Баркова Н.В. Дело № 07р-648/15
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 23 июня 2015 года
Судья Волгоградского областного суда Сарбасов М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника финансово-экономического отдела администрации <адрес> Волгограда ФИО1 на решение судьи Советского районного суда
г. Волгограда от 19 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении должностного лица- заместителя начальника финансово-экономического отдела администрации <адрес> Волгограда ФИО1
у с т а н о в и л:
постановлением первого заместителя председателя комитета финансов <адрес>З.Е.В., № <...> от ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника финансово-экономического отдела администрации <адрес> Волгограда ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Волгограда от 19 мая 2015 года вышеназванное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, ФИО1 подала в Волгоградский областной суд жалобу, в которой просит названные акты, как незаконные, отменить.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшую жалобу, возражения на жалобу представителя комитета финансов Волгоградской области ФИО2, полагавшего постановление в отношении ФИО1 законным, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
ФИО1, работающая заместителем начальника финансово-экономического отдела администрации <адрес> Волгограда обвиняется в том, что допустила нарушение требований законодательства Российской федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Признавая ее виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ должностное лицо, а затем судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление исходили из того, что в соответствии со статьей 103 Федерального закона № 44-ФЗ, с 01 января 2014 года реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов), ведет Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик направляет информацию об исполнении контракта, в том числе информацию об оплате контракта, документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Частью 6 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 установлено, что Федеральным казначейством включаются с 1 по 31 января 2014 года включительно в реестр контрактов, заключенных заказчиками, сведения, содержащиеся в реестре государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Пунктом 2 Правил установлено, что в реестр контрактов включаются информация и документы, установленные частью 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.
Согласно пунктам 7, 11 Правил, ведение реестра контрактов осуществляется в электронном виде; информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Пунктом 12 Правил установлено, что в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство информацию и документы в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта, со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
При проведении проверки в администрации <адрес>
<адрес> выявлено нарушение статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно, заказчиком несвоевременно направлялась информация и документы в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
1) от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>. с НОУ ВПО «<адрес>» на возмещение затрат на содержание инженерных сетей:
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>, сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>, сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>, сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>, сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>, сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>, сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
2) от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> руб. с ООО «<адрес>» на поставку бумаги для офисной техники администрации <адрес>:
- товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>, сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>, сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
3) от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> руб. с ФГКУ «<адрес>» на оказание услуг по централизованной охране помещения и имущества отдела ЗАГС администрации <адрес> Волгограда с выездом групп быстрого реагирования:
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>, сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>, сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>, сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>, сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......>), сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
4) от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> руб. с ООО «<адрес>» на оказание услуг по техническому обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации отдела ЗАГС администрации <адрес> Волгограда:
- акт сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
- акт сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ;
5) от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> руб. с ООО «<адрес>» на выполнение работ по текущему ремонту фасада здания отдела ЗАГС администрации <адрес> Волгограда:
- акт сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> на сумму <.......> сведения направлены ДД.ММ.ГГГГ.
Информация о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (акты сдачи-приемки выполненных работ, товарные накладные) направлена в реестр контрактов с нарушением трехдневного срока, подписана электронной цифровой подписью ФИО1
По данному факту должностным лицом комитета финансов Волгоградской области в отношении заместителя начальника финансово-экономического отдела администрации <адрес> Волгограда ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении.
При этом должностное лицо административного органа и судья районного суда исходили из того, что в соответствии с распоряжением администрации <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О назначении лиц, ответственных за участие в открытых аукционах в электронном виде» ФИО1 назначена ответственным за простановку электронной цифровой подписи под электронными документами на открытых аукционах с полномочиями в сфере размещения заказов, заказчик, с полномочиями пользователя общероссийского официального сайта, администратор организации, уполномоченный специалист, специалист с правом подписи контракта, специалист с правом направлений шаблона контракта участнику размещения заказа.
Согласно распоряжению администрации <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О назначении лиц, ответственных за простановку электронной цифровой подписи» ФИО1 назначена ответственным за простановку электронной цифровой подписи с полномочиями в сфере размещения заказов Заказчик, с полномочиями пользователя официального общероссийского сайта.
Распоряжением администрации <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О назначении контрактного управляющего» ФИО1 назначена контрактным управляющим.
ФИО1 не были предприняты надлежащие меры, направленные на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о размещении заказа. Она не проявила должной степени ответственности и осмотрительности, а также надлежащего отношения к исполнению своих обязанностей должностного лица муниципального заказчика, что привело к несвоевременному представлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, административным правонарушением является не любое нарушение требований закона, за которое КоАП РФ устанавливает ответственность, а виновное нарушение (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Однако, вывод о виновности ФИО1 в совершении предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ правонарушения считаю ошибочным.
