на протест прокурора; правильно применив нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда

р е ш и л:

жалобу главы <.......>Штрейденбергера А.В. – удовлетворить.

Решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 19 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы <.......>Штрейденбергера А.В. – отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Старополтавский районный суд Волгоградской области на новое рассмотрение.

Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын