Судья: Гаевая В.П. Дело № 07р-74/2015
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 23 января 2015 г.
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А.,
при секретаре Бондаренко С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 17 ноября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении исполнительного директора НПФ «Волгоград АСКО-Фонд» ФИО1,
у с т а н о в и л:
30 июня 2014 года постановлением заместителя управляющего Отделением по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации исполнительный директор НПФ «Волгоград АСКО-Фонд» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Поданная ФИО1 жалоба в Фроловский городской суд Волгоградской области на постановление оставлена без удовлетворения.
В жалобе в областной суд ФИО1 оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить.
Выслушав представителя Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации Т.М.С., возражавшего против жалобы, ФИО1, поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела в полном объёме, нахожу решение судьи районного суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
В порядке ч.1 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлёкшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а равно повлёкшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (в редакции действующей на момент совершения правонарушения).
На основании абз.1,3,5 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять её конфиденциальный характер. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учётом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации (в редакции действующей на момент совершения правонарушения).
Во исполнение указанных положений закона Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 года №667 утверждены «Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций)» (в редакции действующей на момент совершения правонарушения).
Как видно из материалов дела, 16 декабря 2013 года из представленных документов по вопросам организации в НПФ «Волгоград Аско-Фонд» внутреннего контроля в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма Межрегиональным управлением Службы Банка России по финансовым рынкам в Южном федеральном округе по итогам изучения документов НПФ «Волгоград Аско-Фонд» на предмет соблюдения, установленных п.2 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и «Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций)» утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 года №667 были выявлены следующие нарушения:
- в разделе 4 «Программа идентификации Клиентов, их Представителей и Выгодоприобретателей» Правил внутреннего контроля от 29 сентября 2013 года отсутствует процедура выявления юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории), в нарушение п.п. «г» п. 8 Требований, утверждённых Постановлением Правительства РФ №667;
- в нарушение п.п. «б» п.16, п.17, п.18, п.22 Требований, утверждённых Постановлением Правительства РФ №667 в разделе 6 «Программа выявления в деятельности Клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций» Правил внутреннего контроля от 29 сентября 2013 года не предусматривает: процедуру выявления операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ по указанным в нём основаниям; осуществления постоянного мониторинга операций (сделок) клиентов в целях выявления операций, указанных в п.16 Требований; обеспечение повышенного внимания (мониторинг) к операциям (сделкам) клиентов, отнесённым к группе повышенного риска, в целях выявления необычных операций, осуществления которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путём, или финансирование терроризма; изучение организацией оснований и целей совершения всех выявляемых необычных операций (сделок), а также фиксирование полученных результатов в письменной форме;
- в нарушение п.28, п.п. «г,д,е,ж,з» п.27 Требований, утверждённых Постановлением Правительства РФ №667 в разделе 6 «Программа документального фиксирования сведений и информации» Правил внутреннего контроля от 29 сентября 2013 года: не предусмотрено составление сотрудником Фонда, выявившим операцию (сделку), подлежащую контролю, внутреннего сообщения – документа, содержащего, в частности, сведения: о сотруднике, составившем внутреннее сообщение об операции (сделке) и его подпись; дату составления внутреннего сообщения об операции (сделке); запись (отметку) о решении специального должностного лица, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке), и его мотивированное обоснование; запись (отметку) о решении руководителя Фонда либо уполномоченного им должностного лица принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке) в соответствии с п. 24 Требований, и его мотивированное обоснование; запись (отметку) о дополнительных мерах (иных действиях), принятых Фондом в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или её признаков; не отражены форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи ответственному лицу.
- в нарушение п.п. «а» п.32 Требований, утверждённых Постановлением Правительства РФ №667 в разделе 6 «Программа проверки внутреннего контроля» Правил внутреннего контроля от 29 сентября 2013 года не предусмотрено проведение не реже одного раза в полугодие внутренних проверок выполнения в Фонде Правил внутреннего контроля и требований Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ и иных нормативных правовых актов;
- в нарушение п.2 Требований, утверждённых Постановлением Правительства РФ №667 Правила внутреннего контроля от 29 сентября 2013 года не соответствует действующей редакции Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ, а именно: не содержат обязанность Фонда принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных Федеральным законом от 07 августа 2001 года №115-ФЗ, а также не предусматривают случаи, когда идентификация бенефициарных владельцев не проводится в соответствии с п.п. 2 п.1, п.1.1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ; не содержат обязанность Фонда обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, в установленные п.п.3 п.1 ст.7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ сроки; не содержат обязанность Фонда применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07 августа 2001 года №115-ФЗ, и в сроки, установленные п.п.6 п.1 ст.7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ; не содержат обязанность Фонда не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии п.п.7 п.1 ст.7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 11 июня 2014 года (т.1 л.д. 43-47); предписанием о предоставлении документов от 24 октября 2013 года (т.1 л.д. 167-168); акт о выявлении административного правонарушения от 16 декабря 2013 года (т.1 л.д. 169-171); правила внутреннего контроля утверждённых решением Совета НПФ «Волгоград АСКО-Фонд» 26 сентября 2013 года (т.1 л.д. 173-206), протокол №<.......> Совета Фонда НПФ «Волгоград АСКО-Фонд» от 20 апреля 2012 года о назначении исполнительным директором ФИО1 (т.1 л.д. 208); трудовой договор с ФИО1 от 20 апреля 2012 года (т.1. л.д. 209-210) ), которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения исполнительного директора НПФ «Волгоград АСКО-Фонд» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ.
Действия ФИО1 квалифицированы правильно, наказание назначено в пределах соответствующей санкции.
Доводы жалобы ФИО1 сводятся к переоценке обстоятельств дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, что отражено в решении судьи городского суда, рассмотревшего дело по его жалобе.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности судебного решения жалоба ФИО1 не содержит.
Доводы жалобы не опровергают установленных обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Жалобу ФИО1 - оставить без удовлетворения.
Решение судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 17 ноября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении исполнительного директора НПФ «Волгоград АСКО-Фонд» ФИО1, - оставить без изменения.
Судья Волгоградского
областного суда Циренщиков И.А.