ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 076/04/7 от 23.03.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело №12-274/2022,

УИД 76RS0014-02-2022-000688-95

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 16 июня 2022 года

Судья Кировского районного суда города Ярославля Соболевский М.Г., при секретаре Фризен И.М., жалобу защитника Комова Владимира Павловича по доверенности Бессарабовой Ирины Сергеевны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 марта 2022 года №076/04/7.29-34/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области Комова Владимира Павловича,

установил:

Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Потёмкиной Т.В. от 23.03.2020 №076/04/7.29-34/2022 управляющий государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области Комов В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Из постановления следует, что допущенное административное правонарушение выразилось в принятии решение о закупке товара (заключение государственного контракта от 27.12.2021 №12-15/312 на поставку масок гигиенических одноразовых трехслойных) у единственного поставщика, в то время как определение поставщика в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения аукциона или запроса котировок в электронной форме.

Защитником Комова В.П. на основании доверенности Бессарабовой И.С. в установленный законом срок в Кировский районный суд г.Ярославля подана апелляционная жалоба на указанное постановление. Доводы жалобы сводятся к тому, что с учетом даты изменения лимитов бюджетных средств на декабрь 2021 года (08.12.2021) и времени, необходимого для проведения конкурентной закупки, проведение конкурентной закупки являлось невозможным и нецелесообразным.

Защитник Комова В.П. на основании доверенности Бессарабова И.С. в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

Главный специалист-эксперт Ярославского УФАС России Семенычева Е.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.

Выслушав участников судебного заседания, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу положений ст.6 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Частью 1 ст.12 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок; любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссией, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числе участников закупок (ч.2 ст.8 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В силу положений ч.5 ст.24 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы; при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Из материалов дела следует, и судом установлено, что Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области 27.12.2021 с ООО «Торговый дом Арсенал» на основании п.9 ч.1 ст.93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен контракт №12-15/312 на поставку масок гигиенических одноразовых трехслойных.

Пунктом 1.1 раздела 1 указанного контракта определено, что заказчик поручает, а поставщик принимает на себя обязательства по поставке масок гигиенических одноразовых трехслойных, страна происхождения Российская Федерация в количестве 125 750 штук. В соответствии с п.2.1 раздела 2 контракта цена данного контракта составляет 176 050 рублей. Пунктом 4.1 раздела 4 указанного контракта определен следующий срок поставки товара: в течение одного рабочего дня с даты подписания контракта.

Исходя из положений ст.ст.59, 82.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей на дату заключения указанного контракта), распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 №471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» в рассматриваемом случае Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области закупку масок гигиенических одноразовых трехслойных могла быть осуществлена путем проведения аукциона в электронной форме, либо путем проведения запроса котировок в электронной форме.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Частью 2 ст.93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

В рассматриваемом случае предусмотренные законом основания для осуществления закупки у единственного поставщика отсутствовали.

Доводы стороны защиты о том, что с учетом даты изменения лимитов бюджетных средств на декабрь 2021 года (08.12.2021) и времени, необходимого для проведения конкурентной закупки, проведение конкурентной закупки являлось невозможным подлежат отклонению, поскольку предусмотренные ст.82.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей на дату заключения указанного контракта) сроки проведения запроса котировок в электронной форме позволяли заключить контракт 27.12.2021 (фактически контракт заключен в указанный день) и осуществить поставку по данному контакту и оплату поставленного товара до конца финансового года.

Доводы стороны защиты о подаче жалоб участниками закупки, препятствующих её проведению, являются надуманными, в связи с чем подлежат отклонению.

Частью 1 ст.7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи.

С учетом изложенного суд соглашается с выводом должностного лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, о наличии в действиях Комова В.П. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ.

Из обстоятельств дела следует, что у Комова В.П. имелась возможность для соблюдения требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части использования конкурентного способа определения поставщика, однако достаточных мер по соблюдению указанных требований Комовым В.П. не предпринято.

Вина Комова В.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Постановление от 23.03.2022 года №076/04/7.29-34/2022 вынесено уполномоченным на то лицом. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ч.1 ст.29.6 КоАП РФ, а так же срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены.

Учитывая специфику правоотношений в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные законодательством повышенные меры охраны данных правоотношений (значительный срок давности привлечения к административной ответственности и размер наказания, предусмотренного санкцией ч.1 ст.7.29 КоАП РФ), а также фактические обстоятельства настоящего дела, суд не усматривает оснований для признания совершенного Комовым В.П. правонарушения малозначительным.

Таким образом, постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Потёмкиной Т.В. от 23.03.2020 №076/04/7.29-34/2022 является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ, является справедливым, а потому оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 марта 2020 года №076/04/7.29-34/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Комова Владимира Павловича оставить без изменения, а жалобу защитника Комова Владимира Павловича по доверенности Бессарабовой Ирины Сергеевны – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья М.Г. Соболевский