ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07П-103 от 16.05.2012 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

                                                                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья: Сулохина Н.Н. Дело № 07п-103/12

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 16 мая 2012 г.

Судья Волгоградского областного суда Самошкин С.А.,

при секретаре Неверовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ГКУ «Противопожарная служба Волгоградской области по Ленинскому району»   по жалобе его директора ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 10 апреля 2012 года,

у с т а н о в и л:

10 апреля 2012 года постановлением судьи Ленинского районного суда Волгоградской области юридическое лицо - ГКУ «Противопожарная служба Волгоградской области по Ленинскому району» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 70000 рублей.

С постановлением судьи районного суда не согласился директор ГКУ «Противопожарная служба Волгоградской области по Ленинскому району» ФИО1, который оспаривает его законность и просит его отменить, поскольку считает, что в действиях учреждения отсутствует состав административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, выслушав директора ГКУ «Противопожарная служба Волгоградской области по Ленинскому району» ФИО1, нахожу постановление судьи районного суда подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 N 69, введенного в действие с 21 февраля 2012 г. и подлежавшего применению на момент проверки, осуществляемой органами прокуратуры 19 марта 2012 г., к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельности по тушению пожаров относятся нарушения требований, предусмотренных соответственно подпунктами "а" и "и" пункта 3 и подпунктами "а" и "е" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В силу п. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности"), исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 N 69, одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - юридического лица - специалиста, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "пожарная безопасность", либо иное высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3 лет, либо прошедшего профессиональную подготовку в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля.

Как следует из материалов дела, 19 марта 2012 года прокуратурой Ленинской района Волгоградской области проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании ГКУ «Противопожарная служба Волгоградской области по Ленинскому району».

В постановлении о возбуждении производства оп делу об административном правонарушении указано, что ГКУ «Противопожарная служба Волгоградской области по Ленинскому району» осуществляет свою деятельность по тушению пожаров № 5-1/00026 от 12 апреля 2010 года, но в штате учреждения отсутствует специалист, ответственный за осуществление лицензируемой деятельности.

Такой вывод работника прокуратуры основан на том, что приказом начальника управления противопожарной службы и гражданской защиты от 19 февраля 2010 года № 42 ответственным за осуществление лицензируемой деятельности по тушению пожаров в учреждении назначена инструктор противопожарной профилактики ФИО№6 которая 22 марта 2011 года уволена из учреждения на основании приказа № 1-л/с от 22 марта 2011 года. С момента увольнения ФИО№7 (22 марта 2011 года) по день проведения прокуратурой проверки, специального приказа о назначении ответственным за осуществление лицензируемой деятельности по тушению пожаров в учреждении кого-либо из работников учреждения не издавалось.

Отсутствие приказа о назначении ответственного за осуществление лицензируемой деятельности по тушению пожаров в учреждении лица, прокурором квалифицировано как грубое нарушение требований или условий специального разрешения (лицензии).

Признавая виновным ГКУ «Противопожарная служба Волгоградской области по Ленинскому району» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, судья районного суда исходил из формального несоблюдения названным юридическим лицом отдельных положений о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров.

Однако выводы судьи районного суда о виновности ГКУ «Противопожарная служба Волгоградской области по Ленинскому району» в совершении инкриминируемого ему правонарушения основаны на неправильном толковании законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и неверном определении юридически значимых обстоятельств, влияющих на правильность квалификации деяния.

Системный анализ приведенных выше в настоящем решении нормативных актов дает основания считать грубым нарушением требований или условий лицензии, выданной на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров только такое нарушение подпунктов "а" и "и" пункта 3 и подпунктов "а" и "е" пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 N 69, которое повлекло за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Ссылаясь на формальное невыполнение подпункта «в» пункта 3 Положения, в материалах дела прокурором, возбудившим административное производство, не представлено доказательств, свидетельствующих о наступлении последствий, установленных частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", что не даёт возможности квалифицировать деяние ГКУ «Противопожарная служба Волгоградской области по Ленинскому району», описанное в постановлении прокурора района, как оконченное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Судьёй районного суда данному обстоятельству надлежащей правовой оценки не дано, что свидетельствует о незаконности судебного постановления.

Кроме того, на момент проведения прокуратурой 19 марта 2012 г. проверки исполнения законодательства о лицензировании деятельности ГКУ «Противопожарная служба Волгоградской области по Ленинскому району», руководитель ГКУ ФИО1 в полном объеме отвечал требованиям подпункта «в» пункта 3 Положения. Как руководитель организации, в силу своего должностного положения он являлся лицом, ответственным за деятельность юридического лица в целом, в том числе за осуществление лицензируемого вида деятельности, имел документ, подтверждающий прохождение профессиональной подготовки в образовательном учреждении пожарно-технического профиля (л.д. 7, 46).

Это обстоятельство не даёт оснований полагать подпункт «в» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 N 69, нарушенным.

Изложенное выше свидетельствует о незаконности вынесенного судьёй районного суда постановления по делу об административном правонарушении в отношении ГКУ «Противопожарная служба Волгоградской области по Ленинскому району», а потому оно подлежит отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Жалобу директора ГКУ «Противопожарная служба Волгоградской области по Ленинскому району»   ФИО1 удовлетворить.

Постановление судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 10 апреля 2012 года о привлечении ГКУ «Противопожарная служба Волгоградской области по Ленинскому району»   к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, - отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Волгоградского подпись

областного суда Самошкин С.А.