ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-78/2022 от 01.02.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Латкина Е.В. Дело № 07р-78/2022

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 1 февраля 2022 года

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора по охране окружающей среды на территории Волгоградской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям С.Г.В.№ <...> от 12 ноября 2021 года и решение судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 28 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного инженера открытого акционерного общества «Еланский элеватор» ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора по охране окружающей среды на территории Волгоградской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям С.Г.В.№ <...> от 12 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 28 декабря 2021 года, должностное лицо - главный инженер открытого акционерного общества «Еланский элеватор» (далее по тексту – ОАО «Еланский элеватор») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, ФИО1 оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приводя доводы о том, что ни административным органом, ни судом не дано оценке тому, что в ч.1 ст.15 ФЗ №89-ФЗ не установлено обязательных требований о квалификации к лицу, допущенному к деятельности по накоплению отходов. Указывает, что в постановлении должностного лица административного органа установлен лишь факт несоблюдения требований при накоплении отходов производства, фактов о несоблюдении требований в отношении фактов сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов установлено не было. Материалы дела также не содержат доказательств, подтверждающих осуществление обществом данных видов деятельности. Кроме этого, ссылается на возможность применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав ФИО1 и его защитника Е.А.А., просивших удовлетворить жалобу, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

В статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ даны следующие понятия:

- отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

- накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Пунктами 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Как следует из п.п.1,4 ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; и требования при обращении с группами однородных отходов.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.08.2021 года, в ходе проведения проверки деятельности ОАО «Еланский элеватор» в рамках исполнения законодательства при обращении с отходами, заместителем прокурора Еланского района Волгоградской области установлен факт несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при накоплений отходов производства и потребления ОАО «Еланский элеватор», а именно:

- при осуществлении хозяйственной деятельности общества образуются отходы I класса опасности «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» ФККО 471101 01 52 1, которые накапливаются, в соответствии с требованиями законодательства РФ об отходах производства и потребления, в отдельном запертом помещении, на стеллаже, в заводской упаковке. Лицом, ответственным за обращение с отходами I класса является главный энергетик ОАО «Еланский элеватор» Г.И.А. Согласно ч. 1 ст. 39 Закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 1, 2 ст.15 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимым для работы с отходами I-IV классов опасности. В нарушение указанных требований, документы о квалификации лица, ответственного за безопасное обращение с отходами I класса опасности, ОАО «Еланский элеватор» в ходе проверки не представлены, о чем составлен соответствующий акт. Ответственность за соблюдение законодательства об охране окружающей среды в деятельности ОАО «Еланский элеватор», в том числе, за организацию обращения с отходами, возложена на главного инженера ФИО1

Также, на фотографиях, имеющихся в материалах дела, имеется помещение для подзарядки аккумуляторов на территории ОАО «Еланский элеватор», а также помещение бывшего «цеха отходов» - отдельное помещение на площадке с координатами 50.953045,43.790946, в котором накапливаются отходы 1 класса опасности.

Из материалов дела также усматривается, что Приказом № 1201/3-АХД от 12.01.2021 «Об обращении с отходами 1 класса опасности», за подписью генерального директора ОАО «Еланский элеватор» Г.С.П., во исполнение требований Федерального закона № 89-ФЗ, ГОСТ 12.031-83г ССБТ. Работы с ртутью. Требования безопасности, лицом, ответственным по сбору и хранению ртутьсодержащих ламп назначен главный энергетик Г.И.А. Главному инженеру ФИО1 приказано подготовить инструкцию о порядке сбора, накопления и передачи на утилизацию вышедших из использования ртутьсодержащих ламп.

Пунктом 1.5 Должностной инструкции главного инженера установлено, что главный инженер должен знать, в том числе основы экологического законодательства.

В соответствии с п. 2.4 Должностной инструкции, на главного инженера предприятия возлагаются функции по обучению и повышению квалификации рабочих и инженерно-технических работников; организация производственного контроля за соблюдением промышленность и пожарной безопасности, правил и норм экологического обеспечения и т.п.

Согласно Приказу по Еланскому элеватору № 3-Л от 19.01.1987, С.М.АБ. назначен на должность главного инженера.

В ходе проверки установлено, что лица, фактически допущенные к обращению с отходами I-IV классов опасности, не имеют квалификационных сертификатов о профессиональном обучении (дополнительном профессиональном образовании), необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности. Документы по обучению лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов, на момент проведения проверки отсутствовали.

По факту неисполнения природоохранного законодательства и законодательства об отходах I и II классов опасности заместителем прокурора Еланского района Волгоградской области вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главного инженера ОАО «Еланский элеватор» ФИО1

Постановлением государственного инспектора по охране окружающей среды на территории Волгоградской области С.Г.В. за № <...> от ДД.ММ.ГГГГ главный инженер ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: решением о проведении проверки № 52 от 13.07.2021, выпиской из ЕГРЮЛ ОАО «Еланский элеватор», справкой от 30.07.2021 года, приказом № 3-Л от 19.01.1987, должностной инструкцией главного инженера, актом проверки от 04.08.2021, фотоматериалом, приказом № 1510/1- АХД от 15.10.2021 «Об обращении с отходами 1 класса опасности», договором от 01.02.2017, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, должностное лицо – главный инженер ОАО «Еланский элеватор» ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, действия должностного лица – ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами.

Административное наказание ФИО1 назначено с учетом положений ст.ст.4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о признании указанного правонарушения малозначительным уже были предметом оценки судьи районного суда и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в судебном решении. Оснований не согласиться с указанными выводами суда у вышестоящей инстанции не имеется.

Кроме того, учитывая факт совершения должностным лицом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, объектом которого являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с решением судьи, вынесенным с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием для их отмены.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности вынесенных по делу актов жалоба не содержит.

Постановление о привлечении должностного лица - главного инженера ОАО «Еланский элеватор» ФИО1 к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения жалобы ФИО1 и отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление государственного инспектора по охране окружающей среды на территории Волгоградской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям С.Г.В.№ <...> от 12 ноября 2021 года и решение судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 28 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного инженера открытого акционерного общества «Еланский элеватор» ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского

областного суда Коробицын А.Ю.