ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-953/19 от 11.07.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

судья Рудых Г.М. Дело № 07р-953/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 11 июля 2019 года

Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Конотопова В.А. на постановление заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Т.О.С. №СН-313-ХВС-ДЛ от 10 января 2019 года и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 30 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Т.О.С. № СН-313-ХВС-ДЛ от 30 мая 2019 года директор ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник директора ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1 – Конотопов В.А. обратился в Центральный районный суд г. Волгограда с жалобой, в которой просил постановление административного органа от 30 мая 2019 года отменить, производство по делу прекратить.

Решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 10 января 2019 года постановление должностного лица административного органа от 30 мая 2019 года оставлено без изменения, жалоба защитника ФИО1 – Конотопова В.А. – без удовлетворения.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, защитник директора ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1 – Конотопов В.А. просит постановление должностного лица административного органа и судебное решение отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование доводов жалобы указал, что услуга по холодному водоснабжению не предоставлялась в многоквартирных жилых домах, численность жителей которых не превышает 5 тыс. человек, следовательно, объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы обслуживающие данные многоквартирные дома следует относить к третьей категории. Таким образом, по мнению автора жалобы, перерыв в подаче холодной воды в данном случае допустим в течение 24 часов, а учитывая, что срок устранения аварии составил всего 12 часов 40 минут, то в действиях ФИО1 отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО1 – Конотопова В.А., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Субъектами данного правонарушения признаются как должностные лица и юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, так и органы, обязанные обеспечить контроль за его надлежащим состоянием.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, информации об услугах, предоставляемых исполнителем, а также установленный режим обеспечения населения коммунальными услугами, обеспечивающего непрерывность потребления, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ, в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителя.

Как усматривается из представленных материалов, ООО «Концессии водоснабжения» осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования городского округа город-герой Волгоград на основании постановления от 25 июня 2015 № 877 администрации Волгограда «Об определении гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Волгограда и установлении зоны ее деятельности» и концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры от 8 июня 2015 года (централизованные системы водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования городского округа город-герой Волгоград.

По результатам проведенных инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области мероприятий по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, а также в соответствии с представленным письмом от 1 октября 2018 года №ДЖКХ/01-12180 Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда информации «О превышении ресурсоснабжающими организациями Волгограда нормативных сроков устранения аварийных ситуаций на инженерных сетях тепло-; водо- и электроснабжения за сентябрь 2018 года», установлены нарушения обязательных требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

В период с 12 часов 00 минут 14 сентября 2018 года до 00 часов 40 минут 15 сентября 2018 года жителям домов №№ 2-24 по ул. Вучетича, №№ 13-25 по ул.Ломакина, №№ 15, 17-31 по ул. Бахтурова, №№4-16, 8 по ул. Российской, №№ 2-20, 18 по ул. Удмуртской, №№ 4-26 по пр. Канатчиков в Краснооктябрьском районе г.Волгограда, не предоставлялась услуга по холодному водоснабжению.

Таким образом, коммунальная услуга по холодному водоснабжению не предоставлялась потребителям в течение 12 часов 40 минут единовременно, что превысило установленную нормативную продолжительность отключения холодного водоснабжения. Указанные факты свидетельствуют о нарушении требований подпункта "в" пункта 3, подпункта "а" пункта 31, пункта 1 Приложения № 1 Правил № 354.

По данному нарушению в отношении директора ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1 должностным лицом - младшим консультантом инспекционного отдела инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области К.Л.С. 26 ноября 2018 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.23 КоАП РФ.

Статьей 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Подпунктом «в» п. 3 Правил № 354 предусмотрено, что условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю, осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.

В Приложении № 1 к Правилам № 354 сформулированы требования, в том числе к бесперебойному круглосуточному холодному водоснабжению в течение года. При этом, согласно пункту 1 Приложения № 1 к Правилам № 354 допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды должна составлять 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений.

Согласно п. 11.4 СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденному Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/14 расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории следует принимать согласно таблице 25. Для систем водоснабжения II и III категорий указанное в таблице время следует увеличивать соответственно в 1,25 и в 1,5 раза. При этом допускается увеличивать время ликвидации аварии при условии, что длительность перерывов подачи воды и снижения ее подачи не будет превосходить пределов, указанных в пункте 7.4, согласно которому централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды подразделяются на три категории.

Первая категория. Допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут.

Вторая категория. Величина допускаемого снижения подачи воды та же что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 10 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 часов.

Третья категория. Величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 15 суток. Перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 24 часа.

Объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы населенных пунктов при численности жителей в них более 50 тысяч человек, следует относить к первой категории; от 5 до 50 тысяч человек - ко второй категории; менее 5 тысяч человек - к третьей категории.

Учитывая, что ООО «Концессия водоснабжения» производит подачу питьевой воды и оказывает услуги по водоснабжению населению Волгограда в количестве 939546 человек, объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы на территории Волгограда следует относить к первой категории.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, в силу указанных требований максимальная продолжительность перерыва в подаче воды допускается на время ликвидации аварии не более чем на 10 минут.

В соответствии с ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно- технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Согласно пункту 2 Правил №354, исполнителем коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

Как предусмотрено п.31 Правил № 354, исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б)заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых доставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 Правил № 354.

Согласно подпункту «а» п. 149 Правил № 354, исполнитель несет установленную законодательством РФ административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.

Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу Правил № 124 управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил № 124.

В силу пункта 18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе Раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно- технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения. Исполнитель несет ответственность в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом Правил № 354, которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса.

Согласно п. 20 Правил № 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами №354, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу п. 24 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются меры ответственности ресурсоснабжающей организации за нарушение показателей качества и объема поставляемого по договору коммунального ресурса, явившееся причиной предоставления исполнителем коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, которые применяются в отношениях между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в качестве дополнительных мер ответственности (помимо меры, предусмотренной подпунктом1 «д» пункта 22 настоящих Правил) и которые устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

Исходя из вышеуказанных правовых норм, для ресурсоснабжающей организации, гарантирующего поставщика, у которых возникли правоотношения с потребителями, проживающими в жилых домах, установлена ответственность за режим и качество подачи холодной воды на границе централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам, в случае если договором не предусмотрено иное.

Анализ приведенного законодательства и установленных по делу обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что, поскольку диспозиция ст. 7.23 КоАП РФ указания на конкретного субъекта административного правонарушения не содержит, субъектом этого правонарушения могут быть признаны любые лица, обязанные обеспечивать население коммунальными услугами, в том числе организации, отвечающие за поставку коммунального ресурса (ресурсоснабжающие организации), их должностные лица.

Согласно п. 1 Постановления № 877 администрации Волгограда «Об определении гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Волгограда и установлении зоны ее деятельности» ООО «Концессии водоснабжения» определена в качестве гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения Волгограда и установлена зона ее деятельности - в границах городского округа город-герой Волгоград с 1 июля 2015 года.

В силу положений концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры от 8 июня 2015 года (централизованные системы водоснабжения и водоотведения) на территории муниципального образования городского округа город-герой Волгоград ООО «Концессии водоснабжения» обязано осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение, включая водоподготовку, очистку сточных вод, с использованием объекта Соглашения и иного имущества. Объектом Соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно централизованные системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округа год-герой Волгоград.

Согласно пункту 5.34 Соглашения ООО «Концессии водоснабжения» обязано поддерживать Объект Соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить, производить, за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание Объекта Соглашения и иного имущества в течение всего срока действия Соглашения в объеме, сроки и порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 11.1 Соглашения за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ и самим соглашением.

Пунктом 14.3 Соглашения предусмотрены существенные нарушения ООО «Концессии водоснабжения» условий Соглашения, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных Соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям услуг по водоснабжению и услуг по водоотведению.

В силу положений устава одними из основных видов деятельности ООО «Концессии водоснабжения» являются распределение воды, удовлетворение потребностей населения, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории г. Волгограда Волгоградской области в питьевой воде.

Таким образом, на основании изложенного, ООО «Концессии водоснабжения» является лицом, ответственным перед потребителями, проживающими в жилых домах в г. Волгограде, за бесперебойное холодное водоснабжение и водоотведение.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ФИО1 является директором ООО «Концессии водоснабжения».

Таким образом, ФИО1 является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства выявленного административного правонарушения и виновность ФИО1 в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, данные доказательства получили оценку при рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу актов.

Несогласие с оценкой, данной представленным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением административного органа и решением судьи, постановленных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием для их отмены.

Каких-либо иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности вынесенных по делу актов, жалоба не содержит.

Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, наличием обстоятельств отягчающих административную ответственность, в связи с чем, назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5, 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Каких-либо нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления должностного лица и решения судьи незаконными и необоснованными, не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления должностного лица административного органа и судебного решения, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Т.О.С. № СН-313-ХВС-ДЛ от 10 января 2019 года и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 30 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Концессии водоснабжения» ФИО1 оставить без изменения, жалобу его защитника Конотопова В.А. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын