ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07П-32/2022 от 26.01.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Мостовая С.Б. Дело № 07п-32/2022

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 26 января 2022 г.

Судья Волгоградского областного суда Сукачев Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу консультанта отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия ПСО на постановление судьи Палласовского районного суда Волгоградской области от 26 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении главы Степновского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Палласовского районного суда Волгоградской области от 26 ноября 2021 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении главы Степновского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области ФИО1 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – консультант отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия ПСО просит отменить постановление судьи районного суда и возвратить дело на новое рассмотрение. Полагает, что доводы судьи районного суда о том, что обязанность по установлению зон охраны объекта культурного наследия должна быть возложена на субъект Российской Федерации, поскольку памятник «Братская могила летчиков ФИО2 и ФИО3, погибших в авиационной катастрофе в период Сталиградской битвы» является объектом регионального значения являются ошибочными. Возникновение и прекращение обязанности собственника по содержанию памятника не связано с категорией его значения. Поскольку памятник находится в собственности Степновского сельского поселения, обязанность по разработке зон охраны памятника возлагается на орган местного самоуправления.

Проверив в полном объёме материалы дела, доводы жалобы, выслушав главу Степновского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области ФИО1, просившего отказать в удовлетворении жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В преамбуле к данному Закону № 73-ФЗ указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия ) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (абзац 1 статьи 3 Закон № 73- ФЗ).

Статьёй 3 Закона № 73-ФЗ установлено, что одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

В соответствии со статьей 3.1 Закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в том числе разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия (подпункт 6 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ).

Абзацами первым, вторым пункта 1, пунктом 4 статьи 34 этого же Федерального закона предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с них территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября2015 года № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее Положение).

Пунктом 7 Положения установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия ипроектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ в статьях 3 и 4 определяет объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения.

В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 9.2 Закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

В силу положений ст. 9.3 Закона № 73-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

На основании пункта 13 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В силу положений ст. 47.3 Закона №73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственники обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Как следует из материалов дела, на территории Степновского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области имеется объект культурного наследия, «Братская могила летчиков ФИО2 и ФИО3, погибших в авиационной катастрофе в период Сталинградской битвы».

На основании постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706 (в ред. от 29.03.2012 № 61/2467) «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» памятник «Братская могила летчиков ФИО2 и ФИО3, погибших в авиационной катастрофе в период Сталинградской битвы» является объектом культурного наследия регионального значения.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 6 ноября 2015 года № 13133-р объект культурного наследия регионального значения «Братская могила летчиков ФИО2 и ФИО3, погибших в авиационной катастрофе в период Сталинградской битвы», расположенный по адресу: <адрес> зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера № <...>.

В отношении указанного объекта не установлены границы территорий зон охраны и защитных зон.

Право собственности Степновского сельского поселения на объект культурного наследия памятник «Братская могила летчиков ФИО2 и ФИО3, погибших в авиационной катастрофе в период Сталинградской битвы» подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.07.2013 года, записью о регистрации в ЕГРН №№ <...>

18.12.2013 г. приказом министерства культуры Волгоградской области установлены границы территории объекта культурного наследия регионального значения Братская могила летчиков ФИО2 и ФИО3, погибших в авиационной катастрофе в период Сталинградской битвы».

Так как объект культурного наследия «Братская могила летчиков ФИО2 и ФИО3, погибших в авиационной катастрофе в период Сталинградской битвы» является объектом культурного наследия регионального значения, к полномочиям органов местного самоуправления не относится разработка проектов зон охраны названного объекта культурного наследия.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых обращение главы Степновского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 27.03.2019г., 15.05.2019г. с просьбой о разработке проекта границ, выдачи паспорта на объект культурного наследия, по результатам рассмотрения обращения подготовлен паспорт объекта культурного наследия, обращение от 09.06.2021 года № 345 об определении границ территории, разработке проектов зон охраны объекта культурного наследия «Братская могила летчиков ФИО2 и ФИО3», которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

С учетом изложенного, судья районного суда обоснованно пришёл к выводу, о том, что в действиях главы Степновского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении главы Степновского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области ФИО1, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Доводы, указанные в жалобе, о неправильности выводов судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, направлены на необоснованную переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут повлечь отмену состоявшегося по делу решения.

При таких обстоятельствах, не усматриваю оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Палласовского районного суда Волгоградской области от 26 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Степновского сельского поселения Палласовского муниципального района Волгоградской области ФИО1, оставить без изменения, жалобу консультанта отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия ПСО, оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Волгоградского областного суда Д.Ю. Сукачев