Судья: Гринченко Е.В. Дело № 07р-615/2019
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 7 мая 2019 г.
Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора ОНОАБПАСПОП УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора №1144/06-03/18 от 05 декабря 2018 года и решение судьи Дзержинского районного суда города Волгограда от 28 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.15.1 ч.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника службы авиационной безопасности ПАО "Международный аэропорт Волгоград" ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора ОНОАБПАСПОП УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора №1144/06-03/18 от 05 декабря 2018 года А.А.А., оставленным без изменения решением судьи Дзержинского районного суда города Волгограда от 28 марта 2019 года должностное лицо - начальник службы авиационной безопасности ПАО "Международный аэропорт Волгоград" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.11.15.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными постановлением должностного лица административного органа и судебным решением, ФИО1 подал жалобу в Волгоградский областной суд, в которой просит отменить вынесенные в отношении него постановление и судебное решение, мотивируя это тем, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку требований по соблюдению транспортной безопасности он не нарушал. Указывает, что судом не доказан факт допуска В.В.В. и П.П.П. в качестве работников, обеспечивающих транспортную безопасность, поскольку В.В.В. не является работником УВО Минтранса России, а П.П.П. является стажером. Считает, что ФИО1 не является должностным лицом, ответственным за нарушение ст. 11.15.1 ч.1 КоАП РФ, поскольку полномочия в сфере авиационной безопасности делегированы другому должностному лицу. Полагает, что при назначении наказания не учтены положения ст. 4.1 КоАП РФ.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав прокурора участвующего в деле К.К.К., просившего оставить жалобу без удовлетворения, ФИО1 и его защитника Семенец А.П., просивших удовлетворить жалобу, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств.
На основании ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не принимаются лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 г. №88 утверждены "Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов, транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта».
Настоящие требования применяются в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию: аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного транспорта.
Подпунктами 12,13 п.5 Требований предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны:
- проверять силы обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры из числа работников субъекта транспортной инфраструктуры с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности", и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, в отношении которых будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие положениям, предусмотренным частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности";
- привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения безопасности объекта только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Как усматривается из представленных материалов дела, 08.10.2018 года в ходе проведенной Волгоградской транспортной прокуратурой проверки исполнения подразделениями ФГУП «Управление вневедомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» требований законодательства в сфере обеспечения на объектах инфраструктуры водного транспорта были выявлены факты несоблюдения требований законодательства о транспортной безопасности, в том числе, в деятельности ПАО «Международный аэропорт Волгоград».
Так установлено, что 18.04.2018 г. между ПАО «Международный аэропорт Волгоград» и ФГУП «Минтранса России» в лице директора Северо-Кавказского филиала заключен договор №09-ЕИ/18 на оказание охранных услуг, включающих в себя защиту объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства Международного аэропорта Волгоград.
На основании указанного договора Северо-Кавказский филиал ФГУП «Минтранса России» является подразделением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Международный аэропорт Волгоград осуществляет его охрану, а сотрудники, входящие в его состав, являются сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности.
Пунктами 1.1, 1.2 договора предусмотрено, что Исполнитель осуществляет комплекс охранных мероприятий, обеспечивающих защиту международного аэропорта Волгоград от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в том числе осуществляет круглосуточно вооруженную защиту от актов незаконного вмешательства контрольно-пропускных пунктов, указанных в Перечне объектов, принимаемых для защиты (Приложение №1), от несанкционированного проникновения в зону транспортной безопасности посторонних лиц и транспортных средств путем осуществления пропускного режима.
Количество постов и численность сотрудников «Исполнителя», перечень, количество специальных средств и оружия, порядок осуществления функций по контролю доступа определяется действующим законодательством РФ, регламентирующим деятельность ведомственной охраны Минтранса России, локальными нормативными актами Заказчика, а также дислокацией постов охраны, указанных в приложении №2 к договору (п. 1.4).
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение п.п.13 п.5 Требований №886 от 28.07.2018 г., к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры Международный аэропорт Волгоград, были допущены лица, из числа сил обеспечения транспортной безопасности — сотрудники ФГУП «УВО Минтранса России» В.В.В. и П.П.П., не подготовленные и не аттестованные в установленном законом порядке.
Распоряжением заместителя генерального директора ОАО «МАВ» от 29 ноября 2016г. №14/1 ФИО1, являющийся начальником службы авиационной безопасности, с 29 ноября 2016 года назначен ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры 2 категории -Международный аэропорт Волгоград, и на него возложены обязанности по организации работы по выполнению требований Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности».
