ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07П-192/2021 от 05.03.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Гаевая В.П. Дело №07п-192/2021

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 05 марта 2021 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «МФ Экономикс» по жалобе его представителя ФИО1 на постановление судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 03 декабря 2020 года,

у с т а н о в и л:

03 декабря 2020 года постановлением судьи Фроловского городского суда Волгоградской области ООО «МФ Экономикс» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации опасных объектов на Куркинском месторождении на срок 90 (девяносто) суток.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, представитель ООО «МФ Экономикс» ФИО1 оспаривает законность и обоснованность постановления судьи городского суда, просит его изменить, производство по делу прекратить. Указывает, что административным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, при проведении проверки нарушены требования Закона №294-ФЗ, применено чрезмерно суровое наказание в виде приостановления деятельности. Кроме того, просит восстановить срок на обжалование решения судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 03 декабря 2020 года.

Считаю возможным заявленное ходатайство удовлетворить, восстановить срок для обжалования решения судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 03 декабря 2020 года, поскольку копия решения суда получена защитниками Александровым А.А. и Самохваловым А.А. соответственно 7 декабря 2020 года и 09 декабря 2020 года (л.д. 156 и 163 т. 1), жалоба поступила в электронном виде 16 декабря 2020 года. Определением судьи Волгоградского областного суда от 21 января 2021 года отказано в принятии к рассмотрению жалобы в электронном виде. Повторно жалоба принята в отделение связи 27 января 2021 года, поэтому срок на обжалование не пропущен, и рассмотреть дело по существу.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы в полном объеме, выслушав должностное лицо, возбудившее административное производство ФИО2, полагавшего постановление суда оставить без изменения, судья областного суда приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В пункте 2 статьи 2 Закона №116-ФЗ, предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 9 Закона №116-ФЗ, установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В порядке статьи 15 Закона №116-ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года №1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, предписано представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего Постановления, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «МФ Экономикс» нарушило требования промышленной безопасности, а именно: с 01 сентября 2019 года общество осуществляет добычу углеводородов сырья (лицензионный вид деятельности) на Куркинском месторождении (лицензия на право пользования недрами Куркинского месторождения, выданная Департаментом по недропользованию по Южному Федеральному округу (Югнедра) 01 июля 2019 года №ВЛГ 02325НЭ) с 19 декабря 2019 года по 30 октября 2020 года ООО «МФ Экономикс» осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов без внесения изменений в Государственный реестр опасных производственных (далее ОПО) о смене собственника ОПО. Также в период с 01 сентября 2019 года по 30 октября 2020 года ООО «МФ «Экономикс» осуществляет эксплуатацию опасных объектов (лицензируемый вид деятельности) на Куркинском месторождении без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Кроме указанного, в период с 19 декабря 2019 года по 30 октября 2020 года ООО «МФ Экономикс» осуществляет эксплуатацию опасных объектов на Куркинском месторождении в отсутствие обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Тем самым нарушены пункт 2 статьи 2, пункт 1 статьи 9 и статья 15 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Должностным лицом административного органа, возбудившего административное производство было установлено, что ООО «МФ Экономикс» приобретён имущественный комплекс зданий, строений, сооружений и технических устройств зарегистрированный за <.......> в реестре ОПО в следующем составе: «сборный пункт Куркинского месторождения» №А39-04767-0017 (сооружения – внутриплощадочные трубопроводы между емкостями, техническое устройство аппарат емкостной зав. №810378, техническое устройство насос центробежный КМ 80-65-160 ЕУ2 зав. №0540, техническое устройство насос поршневой 9МГР зав. №64, сооружение наливная эстакада, сооружение спутник АГЗУ зав. №4292) (договор купли-продажи имущества №1 от11 июля 2018 года, соглашение о реализации заложенного имущества (предмет залога) №1 от 11 июля 2018 года между <.......> и ООО «МФ Экономикс»).

Данное ОПО после ввода в эксплуатацию было зарегистрировано в Государственном реестре ОПО за <.......> в 2014-2015 годах и эксплуатировалось на основании лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности №ВХ- 39-014608 от 07 июля 2016 года. Данная лицензия прекратила действие на основании приказа руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора 05 августа 2019 года №422 «О прекращении действия лицензии <.......> вынесенного по заявлению <.......> Указанное ОПО не находилось в консервации и ликвидации, признаки опасности при смене владельцев не изменились.

ООО «МФ Экономикс» приобрело имущественный комплекс Куркиснкого месторождения и с 19 декабря 2019 года не внесло изменения в Государственный реестр ОПО о собственнике, с 01 сентября 2019 года приступило к добыче углеводородного сырья (эксплуатации ОПО – лицензируемый вид деятельности) на Куркинском месторождении без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в отсутствие обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте. В период с 01 сентября 2019 года по 30 октября 2020 года организационно-распорядительных документов о приостановлении эксплуатации опасных объектов Куркинского месторождения ООО «МФ Экономикс» не поступало.

