ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07П-188/19 от 19.06.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Зобнин В.В. Дело № 07п-188/2019

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 19 июня 2019 года

Судья Волгоградского областного суда Язынина С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Чистый край» - директора ФИО3 на постановление судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 23 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Чистый край» (далее – ООО «Чистый край», общество),

установил:

постановлением судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 23 апреля 2019 года ООО «Чистый край» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением, директор общества ФИО3 в установленный законом срок подал в Волгоградский областной суд жалобу, в которой просит отменить названное постановление, производство по делу прекратить, приводя доводы о том, что водитель ФИО2 не осуществлял перевозку опасных грузов.

В судебное заседание явился защитник общества ФИО4, который приведенные в жалобе доводы поддержал.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО4, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Основанием для привлечения ООО «Чистый край» к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.2 указанного Кодекса послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 28 января 2019 года в 13 часов 50 минут ООО «Чистый край» по ул. Харьковская в г. Дубовке Волгоградской области осуществляло перевозку твердых коммунальных отходов IV класса опасности транспортным средством «МАЗ-КО-449-31», государственный регистрационный знак № <...>, под управлением водителя ФИО2, не имеющего свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасный груз. Перевозка осуществлялась на необорудованном транспортном средстве, на котором отсутствуют специальные знаки для перевозки опасных грузов.

Вместе с тем такие выводы не находят объективного подтверждения в материалах дела.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

По делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежит, в частности, имел ли место факт перевозки опасных грузов.

При рассмотрении данного дела судьей районного суда неправильно применены нормы материального права, которые не регламентируют правила перевозки опасных грузов.

Так нормы Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на которые сослался в своем решении судья районного суда, в данном случае неприменимы, поскольку определяют правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 года № 76 Российская Федерация присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30 сентября 1957 года).

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Пунктом 3 указанных Правил установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с пунктом 60.1 вышеназванных Правил безопасность перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщении обеспечивается соблюдением следующих специальных требований, в числе прочего: осуществление перевозки веществ и изделий, которые допускаются к перевозке только с соблюдением предписанных в приложениях A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - ДОПОГ) условий. Перечень опасных грузов приведен в главе 3.2 ДОПОГ; осуществление перевозки при наличии оборудования и документации, предусмотренных разделом 8 ДОПОГ, а также при соблюдении условий перевозки, предусмотренных настоящим разделом.

Согласно статье 3 ДОПОГ приложения к настоящему Соглашению являются его неотъемлемой частью.

В силу пункта 8.2.1.1 ДОПОГ (Приложение В) водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.

Согласно пункту 5.3.1.1.1 ДОПОГ (Приложение А) если это требуется в соответствии с положениями настоящего раздела, на наружной поверхности контейнеров, контейнеров для массовых грузов, МЭГК, MEMU, контейнеров-цистерн, переносных цистерн и транспортных средств должны размещаться большие знаки опасности. Большие знаки опасности должны соответствовать знакам опасности, предписанным в колонке 5 и, при необходимости, в колонке 6 таблицы А главы 3.2 для опасных грузов, содержащихся в контейнере, контейнере для массовых грузов, МЭГК, MEMU, контейнере-цистерне, переносной цистерне или транспортном средстве, и должны удовлетворять техническим требованиям, изложенным в подразделе 5.3.1.7. Большие знаки опасности располагаются на контрастном фоне и обводятся пунктирным или сплошным внешним контуром. Большие знаки опасности должны быть атмосферостойкими и обеспечивать долговечность маркировки на протяжении всего рейса.

Как следует из материалов дела, ООО «Чистый край» осуществляло транспортным средством перевозку твердых коммунальных отходов IV класса опасности.

В материалах дела содержится заключение специалиста № 28/2437-11-18-1 от 28 января 2019 года, в выводах которого указано, что твердые коммунальные отходы представляют собой отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), в составе которых имеется полиэтилен упаковочный, отходы гофрокартона, текстиль, пищевые отходы и другие.

Между тем в материалах дела отсутствуют данные о том, что данные отходы относятся к опасным грузам.

Так из содержания пункта «b» статьи 1 ДОПОГ следует, что термин «опасные грузы» означает вещества и предметы, которые не допускаются к международной дорожной перевозке согласно положениям приложений A и B или допускаются к ней с соблюдением определенных условий.

Все позиции опасных грузов перечислены в таблице A главы 3.2 в порядке присвоенных им номеров ООН. В этой таблице содержится соответствующая информация о перечисленных в ней грузах, такая как наименование, класс, группа (группы) упаковки, надлежащий(ие) знак (знаки) опасности, положения, касающиеся упаковки и перевозки. Вещества, указанные по наименованию в колонке 2 таблицы А главы 3.2, должны перевозиться в соответствии с их классификацией в таблице А или в соответствии с условиями, указанными в подразделе 2.1.2.8 (пункт 2.1.2.2 ДОПОГ (Приложение А)).

Согласно пункту 2.1.2.5 ДОПОГ (Приложение А) грузы, не указанные по наименованию, т.е. грузы, не перечисленные в качестве одиночных позиций в таблице A главы 3.2 и не перечисленные или не определенные в одном из вышеупомянутых подразделов 2.2.х.2, надлежит относить к соответствующему классу согласно процедуре, предусмотренной в разделе 2.1.3.

Разделом 2.1.3 ДОПОГ (Приложение А) предусмотрена классификация веществ, включая растворы и смеси (такие, как препараты и отходы), не указанных по наименованию.

Вещества, включая растворы и смеси, не указанные по наименованию, классифицируются в соответствии с их степенью опасности на основе критериев, упомянутых в подразделе 2.2.х.1 различных классов. Вид (виды) опасности, которую представляет то или иное вещество, определяется(ются) на основе его физических и химических характеристик и физиологических свойств. Такие характеристики и свойства также принимаются во внимание, когда имеющийся опыт обусловливает необходимость отнесения вещества к категории, отвечающей более жестким требованиям (пункт 2.1.3.1 названного раздела).

Между тем ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении судьи районного суда не указано, к какому номеру ОНН опасных грузов, либо к классу, в соответствии с ДОПОГ относятся твердые коммунальные отходы.

Таким образом, представленные доказательства не позволяют достоверно установить наличие в действиях ООО «Чистый край» состава инкриминируемого деяния. Доказательства, неопровержимо свидетельствующие о перевозке ООО «Чистый край» именно опасного груза, в материалах дела отсутствуют.

Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что допросив 23 апреля 2019 года в качестве свидетелей ФИО2 и ФИО1, явка которых была обеспечена законным представителем общества, в постановлении судьи районного суда показания названных лиц не приведены, оценка их показаниям не дана.

Кроме того, в судебном постановлении не приведены мотивы, по которым в основу судебного акта были положены одни доказательства и отвергнуты другие, в частности, представленные в ходе рассмотрения дела законным представителем общества документы: свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя ФИО1, распоряжение о приеме на стажировку ФИО2, путевой лист от 28 января 2019 года (л.д.76-81).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в судебном постановлении не дано надлежащей оценки доказательствам по делу, не приведены обоснованные доводы, по которым приняты во внимание одни и не приняты другие собранные по делу доказательства.

При таких обстоятельствах постановление судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 23 апреля 2019 года, вынесенное в отношении ООО «Чистый край» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда

решил:

жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Чистый край» - директора ФИО3 удовлетворить.

Постановление судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 23 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Чистый край» отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.

Решение вступило в законную силу 19 июня 2019 года и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Волгоградского

областного суда С.Г. Язынина