ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-62/2015 от 17.02.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Пальчинская И.В. Дело № 07п-62/15

РЕШЕНИЕ

 г. Волгоград 17 февраля 2014 года.

 Судья Волгоградского областного суда Сарбасов М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего специалиста эксперта отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу К.А.В. на постановление судьи Центрального районного суда г.Волгограда от 26 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 ч.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЧудоМер» (далее ООО «ЧудоМер»),

у с т а н о в и л:

 Постановлением судьи Центрального районного суда г.Волгограда от 26 декабря 2014 года производство по делу об административном правонарушении,  предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «ЧудоМер»   - прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

 Не согласившись с постановлением суда должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ведущий специалист эксперт отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу К.А.В. подал в Волгоградский областной суд жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт, как незаконный, отменить.

 Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя ООО «ЧудоМер» Б.А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, не нахожу оснований для удовлетворения данной жалобы.

 Из материалов дела следует, что должностными лицами Управления на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № <...> проведена выездная документарная проверка соблюдения Обществом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
     По результатам проверки административный орган сделал вывод о несоблюдении заявителем требований статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001       № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ), поскольку Общество не состояло на учете в Управлении, не осуществляло организацию внутреннего контроля, а именно: не направило правила внутреннего контроля на согласование в уполномоченный орган; лицо, ответственное за исполнение правил внутреннего контроля, не проходило обучение в форме целевого инструктажа; не представило сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым его клиентами; не представило документы, подтверждающие проведение проверочных мероприятий, направленных на выявление клиентов, являющихся иностранными публичными должностными лицами (акт проверки от 14 ноября 2014 № 84Н).
     По фактам выявленных нарушений административный орган в отношении Общества составил протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ                № <...> и ДД.ММ.ГГГГ Управлением вынесено определение о передаче дела об административном правонарушении судье, уполномоченному назначать наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей.

 Судом вынесено вышеуказанное постановление о прекращении дела.

 Управление оспорило постановление в судебном порядке.

 Административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, установлена в части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
     Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 названной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток (часть 2 статьи 15.27 КоАП РФ в редакции, действовавшей в спорный период).
    Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Законом № 115-ФЗ (статья 2 названного Закона).
     Под операциями с денежными средствами или иным имуществом согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

 В силу статьи 4 Закона № 115-ФЗ, одной из мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является организация и осуществление внутреннего контроля.
     При этом внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля (статья 3 Закона № 115-ФЗ).
     В соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ в целях названного Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в числе прочих относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
     Перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, определен в статье 6 Закона № 115-ФЗ, согласно части 1.1 которой сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает три миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной трем миллионам рублей, или превышает ее.
     Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что одним из видов деятельности ООО «Чудомер» является предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а потому Общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и в силу статьи 5 Закона № 115-ФЗ на него распространяются требования названного Закона.
     В силу части 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
     В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
     При этом объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, образует неисполнение вышеназванных нормативных требований в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

 Исследовав и оценив представленные Управлением доказательства судья районного суда установила, что при проведении проверки соблюдения Обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Управление не установило, что в проверяемый период Общество совершало операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, а потому сделали правомерный вывод о недоказанности административным органом состава вменяемого Обществу правонарушения.
     При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

 жалобу ведущего специалиста эксперта МРУ Росфинмониторинга по ЮФО К.А.В. оставить без удовлетворения.

 Постановление судьи Центрального районного суда г.Волгограда от 26 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27ч.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Чудо Мер», - оставить без изменения.

 Судья Волгоградского подпись

 областного суда: Сарбасов М.Н.

 верно:

 Судья Волгоградского

 областного суда: Сарбасов М.Н.