Судья Лунев А.В. Дело № 07п-270/2019
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 29 августа 2019 г.
Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в отношении должностного лица - первого заместителя главы Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО1 по жалобе главного инспектора по контролю расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и регулирование тарифов Контрольно-счётной палаты Волгоградской области В.В.В. на постановление судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 5 июля 2019 года,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 5 июля 2019 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица первого заместителя главы Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО1, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В поданной в настоящее время в Волгоградский областной суд жалобе, должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении - главный инспектор по контролю расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и регулирование тарифов Контрольно-счётной палаты Волгоградской области В.В.В. просит отменить вынесенное в отношении ФИО1 постановление ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку в действиях первого заместителя главы Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО1, вопреки выводам судьи районного суда имеется состав административного правонарушения.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав главного инспектора по контролю расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и регулирование тарифов Контрольно-счётной палаты <адрес>В.В.В., просившего удовлетворить жалобу, ФИО1 и его защитника Бородачёва Д.О., просивших отказать в удовлетворении жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как следует из материалов дела, главным инспектором Контрольно - счетной Палаты Волгоградской области проведена проверка администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области по выполнению условий предоставления субсидии из областного бюджета на софинансирование капитальных вложений в спортивные объекты муниципальной собственности в рамках реализации государственной программы Волгоградской области «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области». Проверка проводилась с 08 по 15 апреля 2019 года.
В ходе проверки установлено, что между Министерством спорта РФ и Администрацией Волгоградской области заключено соглашение от 13 февраля 2018 года №777-09-2018-017 о предоставлении в 2018 году субсидий из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на финансовое обеспечение Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы» государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта в РФ». Объем расходных обязательств областного бюджета в 2018 году в соответствии с Соглашением №777-09-2018-017 и дополнительным соглашением от 12 ноября 2018 года к нему составляет <.......> тыс. руб. в том числе за счет субсидии из федерального бюджета <.......> тыс. руб. и за счет средств областного бюджета <.......> тыс. рублей.
В соответствии с приложением 2 к Соглашению №777-09-2018-017 субсидия из федерального бюджета предусмотрена, в том числе на софинансирование строительства Регионального спортивно-тренировочного центра с трибунами для зрителей в зоне «А» жилого района «<.......> г. Котельниково Волгоградской области с объемом бюджетных средств на 2018 год <.......> тыс. руб., в том числе за счет субсидии из федерального бюджета <.......> тыс.руб. за счет средств областного бюджета <.......> тыс. руб., за счет средств местного бюджета <.......> тыс. рублей.
Соглашением №777-09-2018-017 предусмотрено выполнение строительства регионального спортивно-тренировочного центра в объеме 70% в 2018 году, и завершение строительства - в 2019 году. Соглашение №777-09-2018-017 (приложение 4) установлен целевой показатель результативности предоставления субсидии из федерального бюджета «Строительство инфраструктуры спортивно- тренировочных центров», значение которого на 2018 год составляет 70%.
Порядок предоставления и расходования в 2018 году субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты спортивной инфраструктуры муниципальной собственности (физкультурно-оздоровительные центры) в рамках физической культуры и спорта в Волгоградской области, которые осуществляются из местных бюджетов, утвержден постановлением Администрацией Волгоградской области от 15 мая 2018 года № 217-п (далее Порядок предоставления субсидии).
В соответствии с п. 5 Порядка предоставления субсидии условиями её предоставления является:
-достижение муниципальным образованием до 31 декабря текущего финансового года плановых значений целевых показателей результативности использования субсидии;
-соблюдение муниципальным образованием графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объектов капитального строительства;
-наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований и их направление финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований соответствующих целям и в объеме, необходимом для их исполнения;
-наличие по объекту утвержденной проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное заключение о достоверности определения стоимости объекта;
-наличие муниципальной программы, предусматривающей строительство объекта;
-заключение между администрацией муниципального образования и Комитетом соглашения о предоставлении субсидии в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».
