ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 070 от 14.01.2020 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело 07RS0-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2020 года <адрес>

Нальчикский городской суд КБР

в составе: председательствующего – Тлеужевой Л.М., при секретаре – ФИО2, с участием прокурора – ФИО3, а также с участием: истца ФИО1, его представителя ФИО5, действующего по доверенности от 19.08.2019г., представителя ГУ-МЧС России по КБР ФИО6, действующего по доверенности от 14.01.2020г., представителя МЧС России ФИО4, действующего по доверенности от 09.01.2020г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Главному управлению МЧС России по Кабардино-Баокарской Республике и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконным приказа об отнесении жилого помещения к служебному фонду, признании права собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации, взыскании судебных расходов, встречному иску Главного управления МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике к ФИО1 о выселении из квартиры без предоставления другого жилого помещения

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнений к нему, просит признать незаконным приказ Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 12.01.2016г. в части отнесения <адрес> в <адрес> к служебному фонду; признать за ним право собственности на указанную квартиру в порядке бесплатной приватизации и взыскать с ответчиков солидарно в его пользу <данные изъяты> руб. расходов на оплату услуг представителя.

В обоснование иска указал, что он является нанимателем жилого помещения – однокомнатной <адрес> в <адрес>, предоставленной ему ГУ МЧС России по КБР по договору найма жилого помещения от 12.11.2015г. ДД.ММ.ГГГГ им в адрес ответчика направлено заявление о передаче ему в собственность указанной квартиры в порядке приватизации, однако решение по его заявлению не было принято. Ссылаясь на ФЗ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», полагает, что его право на приватизацию занимаемого жилого помещения нарушено.

Также указывает, что решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за ним признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, и он принят на учет для получения указанной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ответчик признал его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ им получено уведомление об истечении срока службы в связи с предельным возрастом пребывания на службе. Однако, ответчик угрожает ему выселением из квартиры. Квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, поскольку запрет на приватизацию служебных жилых помещений является действительным только в том случае, если жилое помещение зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество как служебное жилое помещение. Однако, занимаемая им квартира находится в оперативном управлении МЧС России с 09.11.2015г. и не зарегистрирована в качестве служебной. По этим же основаниям, полагает незаконным приказ в части отнесения спорной квартиры к категории служебного жилья.

ГУ МЧС России по КБР обратилось в суд со встречными исковыми требованиями, в котором, с учетом уточнений, просит выселить ФИО1 из <адрес> корпус по <адрес> в <адрес>.

В обоснование иска указано, что в соответствии с договором найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является нанимателем указанной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ данный договор прекратил свое действие в связи с окончанием срока службы нанимателя. До настоящего времени ответчик помещение истцу не возвращает, освободить жилое помещение отказывается, мотивируя отсутствием другого места проживания.

Также указывает, что спорная квартира относится к категории служебных в соответствии с приказом от 12.01.2016г. «Об отнесении жилых помещений к служебному фонду Северо-Кавказского регионального центра МЧС России». Согласно Правилам предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013г. , специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы. Поскольку на ФИО1 распространяются данные Правила, то ссылка и применение к спорным правоотношениям положений Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» является ошибочным.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО5 заявленные по первоначальному иску требования поддержали и просили их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Встречные исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном возражении. При этом указывали на то, что приказ об отнесении спорной квартиры к служебному фонду Северо-Кавказского регионального центра МЧС России является незаконным, поскольку он не реализован, т.к. не прошел государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, ссылались на то, что ответчиком представлена незаверенная копия приказа.

Представитель ГУ МЧС России по КБР ФИО6 исковые требования ФИО1 не признал, просил отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении. Встречные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. При этом пояснил, что в настоящее время ответчик не является сотрудником МЧС России и в трудовых отношениях с Главным управлением не состоит. В связи с тем, что на основании п. 18 договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ договор прекращен в связи с окончанием срока службы, в адрес ответчика было направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения, однако, до настоящего времени ответчик служебную квартиру не освободил.

Представитель МЧС России ФИО4 исковые требования ФИО1 не признал, просил отказать в их удовлетворении. При этом пояснил, что все находящиеся в оперативном управлении МЧС России жилые помещения относятся к специализированному жилому фонду. Как федеральный орган исполнительной власти они вправе и принимают сотрудников на учет только на получение служебного жилья. ФИО1, как сотрудник ГУ МЧС России по КБР, был принят на учет на предоставление служебного жилья ДД.ММ.ГГГГ. На учет, как сотрудник, нуждающийся в улучшении жилищных условий, ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГг. не принимался, на таком учете не состоял и не состоит. Договор социального найма на квартиру с ним не заключался.

Выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, полагавшего исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, а встречные исковые требования о выселении обоснованными, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в частности, служебные жилые помещения.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В ходе рассмотрения дела установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (ранее <адрес>) корпус <адрес> принадлежит Главному управлению МЧС России по КБР на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

С 1994 года ФИО1 проходил службу в Государственной противопожарной службе МВД РФ, которая в 2002 году преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.

На основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по КБР от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят на учет очередников на получение служебного жилья с ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 занимает служебное жилое помещение, расположенное по указанному адресу, которое было предоставлено ему на основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по КБР от 11.11.2015г. и заключенного ДД.ММ.ГГГГ договора найма служебного жилого помещения в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службе в федеральном государственном казенном учреждении "1 отряд федеральной противопожарной службы по КБР».

В соответствии с п. 2 договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы.

Действие договора прекращается в связи с окончанием срока службы (подп. 4 п. 18 вышеуказанного договора найма).

Приказом начальника ФГКУ «1 отряд ФПС по КБР» -НС от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона N 141-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе).

