Судья Петрова К.А. Дело № 07р-991/2021
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 8 сентября 2021 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Волга-Д» Мещерякова С.Г. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Т.С.А.№ <...>-Э от 19 мая 2021 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 20 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Волга-Д»,
у с т а н о в и л:
19 мая 2021 года постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Т.С.А.№ <...>-Э, оставленным без изменения решением судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 20 июля 2021 года юридическое лицо - ООО «Волга-Д» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, защитник ООО «Волга-Д» Мещеряков С.Г. оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их изменить, снизив размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 50000 рублей, считая, что назначенное наказание не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Полагает, что в качестве исключительных обстоятельств для применения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ является то, что общество выполняет социально значимую функцию для города Волгограда и Волгоградской области, а также обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Волга-Д» Зотова Д.М., на жалобе настаивающего, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
В порядке пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается, в частности, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение отходов I-IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу части 2 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) Правил.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов установлены Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее - Правила).
Согласно п. 23 Правил в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
В соответствии с п. 24 Правил по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17 февраля 2021 года в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Межрегиональное управление) поступило письмо комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - комитет) от 09 февраля 2021 года № <...> о направлении материалов рейдового обследования, проведенного должностными лицами комитета 28 января 2021 года, и результаты которого отражены в акте планового (рейдового) осмотра, обследований особо охраняемых природных территорий, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов от 29 января 2021 года № 18/27-01-21.
28 января 2021 года должностными лицами комитета в ходе осуществления планового (рейдового) осмотра территории Краснооктябрьского района г.Волгограда, установлены следующие нарушения требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления:
28 января 2021 года в 11 часов 21 минуту со специализированного транспортного средства (государственный регистрационный номер № <...>), осуществлён сброс твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) из контейнера, установленного на шасси автомобиля на территорию земельного участка, расположенного по адресу: <...> (территория МБУ «ЖКХ Краснооктябрьского района»). Объем сброшенных ТКО из автомобиля составил 8 куб. м. (объем контейнера для сбора ТКО). Территория земельного участка по адресу: <...>, захламлена ТКО, при этом не является площадкой временного накопления, а также объектом размещения отходов, согласно сведений регионального кадастра отходов и территориальной схемы обращения с отходами на территории Волгоградской области.
Собственником вышеуказанного специализированного транспортного средства (регистрационный номер № <...>) является ООО «Волга-Д», оказывающее услуги по транспортированию ТКО на территории Волгоградской области на основании договоров с региональным оператором ООО «Ситиматик-Волгоград», имеет лицензию на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления от 09 сентября 2016 года № 1465-СТ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок по адресу <...>, кадастровый № <...>, относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения административно-управленческих и общественных объектов.
Из материалов дела усматривается, что по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, между комитетом ЖКХ и ТЭК Волгоградской области, как уполномоченным органом, и ООО «Ситиматик-Волгоград» 06 августа 2018 года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО (далее - Соглашение). С 2020 года уполномоченным органом по исполнению соглашения назначен комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
С 01 сентября 2019 года региональный оператор - ООО «Ситиматик-Волгоград» приступил к осуществлению обязанностей в сфере обращения с ТКО на территории Волгоградской области. На основании Соглашения, региональный оператор должен обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.
Приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 30 мая 2020 года № 927-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области (далее - Территориальная схема).
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденная в установленном порядке исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции, модернизации строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживая отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создают места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Социальной значимостью территориальной схемы обращения с твердым коммунальными отходами предопределены требования законодателя установленные в соответствующих нормативных актах, к составу и содержанию этого документа, а также утверждения и корректировки территориальных схем.
Согласно Договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 06 июля 2020 года № 06-07/20, заключенного между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО «Ситиматик-Волгоград» и ООО «Волга-Д», последнее осуществляет транспортирование твердых коммунальных отходов.
Согласно Территориальной схеме территория по адресу: <...> не является объектом накопления, обработки или размещения твердых коммунальных отходов, в Территориальную схему не внесена.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: актом планового (рейдового) осмотра, от 28 января 2021 года с фототаблицей (л.д. 35-37); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №16/06-2021-Э от 2 марта 2021 года (л.д. 39-40); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов №16/06-2021-Э от 17 марта 2021 года (л.д. 56-58); протоколом об административном правонарушении №16/06-2021-Э от 29 апреля 2021 года (л.д. 92-96); письменным пояснением представителя ООО «Волга-Д» Мещерякова С.Г. от 29 апреля 2021 года (л.д. 97), которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ООО «Волга-Д» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия юридического лица – ООО «Волга-Д» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами.
Доводы жалобы защитника ООО «Волга-Д» Мещерякова С.Г. о снижении размера назначенного наказания в виде административного штрафа являются несостоятельными.
В соответствии с частями 3 - 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении обществу наказания в виде штрафа административный орган, основываясь на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность, пришел к правильному выводу о возможности применения такой меры наказания в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Административное наказание ООО «Волга-Д» назначено с учетом названных выше положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также характера и обстоятельств совершенного противоправного деяния, данных о юридическом лице, в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая факт совершения ООО «Волга-Д» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, объектом которого являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для снижения размера административного штрафа.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с решением судьи, вынесенным с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием для их отмены.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности вынесенных по делу актов жалоба не содержит.
Постановление о привлечении ООО «Волга-Д» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения жалобы защитника ООО «Волга-Д» Мещерякова С.Г. и отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Т.С.А.№ <...>-Э от 19 мая 2021 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 20 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Волга-Д» оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Волга-Д» Мещерякова С.Г. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского подпись
областного суда Циренщиков И.А.
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда Циренщиков И.А.