Согласно частям 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отрицая факт совершения административного правонарушения ФИО1 указала, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну», информация об исполнении контракта должна быть опубликована в течение трех рабочих дней. Так как подтверждением исполнения контракта является и акт выполнения работ, подписанный сторонами, и платежное поручение, подтверждающее оплату работ, то публикация возможна только после подтверждения факта оплаты, что и неукоснительно выполнялось администрацией района по факту полного исполнения контрактов. При попытке публикации на сайте заблаговременной информации, сайт выдавал ошибку о том, что сумма фактической оплаты не соответствует сумме по этапу контракта, так как в актуальных сведениях только один этап - ДД.ММ.ГГГГ. По мнению ФИО1, фактически, исполнение контракта необходимо было опубликовать только после завершения всех обязательств, то есть в ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 считает, что требования о направлении в реестр контрактов информации о планируемых этапах исполнения и оплаты контракта, внесение изменений в информацию о заключенном контракте после каждого подписания акта приемки оказанных услуг, в соответствии с письмом Федерального Казначейства РФ от 30 мая 2014 г. № 42-5.7-09/5 «О рассмотрении обращения о разъяснении вопросов, связанных с отдельным этапом исполнения контракта» «Федеральным законом 44-ФЗ не установлено.
Информация (сведения) об исполнении контракта для включения в соответствующий реестр контрактов направляется заказчиками после исполнения контракта (всех его этапов)».
Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О применении положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также обращает внимание, что «в случае, если по результатам исполнения этапа контракта предусматривается приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, соответствующий документ подлежит размещению заказчиком в реестре контрактов в установленный правилами срок».
Учитывая, что в указанных контрактах, размещенных на официальном сайте Российской Федерации <адрес> предусмотрен один этап - ДД.ММ.ГГГГ, информация об исполнении контрактов была опубликована в течение трех рабочих дней со дня их полного исполнения.
Соблюдая принцип открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок (ч.3 ст.7 Федерального закона № 44-ФЗ) администрацией <адрес> Волгограда, по всем вышеуказанным контрактам, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» ежемесячно размещались отчеты об исполнении муниципальных контрактов и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в разделе «Отчеты заказчика» на официальном сайте Российской Федерации <адрес>.
Данные объяснения ФИО1 судом не были приняты к сведению, как основанные на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Между тем, вышеуказанные доводы ФИО1 о невиновности заслуживают внимания.
Согласно письму Казначейства России от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5 "О рассмотрении обращения о разъяснении вопросов, связанных с отдельным этапом исполнения контракта" по вопросам, связанным с предоставлением сведений в реестр контрактов дано следующее разъяснение:
Перечень документов и информация, которые включаются в реестр контрактов, определены в части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ.
На основании части 6 и 7 статьи 103 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (далее - Правила).
В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов требования о направлении в реестр контрактов информации о планируемых этапах исполнения и оплаты контракта, внесение изменений в информацию о заключенном контракте после каждого подписания акта приемки оказанных услуг, а также информации после исполнения (оплаты) очередного этапа контракта не установлено.
Информация (сведения) об исполнении контракта для включения в соответствующий реестр контрактов направляется заказчиками после исполнения контракта (всех его этапов).
Не соглашаясь с вышеуказанными разъяснениями представитель комитета финансов <адрес> ФИО2 в суде второй инстанции утверждал, что данное письмо вынесено с превышением компетенции данного органа.
Однако в силу статьи 269.1.Бюджетного кодекса РФ полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Поэтому вышеуказанное письмо направлено Федеральным казначейством в пределах его компетенции.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что вина заместителя начальника финансово-экономического отдела администрации <адрес> Волгограда ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, отсутствует, поскольку информация (сведения) об исполнении контракта для включения в соответствующий реестр контрактов направлялась Заказчиком после исполнения контракта (всех его этапов).
Поэтому постановление первого заместителя председателя комитета финансов <адрес>З.Е.В., № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 19 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении должностного лица- заместителя начальника финансово-экономического отдела администрации <адрес> Волгограда ФИО1 как незаконные подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление первого заместителя председателя комитета финансов <адрес>З.Е.В., № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 19 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении должностного лица- заместителя начальника финансово-экономического отдела администрации <адрес> Волгограда ФИО1 – отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Волгоградского
областного суда: Сарбасов М.Н.