ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-87/2017 от 19.01.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Репин А.Я., Усков Г.В. Дело №07р-84/2017, №07р-87/2017

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 19 января 2017 года

Судья Волгоградского областного суда Циреншиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы главы Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Д.В.В. на постановления государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области К.Т.И.№ <...>№ <...> от 06 сентября 2016 года и решения судей Дубовского районного суда Волгоградской области от 22 ноября 2016 года № <...>, от 28 ноября 2016 года № <...> по делам об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 и ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области,

у с т а н о в и л:

06 сентября 2016 года постановлениями государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области К.Т.И.№ <...> Администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <.......>

Не согласившись с указанными постановлениями, глава Администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Д.В.В. обратился с жалобами в Дубовский районный суд Волгоградской области, в которых просил их, как незаконные, отменить.

Решением судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 22 ноября 2016 года № <...> жалоба на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области К.Т.И.№ <...> от 06 сентября 2016 года оставлена без удовлетворения.

Решением судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 28 ноября 2016 года № <...> жалоба на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области К.Т.И.№ <...> от 06 сентября 2016 года оставлена без удовлетворения.

В настоящее время в жалобах, поданных в Волгоградский областной суд, глава Администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области Д.В.В. оспаривает законность и обоснованность постановлений государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области К.Т.И.№ <...> от 06 сентября 2016 года и решений судей Дубовского районного суда Волгоградской области от 22 ноября 2016 года № <...>, от 28 ноября 2016 года № <...>, просит их отменить.

Изучив доводы жалоб, проверив материалы дел, выслушав Д.В.В., представителя Администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области Ф.Ю.А., на жалобах настаивающих, представителя Государственной инспекции труда (по охране труда) С.К.А., полагавшего решения суда оставить без изменения, прихожу к следующим выводам.

Часть 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В силу ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Статьей 212 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

В соответствии с п. 13 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 июня 2009 года № 290н, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.

В порядке п. 24 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 года № 1122н, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.

На основании п. 2.1.3 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29, проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Согласно п. 3.4 «Порядка обучения по охране труда работников организации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29, для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труд в установленном порядке.

На основании абз.10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, регламентированной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (в редакции действующей на момент совершения правонарушения) «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 27 названного Федерального закона в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> уполномоченными должностными лицами Государственной инспекции труда в Волгоградской области была проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности Администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района, в ходе которой выявлены следующие нарушения действующего трудового законодательства:

- водитель автомобиля П.С.А. не обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами; в организации отсутствуют личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, работникам П.С.А., К.А.В. не выдаются смывающие и обезвреживающие средства, отсутствуют личные карточки учета смывающих и (или) обезвреживающих средств; водителю автотранспортного средства П.С.А., уборщику служебных помещений К.А.В. инструктаж по охране труда не проводился, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте отсутствует; распоряжением № <...>ДД.ММ.ГГГГ по организации назначены члены комиссии по проверке знаний требований охраны труда П.Г.А. и П.Н.И., которые не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке, что является нарушением требований п. 4, п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, введенных в действие приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 № 290н, абз. 7, абз. 8 ч. 2 ст. 212, ст. 221 Трудового кодекса РФ, п. 24 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 года № 1122н, п. 2.1.3, п. 3.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

- в нарушение абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда», в организации не обеспечено проведение специальной оценки условий труда на рабочем месте водителя, уборщика служебных помещений и др. в соответствии со штатным расписанием.

Указанные обстоятельства по делу подтверждаются: распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Волгоградской области о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> предписанием № <...> протоколами об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> которым была дана надлежащая оценка при рассмотрении дела судьями Дубовского районного суда Волгоградской области.

При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения Администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Доводы жалоб о том, что глава Администрации сельского поселения неоднократно обращался в Совет депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского района Волгоградской области с предложением о выделении из бюджета денежных средств для исполнения законодательства по охране труда, несостоятельны, так как сводятся к переоценке обстоятельств дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, что полно отражено в решениях судей.

Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ".

При вынесении указанных постановлений должностным лицом, административного органа положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были.

Как усматривается из материалов дел об административных правонарушениях, нарушения требований законодательства были допущены администрацией Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в отношении единого родового объекта посягательства, в результате совершения единого продолжаемого, совершённого в форме бездействия правонарушения.

Рассмотрение возбуждённых в отношении администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подведомственно одному органу – Государственной инспекции труда в Волгоградской области.

Следовательно, администрация Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, совершив бездействием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст.5.27.1 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу, подлежала привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобы главы администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Д.В.В. удовлетворить частично.

Постановления государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области К.Т.И.№ <...> от 06 сентября 2016 года и решения судей Дубовского районного суда Волгоградской области от 22 ноября 2016 года № <...>, от 28 ноября 2016 года № <...> изменить и назначить Администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области по делам об административном правонарушении, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере <.......>

В остальной части состоявшиеся судебные акты оставить без изменения.

Судья Волгоградского

областного суда: Циренщиков И.А.