ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-748/2021 от 28.07.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Тюрин А.В. Дело №07р-748/2021

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 28 июля 2021 г.

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Л.Н.Б. на решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 15 июня 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Л.Н.Б.№ <...> от 23.04.2021г., ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением должностного лица административного органа, ФИО1 обратилась в Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить.

Решением судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 15 июня 2021 года постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Л.Н.Б.№ <...> от 23.04.2021г. было отменено, производство по делу прекращено на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в областной суд должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Л.Н.Б. оспаривает закон­ность решения судьи, просит его отменить. Полагает, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и его вина материалами административного дела была полностью доказана. Выражает свое несогласие с принятым судьей районного суда решением, полагает, что выводы судьи районного суда о допущенных должностным лицом административного органа процессуальных нарушениях являются ошибочными. Просит отменить решение судьи районного суда.

Лица, участвующие в деле, несмотря на их надлежащее извещение, в судебноезаседание не явились и суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело без их участия.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

На основании ч.1 и ч.2 ст. 21 Федерального закона 33-ФЗ от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого, на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 15 Закона Волгоградской области от 7 декабря 2001 года № 64 КОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области» природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Положение о природном парке утверждается постановлением Администрации Волгоградской области.

Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 22 июля 2016 года № 389-п утверждено Положение о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» (далее Положение).

В силу п. 4.5 Положения на всей территории природного парка запрещается движение и стоянка транспортных средств вне дорог общего пользования, за исключением транспортных средств природного парка при выполнении задач, возложенных на природный парк, собственников, владельцев и пользователей земельных участков, расположенных в границах природного парка, при осуществлении ими хозяйственной деятельности, лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность во исполнение договоров с собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, расположенных в границах природного парка, органов государственной власти, государственных учреждений, осуществляющих функции контроля и надзора, органов местного самоуправления при осуществлении возложенных на них полномочий, учреждений, подведомственных органам государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих деятельность по реализации возложенных на них указанными органами полномочий.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 52 мин. в ходе проведения сотрудниками ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» рейдовой проверки соблюдения требований режима особой охраны территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» выявлен факт, выразившийся в нарушении установленных правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, а именно: установлено, что ФИО1 управлял автомобилем <.......> государственный регистрационный знак № <...> (факт управления транспортным средством установлен Среднеахтубинским районным судом), осуществлял стоянку вне дорог общего пользования вне зон рекреации, в 530 м восточнее <адрес> координаты № <...> в границах особо охраняемой природной территории регионального значения природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», что является нарушением ст. 18 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 N 641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области», ст. 21 Федерального закона 33-ФЗ от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях», п.4.5 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного Постановлением администрации Волгоградской области от 22.07.2016г. № 389-п «Об утверждении Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.

Отменяя постановление должностного лица административного органа, и прекращая производство по делу, судья районного суда в решении указал на то, что должностным лицом в постановлении по делу об административном правонарушении не приведено как доказательство решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 03 марта 2021 года, вынесенное по итогам рассмотрения административного дела в отношении П.Н.Г. по ст. 8.39 КоАП РФ, в ходе которого по итогам опроса ФИО1 был установлен факт, что именно он находился за управлением автомобиля <.......> государственный регистрационный знак № <...>. Помимо этого судья районного суда указал в обжалуемом решении, что в постановлении по делу об административном правонарушении не была дана оценка всем доводам ФИО1 о нарушении его прав при производстве административного расследования и составлении протокола об административном правонарушении.

Так как при производстве по делу должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, постановление о назначении административного наказания от 23 апреля 2021 года подлежало отмене.

Однако с учётом того, что на момент рассмотрения в районном суде жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 23 апреля 2021 года срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности истек, производство по данному делу на основании положений п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В жалобе, поданной в областной суд должностное лицо, вынесшее постановление по делу - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Л.Н.Б. выражает свое несогласие с принятым судьей районного суда решением, просит его отменить, фактически все доводы жалобы должностного лица направлены на наличие вины ФИО1

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть вынесено по истечении одного года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно п. 3 ст. 30.8 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.

Как следует из содержания части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление не допускается вынесение нового решения по существу дела или изменение обжалуемого постановления, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Исходя из смысла указанных норм, вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения лица к административной ответственности, обсуждаться не может, и это является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного суда, в том числе и при наличии оснований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ имели место 12.06.2020 года.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу на момент рассмотрения жалобы судьёй Волгоградского областного суда истёк.

Решением судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 15 июня 2021 года постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Л.Н.Б.№ <...> от 23.04.2021г. было отменено, производство по делу прекращено на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года судья вышестоящего суда по результатам рассмотрения жалоб на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ вправе вынести решение об отмене решения судьи районного суда, которым производство по делу об административном правонарушении было прекращено, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях, предусмотренных данной нормой.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности прерывания данного срока.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, может истечь и на дату вынесения решения судьей вышестоящего суда по жалобе на решение судьи районного суда.

Исходя из смысла указанных норм вопрос о возобновлении производства по делу, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может, в том числе и в случае, когда решение судьи районного суда, которым было отменено постановление должностного лица о признании лица виновным в совершении административного правонарушения, не вступило в законную силу.

Поэтому судья вышестоящего суда при пересмотре решения судьи районного суда и сделанных в этом решении выводов не может не учитывать действие ст. 4.5 КоАП РФ. Следовательно, по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности судья вышестоящего суда может не согласиться с доводами судьи районного суда относительно правовой квалификации действий (бездействия). В то же время он не вправе этого делать в части прекращения судьей районного суда производства по делу, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности к этому моменту истек.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Л.Н.Б. об отмене судебного решения не имеется.

Доводы жалобы главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Л.Н.Б. о том, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и его вина материалами административного дела была полностью доказана, не имеют значения, поскольку по данному делу сроки давности привлечения к административной ответственности истекли, и вопрос о вине обсуждаться не может.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда,

р е ш и л:

решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 15 июня 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Л.Н.Б. без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского

областного суда А.Ю. Коробицын