В соответствии с п. 8 Порядка предоставления субсидии её предоставление осуществляется на основании соглашения.
Между Комитетом строительства Волгоградской области (далее Комитет) и администрацией Котельниковского муниципального района, в лице главы администрации Котельниковского муниципального района А.АА., заключено соглашение от 18 мая 2018 года №18624000-1-2018-001 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Котельниковского муниципального района на софинансирование строительства Регионального спортивно-тренировочного центра в г. Котельниково. В соответствии с п. 2.1-2.2 Соглашения объем расходного обязательства местного бюджета составляет <.......>. руб., в том числе субсидии из областного бюджета <.......>. руб. и за счет средств местного бюджета <.......> тыс. рублей.
В соответствии с и. 3.2 Соглашения №18624000-1-2018-001 условиями предоставления субсидии из областного бюджета бюджету Котельниковского муниципального района является достижение муниципалитетом до 31 декабря 2018 года планового значения целевого показателя и соблюдение графика выполнения мероприятий по строительству объекта капитального строительства.
Приложением №2 к Соглашению №18624000-1-2018-001 установлен целевой показатель по технической готовности регионального спортивно-тренировочного центра на 2018 год на уровне 70%, а приложением 3 - утвержден график выполнения мероприятий по строительству спортивно-тренировочного центра, в котором на 2018 год также установлен уровень технической готовности объекта - 70 процентов.
Между администрацией Котельниковского района и ООО «<.......> заключен муниципальный контракт от 16.07.2018 №36-А (далее Контракт) стоимостью <.......> тыс. руб., в том числе на 2018 год <.......> тыс. руб. (по <.......> тыс. руб. за счет средств федерального и областного бюджетов <.......> тыс. руб. за счет средств местного бюджета), на выполнение работ по строительству спортивно-тренировочного центра в г. Котельниково. Срок выполнения работ установлен до 30.09.2019.
Общее руководство над Контрактом распоряжением от 11.07.2018 № 211-р глава администрации Котельниковского муниципального района возложил на своего первого заместителя ФИО1
Согласно постановлению администрации Котельниковского муниципального района от 23.1 1.2016 № 623 первый заместитель главы местной администрации решает вопросы реализации федеральных, областных программ и формирования районных программ по строительству объектов, в том числе по строительству объектов социально- культурного назначения, координирует деятельность по строительству объектов, финансируемых из бюджетов различных уровней (п.2).
Субсидия из областного бюджета в 2018 году перечислена в бюджет Котельниковского муниципального района в объеме <.......> тыс. руб., и согласно отчету администрации Котельниковского района за 2018 год на строительство спортивнотренировочного центра использованы бюджетные средства в объеме <.......> тыс. руб., в том числе за счет субсидии из областного бюджета <.......> тыс. рублей.
В соответствии с отчетами администрации Котельниковского муниципального района за 2018 год о выполнении графика мероприятий по строительству объекта и о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии - уровень технической готовности Регионального спортивно-тренировочного центра выполнен на 7 процентов.
Администрацией Котельниковского муниципального района в адрес Комитета направлено письмо от 11 декабря 2018 года с просьбой перераспределить неосвоенные ассигнования областного бюджета в сумме <.......> тыс. руб. на 2019 год в связи с отставанием от графика строительно-монтажных работ по строительству спортивно-тренировочного центра. Причинами неосвоений бюджетных средств администрация Котельниковского района указывает: длительность процедур закупки и позднее заключение муниципального контракта от 16 июля 2018 года в связи с чем основные строительные работы пришлись на осенне-зимний период; согласно протокола от 14 сентября 2018 года совместного совещания администрации Котельниковского муниципального района, подрядчиков и проектировщиков принято решение о необходимости выполнения корректировки проектной документации.
