Судья: Винецкая Н.Г. Дело № 07р-697/14
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 15 августа 2014 г.
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А.,
при секретаре Афанасьевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Д.С.В. на постановление № <...> начальника Инспекции ФНС России по городу Волжскому Волгоградской области от 30 апреля 2014 года и решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении директора <.......> ФИО1,
у с т а н о в и л:
30 апреля 2014 года постановлением начальника Инспекции ФНС России по городу Волжскому Волгоградской области директор <.......> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Решением судьи Волжского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ФИО2 без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда ФИО1 обратилась с жалобой в Волгоградский областной суд.
В жалобе в областной суд ФИО1 оспаривает постановление должностного лица и решение судьи, в которой ставит вопрос об их отмене, как незаконных и необоснованных, просит производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, объяснений защитника Д.С.В., поддержавшего жалобу, представителя Инспекции ФНС России по г. Волжскому Волгоградской области, возражавшего против жалобы, свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платёжными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года №103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами", банковскими платёжными агентами и банковскими платёжными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платёжной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета), а равно неиспользование платёжными агентами, поставщиками, банковскими платёжными агентами, банковскими платёжными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей.
Федеральными законами от 27 июня 2011 года №161-ФЗ "О национальной платёжной системе" и №162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платёжной системе" установлена обязанность платёжных агентов и поставщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года №103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), использовать специальный банковский счёт.
Специальный банковский счёт должен использоваться платёжными агентами, банковскими платёжными агентами (субагентами) для зачисления в полном объёме полученных от физических лиц наличных денежных средств и осуществления расчётов, поставщиком - для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платёжного агента, и списания денежных средств на банковские счета.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ (в редакции от 27 июня 2011 года) "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" под деятельностью по приёму платежей физических лиц признается приём платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платёжным агентом последующих расчётов с поставщиком.
Таким образом, сфера регулирования данного закона не ограничивается операциями по внесению населением наличных денежных средств платёжному агенту, а распространяется на всю цепочку движения средств от плательщиков до поставщиков товаров, работ, услуг.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона поставщик - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации. Платёжный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельности по приёму платежей физических лиц. Платёжным агентом является оператор по приёму платежей либо платёжный субагент. Оператор по приёму платежей - платёжный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц.
На основании ч.ч. 14, 15, 16, 17 ст. 4 Федерального закона "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" платёжный агент при приёме платежей обязан использовать специальный банковский счёт (счета) для осуществления расчётов. Платёжный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приёме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета). По специальному банковскому счету платёжного агента могут осуществляться следующие операции: - зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; - зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платёжного агента; - списание денежных средств на специальный банковский счёт платёжного агента или поставщика; - списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платёжного агента не допускается.
Пунктом 18 статьи 4 Федерального закона № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» установлено, что поставщик при осуществлении расчётов с платёжным агентом при приёме платежей обязан использовать специальный банковский счёт. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платёжным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистами ИФНС России по городу Волжскому Волгоградской области была проведена проверка соблюдения <.......> расположенного по адресу: <адрес> законодательства РФ о деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами, использования специальных банковских счетов.
В ходе проведения проверки было установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<.......> при осуществлении деятельности в качестве поставщика в соответствии с Федеральным законом "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" получало денежные средства, принятые от физических лиц платёжным агентом – ФГУП «Почта России» и <.......> в качестве платежей по оплате коммунальных услуг, на расчётный счёт № № <...>, открытый в Волжском филиале АКБ «Национальный залоговый банк», не являющийся специальным банковским счётом. Общая сумма платежей составила 723304 рублей 98 копеек, в том числе от платёжного агента ФГУП «Почта России» - <.......>, от платёжного агента <.......> - <.......>.
В соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», между <.......> и ФГУП «Почта России» заключён договор № <...> от 08 июля 2008 года, согласно которому ФГУП «Почта России» в соответствии с требованиями действующего законодательства и условиями договора осуществляет деятельность по приёму платежей за коммунальные услуги от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств последних перед поставщиками через кассу субагента, за что получает вознаграждение, и перечисляет принятые платежи <.......> Помимо этого, между <.......> и <.......> заключён агентский договор № <...> от 12 ноября 2013 года, по условиям которого <.......> принимает на себя обязательство по организации приёма денежных средств от потребителей (собственников и нанимателей жилых помещений, а также граждан, зарегистрированных (проживающих) в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, управляемых <.......> за соответствующие виды услуг (содержание и ремонт жилого помещения, включающее в себя содержание и текущий ремонт общего имущества, а также управление многоквартирными домами; холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение), за что получает вознаграждение, и перечисляет принятые платежи <.......>
В ходе проверки налоговым органом достоверно установлено, что <.......> специальный банковский счёт в кредитных организациях не открывало и в нарушение пункта 18 статьи 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" специальный банковский счёт поставщиком <.......>» не использовался, а денежные средства, принятые платёжными агентами от населения, поступали на счёт поставщика, не являющихся специальным банковским счётом.
Действия ФИО1, генерального директора <.......> как должностного лица, квалифицированы по ст. 15.1 ч. 2 КоАП РФ. Постановлением начальника Инспекции ФНС России по городу Волжскому Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ директор <.......> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Виновность ФИО1 в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждена исследованными судом доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ФИО1, как должностным лицом, необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязательств по открытию специального банковского счета, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, заявителем не представлено.
Таким образом, должностное лицо административного органа, а также суд пришли к правильному выводу о наличии в действиях генерального директора ЗАО «Умный город» ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что <.......> не является поставщиком, поскольку не получает денежные средства плательщика и ему не вносится плата в соответствии с Жилищным кодексом РФ, и следовательно на нем не лежит обязанность использования специального банковского счета, предусмотренная п. 18 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», является несостоятельным, поскольку из существа договора № 34.13-07/8-6869 от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между <.......> и <.......> установлена обязанность ФГУП «Почта России» осуществлять деятельность по приёму платежей за коммунальные услуги от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств последних перед поставщиками через кассу субагента, за что получает вознаграждение, и перечисляет принятые платежи <.......> Кроме этого, <.......> согласно заключённому агентскому договору № 144/а-13 от ДД.ММ.ГГГГ, принимает на себя обязательство по организации приёма денежных средств от потребителей (собственников и нанимателей жилых помещений, а также граждан, зарегистрированных (проживающих) в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, управляемых <.......> за соответствующие виды услуг (содержание и ремонт жилого помещения, включающее в себя содержание и текущий ремонт общего имущества, а также управление многоквартирными домами; холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение), за что получает вознаграждение, и перечисляет принятые платежи <.......> В связи с изложенным суд приходит к выводу, что в сложившихся отношениях <.......>» выполняет функции поставщика, определение которому дано в части 1 статьи 2 Закона № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами».
Иные доводы жалобы по существу не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьёй городского суда при рассмотрении жалобы на постановление, им дана правовая оценка, не согласиться с которой у суда, рассматривающего жалобу, оснований не имеется.
Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ФИО1 квалифицированы правильно, наказание ей назначено в пределах санкции соответствующей статьи КоАП РФ.
При таких обстоятельствах не нахожу оснований для отмены вынесенного налоговым органом постановления и судебного решения городского суда.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области от 30 апреля 2014 года и решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора <.......> ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу защитника Д.С.В. без удовлетворения.
Судья Волгоградского подпись
областного суда Циренщиков И.А.
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда Циренщиков И.А.