ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-73/2022 от 02.02.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Бондарь А.В. Дело № 07р-73/2022

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 2 февраля 2022 года

Судья Волгоградского областного суда Язынина С.Г., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 на решение судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 22 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения г. Камышина «Благоустройство» ФИО2 (далее – директор МБУ г. Камышина «Благоустройство» ФИО2),

установил:

постановлением государственного инспектора по охране окружающей среды на территории Волгоградской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 22 апреля 2021 года № 17/11-2021-2 директор МБУ г. Камышина «Благоустройство» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 22 октября 2021 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по данному делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с названным решением, должностное лицо, вынесшее постановление, подало в Волгоградский областной суд жалобу, в которой просит отменить решение судьи городского суда, приводя доводы о том, что директор МБУ г. Камышина «Благоустройство» ФИО2 является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку сооружения ливневой канализации переданы в оперативное управление МБУ г. Камышина «Благоустройство», которое должно осуществлять деятельность по содержанию данных сооружений в надлежащем состоянии, и является фактическим водопользователем.

В судебное заседание лицо, в отношении которого прекращено производство по делу, ФИО2 и его защитник Орлянский С.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, об отложении судебного заседания не просили.

В судебное заседание явилось должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО1, который приведенные в жалобе доводы поддержал.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1, прихожу к следующим выводам

В соответствии со статьей 37 Водного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных названным Кодексом целей.

Как следует из части 1 статьи 44 данного Кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Частью 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации определено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, помимо прочего, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения директора МБУ г. Камышина «Благоустройство» ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, постановлении должностного лица выводы о допущенном МБУ г. Камышина «Благоустройство» сбросе неочищенных сточных вод в залив «Камышинский» Волгоградского водохранилища, через водовыпуск № 9 ливневой канализации в точке с географическими координатами № <...> Лабораторными исследованиями установлено превышение концентрации нефтепродуктов в пробах природной воды из водного объекта в районе водовыпуска № 9 в 2 раза по отношению к нормативной ПДК.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья городского суда пришел к выводу о том, что сброс неочищенных сточных вод через водовыпуск № 9 в водный объект – залив «Камышинский» Волгоградского водохранилища производится в связи с отсутствием очистных сооружений ливневой канализации, при этом исполнение обязанностей по обеспечению функционирования ливневой канализации, в том числе, строительство очистных сооружений не является уставной деятельностью МБУ г. Камышина «Благоустройство». На основании указанных выводов судья городского суда прекратил производство по делу, в связи с отсутствием действиях директора МБУ г. Камышина «Благоустройство» ФИО2 состава административного правонарушения.

Оснований для признания данного вывода судьи городского суда не соответствующим материалам дела и обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела, не имеется.

На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области от 10 марта 2005 года № 200 переданы на баланс и в оперативное управление МУ г. Камышина «Благоустройство» объекты внешнего благоустройства – инженерные сооружения, в числе которых: ливневая канализация по <адрес>, ливневая канализация <адрес> (л.д. 89-90).

Постановлением Комитета ЖКХ и капитального строительства администрации г. Камышина от 27 июня 2011 г. путем изменения типа существующего МУ г. Камышина «Благоустройство» для обеспечения реализаций полномочий городского округа - город Камышин в сфере благоустройства и озеленения создано МБУ г. Камышина «Благоустройство».

Распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа-город Камышин от 24 октября 2019 года № 535 «О внесении изменений в реестр объектов муниципальной собственности городского округа-город Камышин» создан объект - водовыпуск №9 с кадастровым номером № <...>, протяженностью 3102 п.м. по адресу: <адрес>, путем объединения следующих объектов: ливневая канализация <адрес>; ливневая канализация <адрес>; ливневая канализация <адрес> (л.д. 91-92).

9 февраля 2021 года должностным лицом Межрегионального Управления Росприроднадзора проведено обследование территории водоохранной зоны правого берега залива «Камышинский» Волгоградского водохранилища в районе <адрес>, в ходе которого установлено наличие в прибрежной защитной полосе в точке с географическими координатами <адрес> обустроенного водовыпуска. Какие-либо сооружения, предназначенные для очистки сточных вод, на осматриваемой территории не обнаружены (л.д. 30).

Таким образом, сброс неочищенных сточных вод через водовыпуск № 9 в водный объект – залив «Камышинский» Волгоградского водохранилища производится в связи с отсутствием очистных сооружений ливневой канализации.

В соответствии с пунктами 2, 9, 23 и 28 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

В пункте 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации определено понятие сточных вод как дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, сточных вод централизованной системы водоотведения и других вод, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Таким образом, водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Устава МБУ г. Камышина «Благоустройство» целью и предметом деятельности этого учреждения являются осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства и озеленения городского округа – город Камышин. В целях реализации предмета деятельности и целей, указанных в данном Уставе, учреждение осуществляет следующие виды деятельности: текущее содержание автомобильных дорог, тротуаров, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования город Камышин; озеленение территорий, расположенных в границах муниципального образования город Камышин; содержание прочих объектов внешнего благоустройства в границах муниципального образования город Камышин; создание условий для массового отдыха жителей городского округа – город Камышин и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация освещения улиц; организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения (л.д. 67-74).

Вместе с тем, из указанного Устава не усматривается, что МБУ г. Камышина «Благоустройство», обязано обеспечивать функционирование ливневой канализации, в том числе строительство очистных сооружений.

При этом в силу положений пунктов 3, 4, 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах городского округа электро-тепло, газо-водоснабжения населения и водоотведения и мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно пунктам 4 и 5 части 1 статьи 5 Устава городского округа - город Камышин Волгоградской области к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа водоотведения, а также содержание и строительство автомобильных дорог.

При таких обстоятельствах, система сетей и сооружений водоотведения, в том числе ливневой канализации, относится к объектам инженерной инфраструктуры и является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на надлежащую эксплуатацию функционирование системы ливневой канализации, в том числе строительство очистных сооружений, на территории городского округа является обязанностью органа местного самоуправления.

Таким образом, материалами дела не установлено ненадлежащее исполнение директором МБУ г. Камышина «Благоустройство» ФИО2 своих служебных обязанностей.

Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судьей городского суда обстоятельств и доказательств правовым основанием к отмене принятого по делу судебного акта не является.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица о наличии в действиях директора МБУ г. Камышина «Благоустройство» ФИО2 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются неправильными.

С учетом изложенного, вынесенное должностным лицом постановление было обоснованно отменено судьей Камышинского городского суда Волгоградской области с прекращением производства по делу об административном правонарушении.

Оснований для отмены судебного акта не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда

решил:

решение судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 22 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения г. Камышина «Благоустройство» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу 2 февраля 2022 года и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского

областного суда С.Г. Язынина