ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07Р-299 от 25.05.2011 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

                                                                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья: Набиев Р.Г. Дело № 07р- 299/11

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 25 мая 2011 года.

Судья Волгоградского областного суда Сарбасов М.Н.,

При секретаре Якуниной А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении управляющего ТСЖ «Берег» ФИО1 по его жалобе на решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 апреля 2011 года,

у с т а н о в и л:

постановлением Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 16 марта 2011 года № 34/181-03-11 управляющий ТСЖ «Берег» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Поданная ФИО1 жалоба в Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда на указанное постановление удовлетворена частично, постановление отменено, производство по делу прекращено за малозначительностью.

В жалобе в Волгоградский областной суд ФИО1 просит решение районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя ФИО1 ФИО2, поддержавшую жалобу, возражения на жалобу представителя Государственной инспекции Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов ФИО3, проверив законность и обоснованность решения судьи, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 183-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Поводом для привлечения ФИО1 послужили следующие обстоятельства.

На основании распоряжения Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды от 22 декабря 2010 года № 146 была проведена проверка в отношении ТСЖ «Берег» по поводу соблюдения обязательных требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Из акта проверки от 10 марта 2011 года № 34/125-03-11 следует, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ТСЖ «Берег» (адрес регистрации: ,) установлено, что Товарищество собственников жилья «Берег» согласно уставу от 17 сентября 2004 года является некоммерческой организацией и создано в соответствии с Федеральным законом «О товариществах собственников жилья» 14.10.2004 года свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 34 № 002014243.

Деятельность ТСЖ «Берег» осуществляется по адресу: , (территория собственников жилья берег), подсобное помещение в виде сторожки (пост № 1) общей площадью ориентировочно 30 м. Согласно справки, предоставленной управляющим, численность работников ТСЖ «Берег» составляет 6 человек.

В результате хозяйственной деятельности ТСЖ «Берег» собирает и накапливает на своих объектах и территории отходы производства и потребления, образующиеся в результате деятельности товарищества, для дальнейшей передачи их другим лицам на транспортирование и размещение, без отчуждения своих прав на собственность по образующимся в результате деятельности отходам, в собственность другому лицу (согласно договора ВРКП ТБО № 4459/10 от 20.11.2009 года на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов, заключенному с ООО «»).

У товарищества: не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР) в целях уменьшения количества их образования, что является нарушением требований ст. ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.ст. 24, 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды»; отсутствуют паспорта на отходы I, IV класса опасности, образующиеся в результате деятельности ТСЖ «Берег», в установленном порядке согласованные территориальным органом МПР РФ, также отсутствуют свидетельства о классах опасности данных отходов, выдаваемые территориальным органом МПР РФ, что является нарушением требований ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона № 89 - ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», приказа МПР РФ от 02.12.2002 года № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода»; нет лиц, прошедших профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности, что является нарушением требований ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления»; нет лимитов на размещение отходов, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, что является нарушением требований ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды»; не представляется отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, что является нарушением требований ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления». В ходе проверки ТСЖ «Берег» (территория общего пользования; здание сторожки, постов № 1, общей площадью ориентировочно 30 кв.м), установлено, что у товарищества при осуществлении им деятельности образуются отходы производства и потребления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. А именно установлено, что от деятельности товарищества собственников жилья «Берег» образуются следующие виды и классы отходов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) IV-ro класса опасности код по ФККО 91200400 01 00 4; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, IV-ro класса опасности, код по ФККО - 8710300 01 00 5; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) IV-ro класса опасности код по ФККО 91100100 01 00 4; ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (лампы типа - ЛБ установленные в помещении ТСЖ «Берег» (пост № 1)) 1 -го класса опасности (опасные свойства отхода - токсичность), код по ФККО 3533010013011; прочие отходы (л.д. 26-29).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и в силу ст. 11 того же закона юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР).

Как следует из материалов дела, на момент проверки у ТСЖ «Берег» отсутствовал ПНООЛР.

