Судья Захаров Р.П. дело № 07р-984/2018
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 5 сентября 2018 года
Судья Волгоградского областного суда Язынина С.Г., рассмотрев единолично протест прокурора Новоаннинского района Волгоградской области на постановление председателя комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 24 апреля 2018 года, решение судьи Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 26 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Водстройсервис» ФИО1,
установил:
постановлением председателя комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 24 апреля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 26 июля 2018 года производство по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «Водстройсервис» ФИО1 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием события административного правонарушения.
В протесте, поданном в Волгоградский областной суд, прокурор выражает несогласие с названными актами, просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в административный орган, приводя доводы о том, что ООО «Водстройсервис» нарушен порядок ценообразования, поскольку размер платы за коммунальную услугу по отоплению определялся не по формуле 3 (1), предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, при расчете платы за отопление в объем тепловой энергии включались технологические затраты (потери).
В судебное заседание, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения названного протеста ФИО1 и прокурор не явились, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть протест в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного органа ФИО, просившей в удовлетворении протеста отказать, проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Новоаннинского района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований законодательства о соблюдении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере в деятельности генерального директора ООО «Водстройсервис» ФИО1
В ходе проверки установлено, что ООО «Водстройсервис» начислялся размер платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах № 90, 94 по ул. Советской в г. Новоаннинский исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, в который включались технологические затраты.
При расчете среднемесячного объема тепловой энергии потребляемой в многоквартирном доме № 64 по ул. Ленина г. Новоаннинский уменьшена общая площадь дома на 721,9 кв.м., что повлекло увеличение среднемесячного объема потребления тепловой энергии и следовательно необоснованное завышение платы за отопление.
22 февраля 2018 года прокурором Новоаннинского района Волгоградской области вынесено постановление о возбуждении в отношении генерального директора ООО «Водстройсервис» ФИО1 дела об администартивном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, председатель комитета тарифного регулирования Волгоградской области указал, что в действиях должностного лица отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения и доказательства о применении ООО «Водстройсервис» при осуществлении расчета платы за отопление завышенных тарифов на тепловую энергию.
Постановление должностного лица оставлено судьей Новоаннинского районного суда Волгоградской области без изменения.
Данные выводы должностного лица и судьи районного суда основаны на материалах дела и сомнений не вызывают.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 февраля 2018 года расчет платы за отопление производился ООО «Водстройсервис» в нарушение порядка ценообразования на данную коммунальную услугу, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила).
Данные Правила в числе прочего устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с абзацем 3 пункта 42(1) данных Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года как произведение общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год определяется как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению
В силу пункта 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Генеральному директору ООО «Водстройсервис» вменено нарушение установленного порядка ценообразования при производстве расчета платы за отопление.
Данное нарушение выразилось в том, что, вопреки положениям вышеуказанных Правил, с августа 2017 года расчет платы за отопление производился исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, рассчитанного из объема тепловой энергии с февраля 2015 года по январь 2016 года, при этом данный объем тепловой энергии определялся с учетом технологических затрат (потерь) и недостоверных показателей общей площади дома.
Вместе с тем, вопреки доводам протеста, нарушение, вмененное генеральному директору ООО «Водстройсервис» ФИО1, нарушением установленного порядка ценообразования не является.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в начислении и взимании за оказанные потребителю услуги платы, установленной с нарушением порядка ценообразования.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2, частью 1 статьи 5, подпунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1075, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 Федерального закона (часть 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
В силу части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 названного закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу пункта 1.1 Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного Постановлением Правительства Волгоградской обл. от 06 февраля 2014 года № 32-п, указанный орган исполнительной власти Волгоградской области является органом, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
Комитет тарифного регулирования Волгоградской области устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных [минимального и (или) максимального] уровней указанных тарифов (пункт 2.2.1 вышеназванного Положения).
Постановление КТР Волгоградской области от 10 декабря 2014 года № 50/7 установлены ООО «Водстройсервис» Новоаннинского муниципального района Волгоградской области тарифы, действующие с календарной разбивкой с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Приказом КТР Волгоградской области от 19 ноября 2015 года № 48/23 установлены ООО «Водстройсервис» Новоаннинского муниципального района Волгоградской области долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования, для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, на 2016 - 2018 годы согласно приложению 1 и тарифы согласно приложениям 2 и 3, действующие с календарной разбивкой с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
Как следует из материалов дела, начисление потребителям платы за отопление ООО «Водстройсервис» осуществлялось в соответствии с тарифами, установленными данными постановлением и приказом. Доказательств обратного в ходе производства по настоящему делу не добыто.
Нарушений установленного порядка формирования цены, в том числе некорректного применения установленных цен, применения неустановленных цен (тарифов), выявлено не было.
Описанное выше нарушение, вмененное генеральному директору ООО «Водстройсервис» ФИО1, нарушением установленного порядка ценообразования не является и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оснований для отмены постановления должностного лица и судебного решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда
решил:
постановление председателя комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 24 апреля 2018 года, решение судьи Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 26 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Водстройсервис» ФИО1 оставить без изменения, а протест прокурора Новоаннинского района Волгоградской области – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 5 сентября 2018 года и может быть обжаловано и опротестовано в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Волгоградского
областного суда С.Г. Язынина