ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-752/2021 от 22.07.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Моляров А.А. Дело №07р-752/2021

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 22 июля 2021 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Абалемовой М.А. на постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А.№ <...> от 12 апреля 2021 года и решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 1 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении бывшего заместителя главы администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области А.М.А.,

у с т а н о в и л:

12 апреля 2021 года постановлением заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А. №06-06-03-29/103-21, оставленным без изменения решением судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 1 июня 2021 года, бывший заместитель главы администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области Абалемова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, Абалемова М.А. оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В случае признания судом вины, просит применить ст.2.9 КоАП РФ или ст.4.1.1 КоАП РФ. Кроме этого, АбалемовойМ.А. заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для обжалования решения судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 1 июня 2021 года.

Анализ представленных в дело документов позволяет сделать вывод о том, что Абалемовой М.А. процессуальный срок на подачу жалобы на постановление должностного лица и решение судьи районного суда не пропущен, поэтому у суда не имеется оснований для отказа заявителю к доступу к осуществлению его прав на разбирательство дела в областном суде.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав Абалемову М.А., на доводах жалобы настаивающую, представителя должностного лица административного органа П.И.А., полагавшего постановление и решение суда оставить без изменения, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трёх тысяч рублей.

Общие требования к содержанию извещения об осуществлении закупки определены в ст. 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 4 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведение открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью аукционной документации.

Частью 11 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что для осуществления федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по Атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктами 13, 15, 16 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июля 2014 года № 606 установлено, что типовой контракт может содержать приложения, которые являются его неотъемлемой частью.

Типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.

Условием, применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:

а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД 2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).

Типовой контракт на оказание Охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг утверждены Приказом Росгвардии от 01 июня 2020 года № 149 (далее - Типовой контракт размещены в ЕИС 09 августа 2020 года). С указанного периода при закупках на оказание охранных услуг должен применяться Типовой контракт.

Показателями для применения Типового контракта согласно информационной карте являются: наименование товара, работы, услуги - оказание охранных услуг; код (коды) предмета контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) - 80.10.12 - услуги охраны.

Пунктами 2.1.1-2.1.5 Типового контракта на исполнителя возложены следующие обязанности: оказать услуги Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию; по окончании календарного месяца в течение 5 (пяти) рабочих дней предоставлять Заказчику по форме, согласованной Сторонами, Акт сдачи-приемки оказанных услуг; предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения настоящей контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (далее – Список). Количество работников в Списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном Техническим заданием, с учетом требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации. В случае внесения изменений в состав работников, осуществляющих охрану объекта, Исполнитель направляв в течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия такого решения Заказчик уточненный Список; по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с частью первой статьи 11,1, частью седьмой статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», подпунктом «ж» пункта 10 и подпунктом «б» пункта 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года № 498. Перечень таких документов устанавливается в Техническом задании; незамедлительно предоставлять Заказчику информацию об обстоятельствах, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, влияющих на их своевременное надлежащее выполнение, в том числе о вынесении в адрес Исполнителя контролирующими и надзорными органами предписаний об устранении выявленных нарушений, возбуждении административного производства, привлечении к административной ответственности, приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии.

В силу ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер.

Типовым контрактом предусмотрена антикоррупционная оговорка.

Так, согласно пунктов 10.1 - 10.5 Типового контракта при исполнении своих обязательств по настоящему контракту Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей прямо, или косвенно любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или иные неправомерные цели.

При исполнении своих обязательств по настоящему контракту Стороны, их аффилированные у лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей настоящего контракта законодательством как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В случае возникновения у Стороны обоснованных подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего раздела, соответствующая Сторона обязуется уведомить другую Сторону в письменной форме. После письменного уведомления соответствующая Сторона обязана направить подтверждение, что нарушения не произошли или не произойдут. Это подтверждение должно быть направлено в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты направления письменного уведомления.

В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на обоснованные факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего раздела контрагентом, его аффилированными лицами, работниками или посредниками, выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действиях, нарушающих требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от запрещенных в разделах, настоящего контракта действий и (или) неполучения другой Стороной в установленный настоящим контрактом срок подтверждения, что нарушения не произошли или не произойдут, другая Сторона имеет право направить обоснованные факты или предоставить материалы в компетентные органы в соответствии с применимым законодательством.

