ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-804/2015 от 30.07.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Язынина С.Г. Дело № 07р-804/2015

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 30 июля 2015 года

Судья Волгоградского областного суда Сарбасов М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Т.И.В. на постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ в отношении заместителя директора <.......> ( далее <.......>Т.И.В.,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области С.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора <.......>Т.И. И.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Поданная Т.И. И.В. в Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда жалоба на постановление оставлена без удовлетворения.

В жалобе в областной суд Т.И. И.В. оспаривает законность и обоснованность постановления административного органа и решения суда, просит их отменить и производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Проверив материалы дела, выслушав Т.И. И.В., поддержавшую жалобу, возражения на жалобу представителя С.В.В. - П.И.А., нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Т.И. И.В., работающая заместителем директора <.......> обвиняется в том, что допустила нарушение требований законодательства Российской федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Признавая ее виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ должностное лицо, а затем судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление исходили из того, что в соответствии со статьей 103 Федерального закона № 44-ФЗ, с 01 января 2014 года реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов), ведет Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик направляет информацию об исполнении контракта, в том числе информацию об оплате контракта, документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Частью 6 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 установлено, что Федеральным казначейством включаются с 1 по 31 января 2014 года включительно в реестр контрактов, заключенных заказчиками, сведения, содержащиеся в реестре государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пунктом 2 Правил установлено, что в реестр контрактов включаются информация и документы, установленные частью 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.

Согласно пунктам 7, 11 Правил, ведение реестра контрактов осуществляется в электронном виде; информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Пунктом 12 Правил установлено, что в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство информацию и документы в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта, со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Как следует из материалов дела, министерством труда и социальной защиты населения Волгоградской области проведена плановая проверка соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд <.......> в ходе, которой установлено:

7 февраля 2014 года заказчиком № <...> заключен контракт № <...> с <.......> на оказание услуг по санитарному содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного <адрес>.

В нарушение ч.2 и ч.3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗкопия указанного контракта, а также документы о приемке, подписанные членами приемочной комиссии: акты № <...> от ДД.ММ.ГГГГ; № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ не включены в реестр контрактов; акты № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ включены в реестр контрактов с нарушением установленных сроков.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного аукциона <.......> заключен контракт № <...> с <.......> на оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет и услуг связи по передаче данных по VPN -каналу.

Согласно реестру контрактов, размещенному на официальном сайте, информации о контракте не указаны реквизиты документа, подтверждающего основание заключение контракта; акты об оказанных услугах связи № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ включены в реестр контрактов с нарушением установленных сроков.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного аукциона <.......> заключен контракт № <...> с <.......> на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту системы охранной сигнализации.

Согласно реестру контрактов, размещенному на официальном сайте, в информации о контракте не указаны реквизиты документа, подтверждающего основание заключение контракта; акты выполненных работ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ не включены в реестр контрактов; акты № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ включены в реестр контрактов с нарушением установленных сроков.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку бензина автомобильного АИ-92 № <...>) заказчиком <.......> заключен контракт № <...> с <.......>

Согласно реестру контрактов, размещенному на официальном сайте, документы о приемке, подписанные членами приемочной комиссии: товарные накладные № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ включены в реестр контрактов с нарушением установленных сроков.

По данному факту должностным лицом комитета финансов Волгоградской области в отношении заместителя директора <.......>Т.И. И.В. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении.

При этом должностное лицо административного органа и судья районного суда исходили из того, что в соответствии с приказом № <...>-к от ДД.ММ.ГГГГ на должность заместителя директора по хозяйственной части <.......> назначена Т.И. И.В.

В соответствии приказом № <...> от ДД.ММ.ГГГГТ.И. И.В. назначена администратором прикладного программного обеспечения «Клиент СЭД. АРМ Генерации ключей», а также ответственной за простановку электронной подписи с полномочиями в сфере размещения заказов Заказчик, с полномочиями пользователя официального общероссийского сайта: администратор организации, уполномоченный специалист, специалист с правом подписи контракта, специалист с правом направления проекта контракта участнику размещения заказа.

