ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-552/2016 от 03.11.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Репин А.Я. Дело №07п-552/2016

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 03 ноября 2016 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Дубовского района Ш.Д.В. на постановление судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 22 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Беева Анатолия Александровича,

УСТАНОВИЛ:

22 сентября 2016 года постановлением судьи Дубовского районного суда Волгоградской области производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Беева А.А. было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В настоящее время в Волгоградский областной суд с протестом обратился прокурор Дубовского района Ш.Д.В., который выражает свое несогласие с вынесенным по делу постановлением и просит его отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, изучив доводы протеста, выслушав помощника прокурора Дубоского района Э.С.Ю., настаивающего на протесте, судья областного суда приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, что влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Из материалов административного дела следует, что прокуратурой Дубовского района в ходе мониторинга сети Интернет ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что на интернет странице сайта «YouTube» по электронному адресу <.......>ДД.ММ.ГГГГ размещена видеозапись длительностью 47 секунд, которая состоит из картинок, на которых напечатан текст следующего содержания: «Обращение ко всем казакам Юга России! ДД.ММ.ГГГГ Братья Казаки! С развалом экономики России и социальной сферы грядет и развал государства. Чтобы не погибнуть и сохранить свои семьи, казаки должны иметь конкретный план действий во время часа Х. Такой план готов и будет рассматриваться на круге казаков Юга России, который состоится ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. На примере Советского Союза и Украины наглядно видно, что во время часа Х наступает период безвластия. Именно тогда и происходят главные события, которые решают судьбу страны. В СССР это была оборона Белого дома, в Украине майдан. Но и там народ отстранили от власти. У казаков во время развала Советского Союза была возможность взять власть в свои руки, но в 1991 г. им подсунули закон «О реабилитации репрессированных народов», где казакам предоставлялось право восстановить свое национально-государственное образование. Уже тогда на законном основании казаки могли создать свою казачью республику. Обещали им и возместить ущерб, причиненный государством. Но до сих пор не восстановлено национально-государственное образование казаков. До сих пор не возмещен ущерб государством казакам. Короче, власть казаков просто кинула. Чтобы этого не произошло вновь, казакам надо уже сейчас готовиться к часу Х. На данный момент разработан план действий во время часа Х для всех казаков. Он будет рассмотрен на круге казаков Юга России в <адрес>. Это обращение является официальным для всех казаков Юга России, которые готовы приехать на круг <.......> в <адрес>, где на казачьих землях места хватит всем. Здесь расположены охраняемые стоянки для автомобилей, три гостиницы, кафе, желающие могут разместиться и в своих палатках. Круг казаков Юга России назначен на <.......> по московскому времени. Справки по телефону № <...>. Электронная почта: <.......>

В соответствии с информацией из администрации Дубовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, а также с информацией от администрации <адрес> Дубовского района, в указанных органах местного самоуправления, уполномоченных на согласование проведения массовых мероприятий, сведения о планируемых публичных или массовых мероприятиях (акциях) Беевым А.А. на территории <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в <.......> отсутствуют.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем прокурора Дубовского района советником юстиции М.Н.А., в отношении Беева А.А. было возбуждено производство об административном правонарушении.

22 сентября 2016 года постановлением судьи Дубовского районного суда Волгоградской области производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Беева А.А. было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Свой вывод судья районного суда мотивировал тем, что необходимый для правильной квалификации совершенного Беевым А.А. деяния вопрос о том, относятся ли предпринятые им действия к какой-либо из предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» форм публичных мероприятий, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, разрешён не был.

Доказательства, подтверждающие совершение Беевым А.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ и выразившегося в нарушении организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в материалах дела отсутствуют.

Вместе с тем, с такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя.

Формы публичных мероприятий, порядок их проведения установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Статьёй 2 Федерального закона установлено, что собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Как следует из имеющихся в материала дела интернет страницы сайта «YouTube» по электронному адресу <.......> обращение адресовано не конкретным лицам, а неопределённому кругу лиц именуемому «казаки Юга России», и направлено на их агитацию к участию в массовом мероприятии.

Кроме того, в качестве места проведения мероприятия в обращении указана не частная территория Беева А.А., а территория <адрес> Дубовского района, без указания конкретного адреса, что свидетельствует о публичности проводимого мероприятия, при этом Беев А.А. призывает «казаков Юга России» приехать ни к нему в гости, а разместиться для проживания в гостиницах, расположенных на территории <адрес>, а также в своих палатках.

Таким образом, массовое мероприятие, в котором Беев А.А. агитировал участвовать «казаков Юга России» по своим признакам подпадает под понятие митинг.

В соответствии с п.п. 1 п. 3, п. 5 ст. 5 названного Федерального закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

На основании п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьёй 7 Федерального закона №54-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подаётся его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В порядке части 1 статьи 10 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

В силу статьи 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения.

В соответствии со статьёй 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию. На основании требования заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций также приняты меры по ограничению доступа к вышеуказанному информационному ресурсу.

Судье районного суда следовало проверить юридически значимые обстоятельства по данному делу, а именно то, что именно Беев А.А. организовал публичное мероприятие без согласования с органом местного самоуправления, однако этого судьей районного суда сделано не было.

Более того, вопрос статуса и регистрации «казаков Юга России», на основании ст. 123.15 ГК РФ или Федерального закона №82-ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» районным судом не исследовался.

При таких данных, прихожу к убеждению, что судья первой инстанции в ходе производства по делу не исследовал всесторонне, полно и объективно все обстоятельства дела и вынес постановление, которое не может быть признано законным.

Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по итогам рассмотрения жалобы на постановление судья выносит одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Срок привлечения к административной ответственности по настоящему делу в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 22 сентября 2016 года подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 22 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Беева Анатолия Александровича, - отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Волгоградского подпись

областного суда Циренщиков И.А.

<.......>

<.......>

<.......>