По факту не внесения изменений в Государственный реестр ОПО о собственнике ОПО и продолжении добычи углеводородного сырья с 01 сентября 2019 года Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора 20 июля 2019 года №02-11/15801 выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований ООО «МФ Экономикс», а 21 октября 2019 года вынесено постановление №11/52-19, наложен административный штраф в размере 200000 рублей (оплачен добровольно 18 декабря 2019 года).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении юридического лица – ООО «МФ Экономикс» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Наличие в действиях юридического лица состава вменённого правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении № <...> от 30 октября 2020 года; определением о передаче дела по подведомственности от 30 октября 2020 года; уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении №36 от 16 сентября 2020 года с отчетом об отслеживании почтового отправления; информация ООО «МФ Экономикс» о добыче углеводородов с октября 2019 года по август 2020 года включительно; выпиской из ЕГРЮЛ №ЮЭ№ <...> от 30 октября 2020 года; договором обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте № <...> от 25 сентября 2020 года; свидетельством о регистрации А01-15699 от 23 сентября 2020 года серия АВ № <...> фонда скважин Куркинского месторождения рег. №А01-15699-0003 дата регистрации 04 сентября 2020 года; постановлением о назначении административного наказания № <...> от 21 октября 2019 года; предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований от 26 июля 2019 года; страховыми полисами серия RESX № <...> и серия RESX № <...> и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах следует полагать, что судья городского суда пришёл к обоснованному выводу о доказанности вины ООО «МФ Экономикс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Действия ООО «МФ Экономикс» квалифицированы правильно, в соответствии с установленными по делу доказательствами и требованиями КоАП РФ.

Ссылка в жалобе, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, поскольку у государственного инспектора горного надзора и надзора за объектами металлургической промышленности отсутствуют полномочия на составление протокола, также не убедительна.

В порядке пункта 2.2 Положения о межрегиональном отделе государственного горного надзора и надзора за объектами металлургической промышленности Нижне-Волжского управления Ростехнадзора (л.д. 123) осуществляет государственный надзор за безопасным ведением работ связанных с пользованием недрами (государственный горный надзор).

Более того, согласно пункта 3.6.21 Должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность государственного инспектора межрегионального отдела государственного горного надзора и надзора за объектами металлургической промышленности Нижне-Волжского управления Ростехнадзора (л.д. 140 оборотная сторона) государственный инспектор отдела Управления обязан возбуждать дела об административных правонарушениях только по тем статьям, которые предусмотрены статьями 28.39 и 23.31 КоАП РФ.

Доводы автора жалобы о нарушении при проведении проверки требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не могут быть приняты как обоснованные.

В данном случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ послужило непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Постановление о привлечении ООО «МФ Экономикс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, поскольку совершённое правонарушение выражается в форме бездействия и является длящимся.

Административное наказание назначено ООО «МФ Экономикс» в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

На момент рассмотрения жалобы оснований к прекращению производства по делу в отношении ООО «МФ Экономикс», предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене оспариваемого постановления судьи городского суда, в жалобе не содержится.

Однако, в соответствии с частью 2 статьи 29.10 КоАП РФ при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Судом первой инстанции в резолютивной части постановления не определены, какие опасные производственные объекты подлежат приостановлению на Куркинском месторождении, что делает постановление не исполнимым. Поскольку в материалах дела имеются сведения только об одном опасном производственном объекте ООО «МФ Экономикс» «сборный пункт Куркинского месторождения» №А39-04767-0017 (сооружения – внутриплощадочные трубопроводы между емкостями, техническое устройство аппарат емкостной зав. №810378, техническое устройство насос центробежный КМ 80-65-160 ЕУ2 зав. №0540, техническое устройство насос поршневой 9МГР зав. №64, сооружение наливная эстакада, сооружение спутник АГЗУ зав. №4292), а иные доказательства об иных опасных производственных объектах материалы дела не содержат, то в этой части постановление подлежит изменению.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 03 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «МФ Экономикс» изменить, абзац 1 резолютивной части постановления изложить в следующей редакции: «ООО «МФ Экономикс», расположенное по адресу: 127566 <...>, ИНН <***>, КПП 771501001, ОГРН <***>, дата регистрации юридического лица 14 августа 2002 года, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта сборного пункта Куркинского месторождения № А39-04767-0017 (сооружения – внутриплощадочные трубопроводы между емкостями, техническое устройство аппарат емкостной зав. №810378, техническое устройство насос центробежный КМ 80-65-160 ЕУ2 зав. №0540, техническое устройство насос поршневой 9МГР зав. №64, сооружение наливная эстакада, сооружение спутник АГЗУ зав. №4292) на срок девяносто суток.

В остальной части постановление судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 03 декабря 2020 года оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского

областного суда подпись Циренщиков И.А.