При таких обстоятельствах суд сделал вывод о правомерности привлечения заместителя директора по хозяйственной части <.......> к административной ответственности по ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, поскольку Т.И. И.В. является ответственным лицом за своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти сведений, подлежащих включению в реестры контрактов, заключенных <.......>

Вывод о виновности Т.И. И.В. в совершении предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ правонарушения нахожу ошибочным.

Административным правонарушением является не любое нарушение требований закона, за которое КоАП РФ устанавливает ответственность, а виновное нарушение (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно частям 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отрицая факт совершения административного правонарушения Т.И. И.В. указала, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну», информация об исполнении контракта должна быть опубликована в течение трех рабочих дней. Так как подтверждением исполнения контракта является и акт выполнения работ, подписанный сторонами, и платежное поручение, подтверждающее оплату работ, то публикация возможна только после подтверждения факта оплаты, что и неукоснительно выполнялось учреждением по факту полного исполнения контрактов. При попытке публикации на сайте заблаговременной информации, сайт выдавал ошибку о том, что сумма фактической оплаты не соответствует сумме по этапу контракта, так как в актуальных сведениях только один этап - декабрь 2014 года. По мнению Т.И. И.В., фактически, исполнение контракта необходимо было опубликовать только после завершения всех обязательств, то есть в декабре 2014 года.

Т.И. И.В. считает, что требования о направлении в реестр контрактов информации о планируемых этапах исполнения и оплаты контракта, внесение изменений в информацию о заключенном контракте после каждого подписания акта приемки оказанных услуг, в соответствии с письмом Федерального Казначейства РФ от 30 мая 2014 г. № 42-5.7-09/5 «О рассмотрении обращения о разъяснении вопросов, связанных с отдельным этапом исполнения контракта» «Федеральным законом 44-ФЗ не установлено.

Информация (сведения) об исполнении контракта для включения в соответствующий реестр контрактов направляется заказчиками после исполнения контракта (всех его этапов)».

Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 25 сентября 2014 года № 23232-ЕЕ/Д28и «О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также обращает внимание, что «в случае, если по результатам исполнения этапа контракта предусматривается приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, соответствующий документ подлежит размещению заказчиком в реестре контрактов в установленный правилами срок».

Учитывая, что в указанных контрактах, размещенных на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru. предусмотрен один этап - декабрь 2014 года, информация об исполнении контрактов была опубликована в течение трех рабочих дней со дня их полного исполнения.

Соблюдая принцип открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок (ч.3 ст.7 Федерального закона № 44-ФЗ) <.......> по всем вышеуказанным контрактам, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» ежемесячно размещались отчеты об исполнении муниципальных контрактов и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в разделе «Отчеты заказчика» на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.

Данные объяснения Т.И. И.В. судом не были приняты к сведению, как основанные на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Между тем, вышеуказанные доводы Т.И. И.В. о невиновности заслуживают внимания.

Согласно письму Казначейства России от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5 "О рассмотрении обращения о разъяснении вопросов, связанных с отдельным этапом исполнения контракта" по вопросам, связанным с предоставлением сведений в реестр контрактов дано следующее разъяснение:

Перечень документов и информация, которые включаются в реестр контрактов, определены в части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ.

На основании части 6 и 7 статьи 103 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (далее - Правила).

В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов требования о направлении в реестр контрактов информации о планируемых этапах исполнения и оплаты контракта, внесение изменений в информацию о заключенном контракте после каждого подписания акта приемки оказанных услуг, а также информации после исполнения (оплаты) очередного этапа контракта не установлено.

Информация (сведения) об исполнении контракта для включения в соответствующий реестр контрактов направляется заказчиками после исполнения контракта (всех его этапов).

В силу статьи 269.1.Бюджетного кодекса РФ полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.

Поэтому вышеуказанное письмо направлено Федеральным казначейством в пределах его компетенции.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что вина заместителя <.......>Т.И. И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, отсутствует, поскольку информация (сведения) об исполнении контракта для включения в соответствующий реестр контрактов направлялась Заказчиком после исполнения контракта (всех его этапов).

Поэтому постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ в отношении заместителя директора <.......>» Т.И.В. как незаконные подлежат отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

жалобу Т.И.В. удовлетворить.

Постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ в отношении заместителя директора по хозяйственной части <.......>Т.И.В. отменить.

Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Волгоградского

областного суда: Сарбасов М.Н.