Судья Лоншаков Ю.С. Дело № 07р-586/2020
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 2 июля 2020 года
Судья Волгоградского областного суда А.Ю. Коробицын, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица – Федерального Казённого Учреждения Лечебное Исправительное Учреждение №23 УФСИН России по Волгоградской области(далее ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области) ФИО1 на постановление главного государственного инспектора г.Урюпинска, Нехаевского, Новониколаевского и Урюпинского районов Волгоградской области по пожарному надзору П.В.И. от 03 апреля 2020 года № <...> и решение судьи Урюпинского городского суда Волгоградской области от 12 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица - ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области,
установил:
постановлением главного государственного инспектора г.Урюпинска, Нехаевского, Новониколаевского и Урюпинского районов Волгоградской области по пожарному надзору П.В.И. от 03 апреля 2020 года № <...>, измененным решением судьи Урюпинского городского суда Волгоградской области от 12 мая 2020 года, в части исключения из числа нарушений эксплуатацию электронагревательных приборов(кипятильников) не имеющих устройства тепловой защиты, было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, защитник юридического лица –ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1 просит отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда ввиду незаконности, мотивируя свои доводы тем, что согласно п.5 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях ФСИН, подлежащих защите АУПТ и АПС, утвержденного приказом ФСИН России от 31.03.2005 г. № 222, помещения функционирующие в режиме следственного изоляторов, не подлежат обязательной защите системами АУПТ и АПС. При этом, указанный Приказ является ведомственным нормативным документом, утверждающим перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях ФСИН, подлежащих защите АУПТ и АПС. В соответствии с п.7 Указа Президента РФ № 1314, ФСИН России самостоятельно разрабатывает, реализует меры пожарной безопасности на объектах уголовно-исполнительной системы, а также осуществляет контроль за их исполнением.
Согласно п.10.1.8 приказа ФСИН России от 30.03.2005 года № 214 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний», «электросветильники в камерных помещениях устанавливаются в нишах из негорючего материала и ограждаются от возможного их повреждения. Ниши Для светильников общего пользования должны устраиваться в потолке, а для ночного освещения - в стене над дверью и изолироваться решетками. При невозможности устройства ниши в потолке для светильников общего освещения данные светильники крепятся непосредственно к потолку и оборудуются защитными решетками с запирающим устройством».
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области из федерального бюджета были выделены денежные средства на выполнение работ по огнезащитной обработке (пропитке) чердачных конструкций объектов учреждения. На момент проверки в Единой информационной системе был размещен план-график закупок на оказание услуг по обработке антипиренами горючих конструкций на объектах ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, общей площадью 3043 кв.м. путем проведения электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». В 2019 году на противопожарные мероприятия из федерального бюджета выделено 215 000 рублей, а в 2020 году 230 000 рублей.
ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области является учреждением, исполняющим наказание в виде лишения свободы. В соответствии с Уставом, учредителем ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России. Собственником имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России. Доведение бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательств осуществляет ФСИН России по Волгоградской области (распорядитель бюджетных ассигнований), в свою очередь, главным распорядителем бюджетных средств является ФСИН России, денежные средства выделяются главным распорядителем денежных средств по определенной статье экономической классификации и расходование на иные цели, не предусмотренные статьей не предусмотрены.
Защитник ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1 заявляла ходатайство о рассмотрении настоящего дела в режиме видео-конференц-связи, однако в назначенное время, для участии в судебном заседании в режиме видео-конференц-связи не явилась и суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело без её участия.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Урюпинской межрайонной прокуратурой Волгоградской области во исполнение п.3 решения межведомственного оперативного совещания прокуратуры области от 12.02.2020 года с привлечением начальника ОНД и ПР по г.Урюпинску, Нехаевскому, Новониколаевскому и Урюпинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области 16.03.2020 года проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в ПФРСИ ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области.
