ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-714/2015 от 08.07.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Лоншаков Ю.С. Дело № 07р-714/2015

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 08 июля 2015 г.

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А.,

при секретаре Г.Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, в отношении директора <.......>В.А.В. по жалобе начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Волгоградской области С.Т.И. на решение судьи Урюпинского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Волгоградской области директор <.......>В.А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением В.А.В. обратился с жалобой в Урюпинский городской суд Волгоградской области, в которой просил указанное постановление отменить.

Решением судьи Урюпинского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, постановление начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе в областной суд начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Волгоградской области С.Т.И. оспаривает закон­ность решения суда и просит его отменить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, доводы жалобы на не вступившее в законную силу решение, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ обязанность представления доказательств, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определённых норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения, возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.

Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчётов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей.

Директору <.......>В.А.В. административным органом вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, - неполное оприходование в кассу денежной наличности.

На основании ч. 1 и ч.3 ст. 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учёту документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Первичный учётный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учётных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учёта, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта, и лицо, с которым заключён договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учётных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Приём и движение принятой организацией, применяющей упрощённую систему налогообложения, наличности регламентированы Указанием Центрального Банка РФ от 11 марта 2014 года №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

В порядке п.4.1, п.4.2 и п.4.3 данного Указания Центрального Банка РФ кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы). Кассовые документы оформляются: главным бухгалтером; бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определённым в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта (далее - бухгалтер); руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера). Кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), а также кассиром. В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем.

В силу п. 4.6 того же Указания Центрального Банка РФ, поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платёжного агента, банковского платёжного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.

Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).

Как следует из материалов дела Межрайонной ИФНС России №7 по Волгоградской области проведена проверка <.......>, применяющего упрощённую систему налогообложения, по вопросу полноты учёта выручки денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В результате данной проверки выявлено налоговым органом нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неполном учёте (неоприходовании – несоблюдении совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе, отражению всех операций по приходу денежной наличности в кассовой книге) выручки наличных денежных средств <.......>

По данным акта проверки полноты учёта выручки денежных средств № <...> от ДД.ММ.ГГГГ сумма выручки наличных денежных средств <.......> за проверяемый период составила <.......>. согласно данных фискальных отчётов от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>

<.......> акты формы №КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам» по неиспользованным кассовым чекам» или ошибочно пробитым чекам за проверяемый период не оформлялись.

По учётным данным <.......>, сумма выручки наличных денежных средств за проверяемый период, оприходованная в кассу и отражённая в кассовой книге (формы №КО-4), составила <.......> коп.

Таким образом, налоговым органом при проверке установлено превышение суммы выручки наличных денежных средств над суммой выручки наличных денежных средств по учётным данным <.......> в сумме <.......> руб. <.......> коп., по причине того, что за проверяемый период наличные денежные средства прошедшие через ККТ не оприходовались в кассу предприятия и записи в кассовой книге предприятия не производились.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст. 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» ведение бухгалтерского учёта и хранение документов бухгалтерского учёта организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта.

Районным судом при рассмотрении жалобы, установлено, что в штате <.......> имеется должность главного бухгалтера, что подтверждается штатным расписанием.

Пунктом 2.15 должностной инструкции главного бухгалтера, в обязанности гласного бухгалтера <.......> входит обеспечение финансовой и кассовой дисциплины.

Прекращая производство по делу в отношении директора <.......>В.А.В. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда обоснованно исходил из того, что руководитель организации – директор <.......>В.А.В., при наличии главного бухгалтера предприятия, в рассматриваемом правоотношении не является субъектом ответственности за нарушение кассовых операций, выразившегося в неполном оприходовании наличных денежных средств в том значении, котором придаются руководителю экономического субъекта Законом №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» и Указанием Центрального Банка РФ «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Доводы жалобы начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Волгоградской области, как сводящиеся к переоценке обстоятельств дела нельзя признать состоятельными, так как всем обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, отвечающими требованиям допустимости, что нашло полное отражение в решении суда.

Таким образом, в действиях директора <.......> отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное судьёй районного суда, правомерно постановлено решение об отмене постановления начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ с прекращением производства по делу на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Урюпинского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, в отношении директора <.......>В.А.Н. оставить без изменения, а жалобу начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Волгоградской области С.Т.И. - без удовлетворения.

Судья Волгоградского

областного суда: Циренщиков И.А.