Как следует из материалов дела и верно установлено судьей районного суда, прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в деятельности администрации Светлоярского района Волгоградской области, в ходе которой установлено следующее:

В декабре 2020 года муниципальным заказчиком - администрацией Светлоярского муниципального района осуществлено размещение муниципального заказа путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание охранных услуг (пультовая охрана), услуг по техническому обслуживанию охранных и тревожных сигнализаций (тревожных кнопок) и реагированию на тревожные сообщения, поступающие с охраняемого здания в р.п. Светлый Яр Светлоярского муниципального района Волгоградской области. Начальная (максимальная) цена контракта - 58 516,8 рублей.

Извещение и документация по проведению аукциона в электронной форме размещены 10 декабря 2020 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.rn (далее - ЕИС).

Предметом аукциона в электронной форме является оказание охранных услуг (пультовая охрана), услуг по техническому обслуживанию охранных и тревожных сигнализаций (тревожных кнопок), и реагированию на тревожные сообщения, поступающие с охраняемого здания в р.п. Светлый Яр Светлоярского муниципального района Волгоградской области, код ОКПД1 80.10.12.000.

Из материалов дела следует и установлено судом, что администрацией Светлоярского муниципального района осуществлялись закупки на оказание охранных услуг, при этом указанный типовой контракт не применяется.

Так, 10 декабря 2020 года в ЕИС в сфере закупок размещены извещение №0329300301920000019 о проведении электронного аукциона, а также документация электронного аукциона.

Изучение содержания проекта муниципального контракта показало, что он не соответствует положениям Типового контракта.

Так, в проекте муниципального контракта не нашли отражения обязанности Исполнителя, предусмотренные п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1 Типового контракта.

Кроме того, в проекте муниципального контракта отсутствует антикоррупционная оговорка, предусмотренная разделом 10 Типового контракта.

Также неотъемлемой частью Типового контракта являются следующие приложения: №3 - акт принятия объекта под охрану, №4 - акт о снятии охраны, №5 акт сдачи-приемки оказанных услуг, которые не предусмотрены проектом муниципального контракта.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из материалов дела, конкурсная документация утверждена заместителем главы Светлоярского муниципального района Абалемовой М.А.

Распоряжением главы Светлоярского муниципального района от 02 декабря 2019 года № <...>-рк Абалемова М.А. принята на работу и назначена на должность заместителя главы Светлоярского муниципального района Волгоградской области.

Распоряжением главы Светлоярского муниципального района от 15 января 2021 года № 8-рк Абалемова М.А. уволена с занимаемой должности по собственному желанию.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, вывод заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А. о наличии события правонарушения и виновности бывшего заместителя главы администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области Абалемовой М.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судья районного суда обоснованно пришёл к выводу, что в действиях указанного должностного лица усматривается состав административного правонарушения и при привлечении к административной ответственности Абалемовой М.А. должностным лицом административного органа не было допущено процессуальных нарушений.

Выводы судьи районного суда основаны на совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, которым была дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам автора жалобы, какие-либо основания для признания совершённого им административного правонарушения малозначительным отсутствуют.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству и может иметь место только в исключительных случаях.

Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких - либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Состав вмененного Абалемовой М.А. административного правонарушения является формальным, поэтому для квалификации правонарушения не требуется наступления общественно опасных последствий. Отсутствие реального ущерба охраняемым законом общественным интересам также не свидетельствует о малозначительности совершенного заявителем правонарушения, относящегося к нарушению антикоррупционного законодательства.

Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с нарушением должностным лицом государственного заказчика требований закона, направленного на предотвращение злоупотреблений в сфере размещения государственных заказов, деяние не может быть признано малозначительным.

Доводы жалобы о применении положений ст.4.1.1 КоАП РФ были предметом исследования судьи районного суда при рассмотрении жалобы, и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в решении.

Отклоняя приведенный довод, судья районного суда обоснованно исходил из того, что с учетом формулировки ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется, поскольку согласно п.5 ст.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» его действие не распространяется на органы местного самоуправления, каким в настоящем деле является администрации Светлоярского района Волгоградской области.

Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, назначено Абалемовой М.А. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда жалоба Абалемовой М.А. не содержит.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном нарушении, которые могли бы повлечь отмену принятых по делу постановления и судебного решения, не допущено.

При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А.№ <...> от 12 апреля 2021 года и решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 1 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении бывшего заместителя главы администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области Абалемовой М.А. оставить без изменения, а её жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского

областного суда подпись И.А. Циренщиков