ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07П-510/17 от 05.12.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Рагузин А.В. Дело № 07п-510/2017

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 5 декабря 2017 года

Судья Волгоградского областного суда Маслов О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального казённого образовательного учреждения Верхнегрязнухинская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области Бодосовой Елены Викторовны на постановление судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 23 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального казённого образовательного учреждения Верхнегрязнухинская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту - МКОУ Верхнегрязнухинская СШ Камышинского муниципального района Волгоградской области),

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 23 октября 2017 года МКОУ Верхнегрязнухинская СШ Камышинского муниципального района Волгоградской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 75000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи городского суда, директор МКОУ Верхнегрязнухинская СШ Камышинского муниципального района Волгоградской области Бодосова Е.В. обратилась с жалобой в Волгоградский областной суд, в которой просит указанное постановление судьи отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.

Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с примечанием к ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В силу подпункта "а" пункта 9 данного Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения;

Согласно подпункту "д" пункта 6 данного Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Как следует из материалов дела, в период с 7 сентября 2017 года по 14 сентября 2017 года комитетом образования и науки Волгоградской области проведена плановая выездная проверка МКОУ Верхнегрязнухинская СШ Камышинского муниципального района Волгоградской области.

Как следует из акта проверки МКОУ Верхнегрязнухинская СШ Камышинского муниципального района Волгоградской области от 14 сентября 2017 года выявлены нарушения, в том числе, в нарушение требований ст. 46 Федеральною закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей, специалистов и служащих», и подп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966, отсутствует необходимый уровень квалификации у работников образовательного учреждения:

- К.Е.В., имеющая диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», являясь студентом 3 курса ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», работает в должности учителя русского языка и литературы основного и среднего общего образования, не имеющая высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика»;

- М.Т.В., имеющая по диплому квалификацию учителя начальных классов, являясь студентом 3 курса ГБПОУ «Жирновский педагогический колледж», работает в должности учителя физической культуры основного общего образования, не имеющая переподготовки и повышения квалификации по соответствующему направлению деятельности;

- М.Л.П., имеющая по диплому квалификацию преподавателя ДМШ, концертмейстер, работает в должности учителя изобразительного искусства, не имеющая переподготовки и повышения квалификации по соответствующему направлению деятельности;

- А.Е.А., имеющая по диплому квалификацию учителя географии, работает в должности учителя начальных классов, не имеющая переподготовки и повышения квалификации по соответствующему направлению деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017г.) «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н (ред. от 31.05.2011г.) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» установлены следующие требования к квалификации: для учителя - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с подп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 (ред. от 12.11.2016г.) лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии с подп. «а» п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 (ред. от 12.11.2016г.) к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения;

В результате контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности в МКОУ Верхнегрязнухинская СШ Камышинского муниципального района Волгоградской области выявлены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, а именно отсутствует необходимый уровень квалификации у работников образовательного учреждения: К.Е.В., имеющая диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», являясь студентом 3 курса ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», работает в должности учителя русского языка и литературы основного и среднего общего образования, не имеющая высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика»; М.Т.В., имеющая по диплому квалификацию учителя начальных классов, являясь студентом 3 курса ГБПОУ «Жирновский педагогический колледж», работает в должности учителя физической культуры основного общего образования, не имеющая переподготовки и повышения квалификации по соответствующему направлению деятельности; М.Л.П., имеющая по диплому квалификацию преподавателя ДМШ, концертмейстер, работает в должности учителя изобразительного искусства, не имеющая переподготовки и повышения квалификации по соответствующему направлению деятельности; А.Е.А., имеющая по диплому квалификацию учителя географии, работает в должности учителя начальных классов, не имеющая переподготовки и повышения квалификации по соответствующему направлению деятельности.

Указанные обстоятельства явились основанием к привлечению юридического лица - МКОУ Верхнегрязнухинская СШ Камышинского муниципального района Волгоградской области к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № 606 от 14 сентября 2017 года (л.д.2-5); копией приказа председателя комитета образования и науки о проведении плановой выездной проверки от 1 августа 2017 года № 869-у в отношении МКОУ Верхнегрязнухинская СШ (л.д.6-7); копией акта проверки от 14 сентября 2017 года (л.д.8-9); копией тарификационного списка МКОУ Верхнегрязнухинская СШ (л.д.10-12); копией диплома на имя К.Е.В. (л.д.13); копией приказа №14 от 31 августа 2016 года, согласно которого К.Е.В. принята на должность учителя русского языка и литературы МКОУ Верхнегрязнухинская СШ (л.д.15); копией диплома на имя М.Т.В. (л.д.16); копией справки ГБПОУ «Жирновский педагогический колледж» № 371 от 1 сентября 2017 года о том, что М.Т.В. состоит студентом очного отделения по специальности физическая культура (л.д.17); копией приказа №16 от 1 июня 2015 года, согласно которого М.Т.В. принята на должность учителя начальных классов Верхнегрязнухинская СШ (л.д.18); копией диплома на имя М.Л.П. (л.д.19); копией приказа №69 от 16 сентября 2008 года, согласно которого М.Л.П. принята на должного учителя музыки и трудового воспитания МКОУ Верхнегрязнухинская СШ (л.д.20); копией диплома на имя А.Е.А. (л.д.21); копией свидетельства о заключении брака I-РК № 828747 от 31 августа 2013 года (л.д.22); копией приказа «Об изменении персональных данных работника со «Старцева Е.А.» на «А.Е.А.» № 38 (л.д.23); копией приказа №50 от 31 августа 2009 года, согласно которого Старцева Е.А. переведена на должность учителя географии МКОУ Верхнегрязнухинская СШ (л.д.24).

Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает. Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

Таким образом, действия МКОУ Верхнегрязнухинская СШ Камышинского муниципального района Волгоградской области образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Выводы судьи районного суда о виновности МКОУ Верхнегрязнухинская СШ Камышинского муниципального района Волгоградской области, квалификации действий юридического лица и назначения Учреждению наказания сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии с частью 11 ст.19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Подпунктом "а" пункта 9 данного Положения прямо предусмотрено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.

Согласно подпункту "д" пункта 6 данного Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Как видно из материалов дела МКОУ Верхнегрязнухинская СШ Камышинского муниципального района Волгоградской области было вменено нарушение подпункта "д" пункта 6 приведенного выше Положения, которое само по себе создавало угрозу для здоровья обучающихся несовершеннолетних детей в указанном образовательном учреждении.

При этом совершенное МКОУ Верхнегрязнухинская СШ Камышинского муниципального района Волгоградской области правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку обстоятельства его совершения свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в игнорировании МКОУ Верхнегрязнухинская СШ Камышинского муниципального района Волгоградской области требований российского законодательства об образовании.

Обстоятельства, которые бы позволили применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признав правонарушение малозначительным, с учетом характера допущенных нарушений, специфики деятельности Учреждения, по настоящему делу не установлены.

С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью административного правонарушения не имеется.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении МКОУ Верхнегрязнухинская СШ Камышинского муниципального района Волгоградской области допущено не было.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи городского суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда

р е ш и л:

Постановление судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 23 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального казённого образовательного учреждения Верхнегрязнухинская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области, оставить без изменения, жалобу директора Муниципального казённого образовательного учреждения Верхнегрязнухинская средняя школа Камышинского муниципального района Волгоградской области Бодосовой Елены Викторовны - без удовлетворения.

Судья Волгоградского областного суда О.В. Маслов