На основании выявленных нарушений, 16 октября 2018 года заместителем Волгоградского транспортного прокурора в отношении должностного лица -начальника службы авиационной безопасности ПАО «МАВ» ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 Ко АП РФ, направленное для рассмотрения в Управление государственного авиационного надзора по обеспечению транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
5 декабря 2019 года в отношении должностного лица - начальника службы авиационной безопасности ПАО "Международный аэропорт Волгоград" ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу письменными доказательствами, в том числе: приказом о приеме работника на работу от 20.08.2018 г. П.П.П. в качестве стрелка 5 разряда, трудовым договором от 20 августа 2018 года между ФГУП «Управление вневедомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» и П.П.П., ответом директора филиала ФГУП «Управление вневедомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» И.И.И. от 5 октября 2018 года, согласно которому В.В.В. - начальник отделения «Аэропорт Волгоград» команды «Волгоградская»- трудовой договор от 30.12.2016 г. обучается с 27.09.2018 по 18.10.2018; П.П.П. - стрелок 5 разряда отделения «Аэропорт Волгоград» команды «Волгоградская» трудовой договор от 20.08.2018 г. включен в группу для обучения, и иными доказательствами по делу, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что начальник службы авиационной безопасности ПАО "Международный аэропорт Волгоград" ФИО1 не является надлежащим субъектом по данному административному делу, уже были предметом оценки судьи районного суда, обоснованно признаны несостоятельными, оснований не согласиться с указанными выводами у суда вышестоящей инстанции не имеется.
Так, на основании приказа №172 от 29.11.2016 г. ФИО1 назначен на должность начальника авиационной безопасности ПАО «Международный аэропорт Волгоград».
В силу распоряжения №14/1 от 29.11.2016 г. на ФИО1 возложены обязанности ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры 2 категории - Международный аэропорт Волгоград.
В соответствии с п. 1.8 Приказа Минтранса РФ от 17.10.1994г. №76 «О введении в действие «Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта» ответственность за организацию, состояние и обеспечение авиационной безопасности в авиационном предприятии, аэропорту, осуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение задач, возложенных на службу авиационной безопасности несет руководитель службы авиационной безопасности.
Исходя из положений пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
Согласно п.10 ст.9 вышеуказанного Федерального закона - план обеспечения транспортной безопасности аэропорта (аэродрома) является программой авиационной безопасности соответствующего аэропорта (аэродрома), предусмотренной международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Должностной инструкцией начальника службы авиационной безопасности ОАО «Международный аэропорт Волгоград», с которой ФИО1 ознакомлен под роспись, предусмотрено, что в обязанности начальника службы авиационной безопасности входит осуществление руководства деятельностью авиационной безопасности аэропорта по защите от противоправных действий объектов в зоне транспортной (авиационной) безопасности аэропорта и объектов его инфраструктуры (п.2.1.1); обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов в зоне транспортной (авиационной) безопасности аэропорта (п.2.1.3); участие в разработке Программы авиационной безопасности аэропорта, Плана транспортной безопасности и иных организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной (авиационной) безопасности в аэропорту Волгоград (п.2.1.6).
Утверждение ФИО1 и его защитника о том, что трудовым договором не подтверждается факт допуска являвшегося стажёром П.П.П. к работе по обеспечению транспортной безопасности, не может быть принят во внимание, поскольку указанный трудовой договор от 20.08.2018 года, заключённый между П.П.П. и ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса РФ» не содержит условий в соответствии с которыми П.П.П. принят на работу в качестве стажёра. Напротив, согласно раздела 1 данного трудового договора П.П.П. должен приступить к работе в качестве стрелка 5 разряда с 20.08.2018 года.
Иные доводы заявителя, в том числе и о том, что должностным лицом и судом не доказан факт допуска В.В.В. и П.П.П. в качестве работников, обеспечивающих транспортную безопасность, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судьей районного суда по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Кроме того, как пояснил в судебном заседании областного суда сам ФИО2, после возбуждения производства по делу об административном правонарушении П.П.П. был переведён для работы в одно из Северо-Кавказских подразделений ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса РФ» и после прохождения соответствующей подготовки в настоящее время допущен к работе в качестве стрелка в ОАО «Международный аэропорт Волгоград», имея на руках соответствующие документы, подтверждающие возможность исполнения им обязанностей по обеспечению транспортной безопасности, что также может служить основанием полагать, что ранее П.П.П. был необоснованно допущен в августе 2018 года к такой работе.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей судом назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в минимальном размере, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Согласно п. 2.2. ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Оснований для применения положений п. 2.2 ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ в данном случае не имеется, так как минимальный размер административного штрафа, предусмотренный ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ для должностных лиц составляет менее 50 000 рублей.
Оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановления и судебного решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление главного государственного инспектора ОНОАБПАСПОП УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора №1144/06-03/18 от 05 декабря 2018 года А.А.А. и решение судьи Дзержинского районного суда города Волгограда от 28 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица - начальника службы авиационной безопасности ПАО "Международный аэропорт Волгоград" ФИО1, - оставить без изменения, а жалобу ФИО1, - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Волгоградского
областного суда подпись Коробицын А.Ю.
<.......>
<.......>
<.......>