В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I, IV класса опасности образующиеся в результате деятельности ТСЖ «Берег» должны быть составлены паспорта. Порядок паспортизации и типовые формы паспортов утверждены Правительством РФ. В нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления у ТСЖ «Берег» отсутствуют паспорта на опасные отходы, приказа МПР РФ от 02.12.2002 года № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода».

В силу ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны иметь должностных лиц, которые могут быть допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, и которые в свою очередь обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. В нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления у ТСЖ «Берег» отсутствуют должностные лица, которые могут быть допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности.

В силу ч. 2, 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица должны иметь лимиты на размещение отходов, которые устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией, а также юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В нарушение требований ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления у ТСЖ «Берег» отсутствовали на 2010 год и на момент проверки лимиты на размещение отходов.

В силу ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, должны вести учёт и представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ отчётность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении собственных отходов. Порядок представления отчётности в области обращения с отходами установлен федеральным органом исполнительной власти. Однако в ходе проверки установлено, что ТСЖ «Берег» не ведет в установленном порядке учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, тем самым нарушает требования ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления».

За вышеперечисленные нарушения требований законодательства в отношении должностного лица - управляющего ТСЖ «Берег» ФИО1, 11 марта 2011 года был составлен протокол об административном правонарушении № 34/181-03-11 по ст. 8.1 КоАП РФ, как несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

При таких обстоятельствах суд сделал вывод о правомерности привлечения управляющего ТСЖ «Берег» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободил от административной ответственности в силу малозначительности деяния.

Однако выводы о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения являются ошибочными.

До вступления в силу ст. 33 Федерального закона от 30.12.2008 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть до 01.07.2009 года под обращением с отходами, наряду с деятельностью по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, входила также деятельность, в процессе которой образуются отходы.

В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", понятие "обращение с отходами" определено в ст. 1 указанного Закона и включает в себя "деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов". Определение каждого термина содержится в указанной статье.

При этом образование отходов согласно действующему законодательству (с 01.07.2009 года) деятельностью по обращению с отходами не является.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в процессе осуществления ответчиком уставной деятельности (оказание услуг и выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества, а также имущества, принадлежащего членам товарищества) действительно образуются отходы, в частности, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) IV-ro класса опасности код по ФККО 91200400 01 00 4; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, IV-ro класса опасности, код по ФККО - 8710300 01 00 5; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) IV-ro класса опасности код по ФККО 91100100 01 00 4; ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (лампы типа - ЛБ установленные в помещении ТСЖ «Берег» (пост № 1)) 1 -го класса опасности (опасные свойства отхода - токсичность), код по ФККО 3533010013011; прочие отходы (л.д. 26-29).

При этом услуги по обращению с отходами, образующимися в деятельности ТСЖ «Берег»,оказываются специализированным организациями, имеющими соответствующие лицензии.

Обслуживание наружного освещения осуществляется по договору с ТСЖ «Берег» специализированной организацией ООО ».

Транспортировку, размещение (хранение, складирование), использование (сортировку, переработку) твердых бытовых отходов I - V классов опасности, образующихся в деятельности ТСЖ «Берег», осуществляет ООО «», на основании заключенного с ответчиком договора N 33-151 от 01.01.2006 года.

В соответствии с п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежит лицензированию "деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности)".

Оценив представленные доказательства и проанализировав вышеуказанные нормы права, прихожу к выводу о том, что ТСЖ «Берег» не осуществляет ни один из видов деятельности по обращению с отходами в смысле, придаваемом ему статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности по обращению с отходами ответчик не имеет.

Образование отходов в процессе хозяйственной деятельности ТСЖ «Берег», на которое указывается в постановлении и решении суда, согласно действующему законодательству (ст. 1 Закона "Об отходах производства и потребления"), деятельностью по обращению с отходами не является, следовательно, не влечет ответственности Бойко за вышеуказанное экологическое правонарушение.

Производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 апреля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении управляющего Товариществом собственников жилья «Берег» ФИО1 ОТМЕНИТЬ, производство по делу прекратить.

Судья Волгоградского подпись

областного суда: Сарбасов М.Н.