ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07П-188/17 от 24.04.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Лемякина В.М. Дело № 07п-188/17

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 24.04.2017 г.

Судья Волгоградского областного суда Самошкин С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя (защитника) Д.А.В.Г.К.Г. на постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 30.03.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, в отношении первого заместителя Губернатора Волгоградской области – председателя Комитета финансов Волгоградской области Д.А.В.,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 30.03.2017 г. первый заместитель Губернатора Волгоградской области – председатель Комитета финансов Волгоградской области Д.А.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе в Волгоградский областной суд представителем (защитником) Д.А.В.Г.К.Г. оспаривается законность вышеназванного постановления, которое просит отменить.

Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Д.А.В.Г.К.Г., поддержавшую жалобу, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, совершение которой вменяется председателю Комитета финансов Волгоградской области Д.А.В., нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как следует из материалов дела, на основании соглашения № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Соглашение), заключенного между Министерством финансов Российской Федерации, именуемым Кредитором, и Комитетом финансов Волгоградской области, именуемым Заёмщиком, Заёмщику предоставлен кредит из средств федерального бюджета <.......> рублей для частичного покрытия дефицита бюджета Волгоградской области. От имени Заёмщика Соглашение подписано председателем Комитета финансов Волгоградской области Д.А.В. Сума кредита перечислена Заёмщику платёжным поручением № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.

По своей правовой природе Соглашение является основанием для перечисления суммы кредита Кредитором Заёмщику и закрепляет обязательства сторон данного Соглашения, неисполнение которых порождает гражданско-правовую ответственность.

Неисполнение условий Соглашения не влечет административной ответственности Заёмщика.

Условия предоставления кредита, фактически предоставленного Кредитором Заёмщику, регламентированы Правилами предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2016 год, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.01.2016 N 40 (далее – Правила).

Подпунктом «д» пункта 4 вышеназванных Правил, как одним из условий предоставления кредита, предусмотрено поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций к 1 января 2017 г. до уровня не более 70 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, к 1 января 2018 г. - до уровня не более 60 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2017 год и к 1 января 2019 г. - до уровня не более 50 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год.

Это же положение, как обязанность Заёмщика, несоблюдение которой порождает у Кредитора право удерживать сумму задолженности по бюджетному кредиту, проценты за пользование кредитом и штрафы, зафиксировано в подпункте «и» пункта 3.2 Соглашения.

Согласно тексту протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по итогам исполнения бюджета Волгоградской области в 2016 г. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дефицит бюджета составил 11,2% от сумы доходов субъекта Российской Федерации. Долговые обязательства Волгоградской области составили 90,5% собственных доходов, объем долговых обязательств субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, составил 47,7% суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2016 г. То есть установлено превышение над утвержденным Соглашением и предусмотренным Правилами уровнем дефицита бюджета и над долей общего объема долговых обязательств от суммы доходов бюджета субъекта в 2016 г.

Признавая председателя Комитета финансов Волгоградской области Д.А.В. виновным по ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, судья районного суда исходил из доказанности факта превышения дефицита бюджета Волгоградской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ над утвержденным Соглашением, подписанным Д.А.В., и предусмотренным Правилами уровнем дефицита бюджета в 2016 г., а также из того, что Д.А.В. замещает должность председателя Комитета финансов Волгоградской области, на которого возложены функции по организации исполнения областного бюджета и управление государственным долгом Волгоградской области, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет финансов Волгоградской области полномочий.

Однако, вывод судьи районного суда относительно виновности Д.А.В. в совершении предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ правонарушения нахожу преждевременным.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В материалах дела (л.д. 35-42) находится должностная инструкция (с изменениями к ней) заместителя Губернатора Волгоградской области – председателя Комитета финансов Волгоградской области, в подразделе 3.1 которой изложены должностные обязанности председателя Комитета финансов.

Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении судьи районного суда не приводится доводов о том, что результатом превышения над утвержденным Соглашением и предусмотренным Правилами уровнем дефицита бюджета в 2016 г. явилось неисполнение или ненадлежащее исполнение председателем Комитета финансов Волгоградской области Д.А.В. какого либо пункта вышеназванной должностной инструкции.

Довод, изложенный в постановлении судьи районного суда о том, что Д.А.В. обладал информацией о риске несоблюдения условий Соглашения, со ссылкой на письмо председателя Комитета финансов Волгоградской области Д.А.В. в Минфин России от ДД.ММ.ГГГГ за № <...> об уведомлении Минфина России о состоявшемся пересмотре бюджета Волгоградской области, который ведет к нарушению условий Соглашения по итогам 2016 года, не дает основания для квалификации деяния Д.А.В. по ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, так как нарушение условий Соглашения порождает гражданско-правовую ответственность заёмщика, а административной ответственности подлежит должностное лицо за нарушение условий предоставления кредита, установленных Правилами предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2016 год, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.01.2016 N 40.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные о наличии у Д.А.В., как председателя Комитета финансов Волгоградской области, возможности сохранить размер дефицита бюджета области в рамках, установленных вышеназванными Правилами, что свидетельствует о недоказанности вины Д.А.В. в совершении инкриминируемого ему предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление суда первой инстанции нельзя признать законным, а потому оно подлежит отмене.

Производство по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, подлежит прекращению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

жалобу представителя (защитника) Д.А.В.Г.К.Г. удовлетворить.

Постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 30.03.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, в отношении первого заместителя Губернатора Волгоградской области – председателя Комитета финансов Волгоградской области Д.А.В. отменить.

Производство по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, прекратить.

Судья Волгоградского подпись

областного суда: Самошкин С.А.

верно:

Судья Волгоградского

областного суда: Самошкин С.А.