Проведенной проверкой были установлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности:
- не все помещения ПФРСИ оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, с дублированием сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (кроме коридоров и дежурной части), тем самым, нарушены требования ст.4, ст.54, ч.7 ст.83 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.3,4 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-3)»;
- отсутствуют сведения по пропитке деревянных конструкций чердачного помещения здания ПФРСИ, тем самым, нарушены требования ст.4, ст.58 ФЗ - 123 от 22.07.2018 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.21 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390, п.5.4.5 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
- в помещении обыска допущена эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильника, а также светильники ночного освещения эксплуатируются снятыми колпаками (рассеивателями), тем самым, нарушены требования разд. «в» п.42 Правил противопожарного режима РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390;
- допущена эксплуатация электронагревательного прибора (кипятильника) не имеющим устройства тепловой защиты, тем самым, нарушены требования разд. «г» п.42 Правил противопожарного в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390;
- светильники ночного освещения эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), тем самым, нарушены требования разд. «в» п.42 Правил противопожарного режима РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012года № 390.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении № <...> от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением ОНД и ПР по г.Урюпинску, Нехаевскому, Новониколаевскому и Урюпинскому районам от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> в адрес Урюпинского межрайонного прокурора.
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69- ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
Нарушение требований пожарной безопасности к оборудованию помещений автоматической пожарной сигнализацией, пропитке деревянных конструкций и эксплуатации электрических и энергонагревательных приборов в соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ влечет административную ответственность на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
С учетом изложенного, ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, на которое в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований правил и норм пожарной безопасности, было обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения административного правонарушения административным органом установлены правильно, выводы соответствуют материалам дела.
В целом, приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления и судебного решения.
Вместе с тем, суд вышестоящей инстанции полагает, что административное наказание в виде административного штрафа назначено юридическому лицу - ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, без учета всех требований ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ, и носит чрезмерно суровый характер.
Оставляя размер назначенного наказания в виде штрафа без изменения, суд не принял вот внимание, что в постановлении административного органа фактически не приведено никаких обстоятельств отягчающих либо смягчающих административную ответственность юридического лица. По существу эти обстоятельства должностным лицом были проигнорированы.
Судья городского суда, принимая решение по результатам рассмотрения жалобы, никакой оценки данным обстоятельствам также не дал, и исключая из объема обвинения юридического лица одно из нарушений не посчитал нужным принять во внимание, что данное обстоятельство может повлиять на размер и вид назначенного наказания.
При этом суд вышестоящей инстанции полагает, что сделанное судьёй городского суда суждение о том, что ссылки защитника ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области на приказ ФСИН России от 31.03.2005 года № 222 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» в качестве руководящего документа для учреждений исполнительной системы по установке АУПТ и АПС не могут быть приняты во внимание, поскольку данный приказ не зарегистрирован в Минюсте РФ, является ошибочным, имея в виду, что данный ведомственный акт не требует обязательной регистрации в Минюсте РФ, а следовательно руководство данным приказом должностными лицами ЛИУ при разрешении вопроса о об очередности выбора помещений для оборудовании их АУПТ и АПС, не свидетельствует об умышленном и грубом игнорировании им установленных федеральным законодательством правил пожарной безопасности. Аналогичные обстоятельства связаны и при применении руководством ЛИУ положений приказа ФСИН России от 30.03.2005 года № 214 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний», в части установки электросветильников, с учётом специфики данного учреждения.
Следовательно, данные нарушения с точки зрения умысла и степени их общественной опасности, не содержат каких либо обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Кроме того, из содержания судебного решения(абз.5 л.д.82) невозможно однозначно понять, были ли выявлены судом первой инстанции доказательства невозможности в полной мере исполнения юридическим лицом обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, с учетом его финансирования из бюджета.
При таких данных с учетом санкции ч.1 ст.20.4 КоАП РФ полагаю, что имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления и судебного решения, в части вида назначенного наказания и считаю возможным изменить назначенное ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей на административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление главного государственного инспектора г.Урюпинска, Нехаевского, Новониколаевского и Урюпинского районов Волгоградской области по пожарному надзору П.В.И. от 03 апреля 2020 года № <...> и решение судьи Урюпинского городского суда Волгоградской области от 12 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении изменить, заменив назначенное ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей на административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части жалобу защитника юридического лица ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Волгоградского
областного суда А.Ю. Коробицын