Из материалов дела следует, что в адрес ответчика было направлено уведомление об освобождении спорного помещения в тридцатидневный срок, однако до настоящего времени жилое помещение не освобождено.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом того обстоятельства, что ФИО1 не относится к категории лиц, выселяемых с предоставлением другого жилого помещения, перечень которых определен в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований о его выселении, поскольку истечение срока действия служебного контракта или его расторжение является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

При этом судом принято во внимание, что отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона).

Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее Правила).

Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.

Истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения (пункт 15 Правил).

Таким образом, на ФИО1, относящегося к сотрудникам противопожарной службы, распространяются указанные Правила, согласно которым истечение срока действия служебного контракта или его расторжение является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в связи с увольнением ФИО1 со службы договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ был прекращен, суд приходит к выводу о его выселении из данного помещения.

Доводы ФИО1, со ссылкой на п.15 Правил и на п.13 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях», о том, что до предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение о строительство жилого помещения, он не подлежит выселению, что являются неправомерными.

Судом установлено, что решением комиссии ГУ МЧС России по КБР от ДД.ММ.ГГГГ за ним признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, и он принят на учет для получения указанной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.15 Правил истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В случае получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня ее получения.

В соответствии с п.13 Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденных Приказом МЧС России от 12.01.2012г., истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Сотрудник ФПС и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить жилое помещение специализированного жилищного фонда в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, за исключением случая получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Таким образом, указанными Правилами и Порядком регламентируются сроки, в течение которых сотрудник и члены его семьи обязаны освободить жилое помещение после истечения срока контракта, но не исключают возможность выселения до получения единовременной социальной выплаты.

С учетом изложенного, суд считает, что принятие ФИО1 на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая до настоящего времени ему не выплачена, не может служить основанием для сохранения за ответчиком права пользования спорным служебным жилым помещением.

Требования ФИО1 о признании права собственности на спорную квартиру в порядке бесплатной приватизации и признании незаконным приказа об отнесении спорной квартиры к служебному фонду, суд считает не обоснованными.

В соответствии с ч.1 и ч.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Таким образом, данным законом установлено, что правом на приватизацию жилого помещения обладают лица, имеющие право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Из содержания ч. 2 ст. 30 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством и данным Кодексом.

Согласно ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Исходя из положений ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В силу ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Жилищный фонд подлежит государственному учету. Государственный учет жилищного фонда наряд с иными формами его учета предусматривает проведение технического учета жилищного фонда, его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технически паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилы помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Согласно п. п. 3, 4, 5 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1301 государственный учет жилищного фонда включает в себя технический учет, официальный статистически учет и бухгалтерский учет. Технический учет жилищного фонда производится БТИ. Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистику.

Как установлено судом и следует из находящегося в материалах дела приказа от 12.01.2016г. спорная квартира отнесена к служебному фонду Северо-Кавказского регионального центра МЧС России.

В то же время, согласно договору найма спорного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира предоставлена как жилое помещение специализированного жилищного фонда для временного пользования, как служебное жилое помещение.

Из материалов дела не следует и истцом не представлено, что спорное помещение относилось к государственному или муниципальному жилищному фонду. Нет сведений и о том, что ответчикам делегировано право на передачу спорного жилья гражданам для проживания по договору социального найма.

Согласно п. п. 15, п. 9 раздела 4 Положения "О Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утвержденное Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 868 МЧС России в пределах своей компетенции имеет специализированных жилищный фонд: служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.

Жилья, предоставляемого по договорам социального найма, для предоставления как компетенции ведомства, не указано.

Истец, исходя из материалов и обстоятельств дела, не приобрел право постоянного пользования занимаемого помещения по договору социального найма.

Согласно сведениям Управления Росреестра по КБР объект недвижимого имущества спорная квартира закреплена на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по КБР.

Каких либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и перехода в связи с этим к иному статусу жилищного фонда как социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком помещении на основании договора найма служебного помещения, право пользования этим же помещением на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Таким образом, сам факт отсутствия сведений в ЕГРН о том, что спорное помещение является специализированным жилым помещением (служебным), не может свидетельствовать о том, что такое жилье с безусловностью относится к государственному или муниципальному фонду и не влечет за собой признание незаконным приказа об отнесении спорной квартиры к специализированному жилому фонду.

Перевод жилья в разряд служебного и исключение его из указанного фонда является компетенцией собственника жилищного фонда, поскольку иное означало бы вмешательство в компетенцию соответствующего государственного органа управления по распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности. Спорная квартира не предоставлялась истцу по договору социального найма либо на его условиях, в порядке, предусмотренном ЖК РФ.

Таким образом, суд, руководствуясь названными нормами законодательства, суд приходит к необоснованности требований истца о признании за ним права собственности на спорную квартиру, поскольку спорная квартира являлась служебной, поэтому не могла быть предоставлена истцу на условиях социального найма, так как решение о предоставлении ФИО1 спорного жилого помещения на условиях социального найма, уполномоченным органом не принималось. Спорное жилое помещение предоставлено ФИО7 в качестве служебного для временного проживания в период прохождения службы в МЧС; решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось; спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится на праве оперативного управления в ГУ МЧС России по КБР, которым решение о передаче жилого помещения в муниципальную собственность не принималось.

Доводы истца о том, что суду представлена копия оспариваемого приказа, которая не заверена надлежащим образом, не соответствуют действительности, поскольку в материалах дела (л.д.58-62) имеются копия приказа от 12.01.2016г. и приложение к нему на 5 листах, которые прошиты, пронумерованы, заверены подписью уполномоченного лица и гербовой печатью.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Встречные исковые требования Главного управления МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике удовлетворить.

Выселить ФИО1 из <адрес> корпус по <адрес> в <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КБР в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы и апелляционного представления в Нальчикский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий - Л.М. Тлеужева