Таким образом, администрацией Котельниковского муниципального района в
2018 году использована субсидия из областного бюджета в объеме <.......> тыс. руб., сумма не освоенных средств областного бюджета при этом составила <.......> тыс. руб., в связи с чем, не достигнуто значение целевого показателя результативности ее предоставления, то есть нарушено условие предоставление межбюджетного трансферта в форме субсидии из областного бюджета бюджету Котельниковского муниципального района на реализацию подпрограммы «Развитие инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и спорта в Волгоградской области» государственной программы Волгоградской области «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области».
Как следует из протокола №10 об административном правонарушении от 26 апреля 2019 года, ФИО1 являясь должностным лицом - первым заместителем главы администрации Котельниковского муниципального района - получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, нарушил порядок и условия их предоставления, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 судья районного суда пришёл к правильному выводу о том, что в силу диспозиции ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица - руководители соответственно финансового органа либо главного распорядителя (распорядителя) или получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, именуются субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации). На основании части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 того же Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В судебном заседании областного суда должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, - главный инспектор по контролю расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и регулирование тарифов Контрольно-счётной палаты Волгоградской области ФИО2 не отрицал, что распорядителем и получателем средств поступивших из федерального и областного бюджета в виде субсидии является Администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области. При этом, по мнению должностного лица административного органа, несмотря на то, что ФИО1 не является непосредственным получателем и распорядителем поступивших бюджетных средств, в силу того, что он является первым заместителем главы администрации и отвечает за вопросы строительства, а также непосредственно отвечал за исполнение Контракта по строительству спортивно-тренировочного центра в г. Котельниково, он должен нести ответственность за нарушение порядка и условий расходования межбюджетных трансфертов, поскольку не принимал достаточных мер по своевременной корректировке проектной документации на строительство, в которой были обнаружены недостатки, что привело к позднему заключению контракта и невыполнению в срок строительных работ и не освоению бюджетных средств.
Между тем, каких-либо доказательств, что именно ФИО1 не предпринимал меры к своевременному освоению бюджетных средств и непосредственно им нарушено условие предоставления межбюджетного трансферта в форме субсидии из областного бюджета бюджету Котельниковского муниципального района на реализацию подпрограммы «Развитие инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и спорта в Волгоградской области» материалы дела не содержат.
Не содержит, указаний на то, что ФИО1, как первый заместитель главы администрации Котельниковского муниципального района, является непосредственным получателем и распорядителем средств, поступивших из федерального и областного бюджета на строительство, и его должностная инструкция.
Кроме того, как было объективно установлено судом первой инстанции, нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов произошло по таким не зависящим от ФИО1 причинам, как непригодность проектно-сметной документации, длительное время отсутствие заявок от подрядных организаций. Данные обстоятельства нашли свое отражение в протоколе об административном правонарушении, акте приема-передачи проектно-сметной документации от 19 июля 2017 года, соглашении от 18 мая 2018 года, переписка с ООО «<.......> о замечаниях по проектно-сметной документации, протоколе совещания от 14 сентября 2018 года, протоколе совещания от 07 февраля 2019 года, протоколе совещания от 14 февраля 2019 года, протокол совещания от 21 февраля 2019 года, протоколе совещания от 15 марта 2019 года.
Таким образом, судьёй районного суда было правильно установлено, что доказательств, опровергающих доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов произошло по причинам от него не зависящим, административным органом не представлено, как не установлено какие именно конкретные действия ФИО1 повлекли нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу требований пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судьёй районного суда обоснованно было прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1
Каких-либо значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления судьи районного суда жалоба должностного лица административного органа не содержит и по своему содержанию сводится к перечислению нарушений бюджетного законодательства, которые по его мнению допустил ФИО1 и к несогласию с вынесенным судьёй постановлением.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 5 июля 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 5 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица -первого заместителя главы Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО1 оставить без изменения, а жалобу главного инспектора по контролю расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и регулирование тарифов Контрольно-счётной палаты Волгоградской области В.В.В. на указанное постановление, - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Волгоградского
областного суда подпись Коробицын А.Ю.
<.......>
<.......>
<.......>